Тема занятия: «Мышцы тела»
План изучения мышечной системы человека.
1. Строение.
2. Функции.
3. Виды, группы.
4. Работа мышц.
5. Регуляция деятельности.
. 1. Как устроена мышца?
Мышца = тонкая соединительная оболочка + пучки поперечно-полосатых мышечных волокон в соединительнотканных оболочках (каждое мышечное волокно тоже имеет тонкую соединительнотканную оболочку) + кровеносные сосуды + нервы + сухожилия.
Мышечное волокно – это видоизмененная мышечная клетка. Внутри мышечного волокна находятся тонкие сократительные нити – миофибриллы и большое количество ядер.
Мышечные волокна бывают двух типов:
– красные; сокращаются медленно, но могут долго находиться в сокращенном состоянии;
– белые; сокращаются быстро, но и быстро устают.
Красные и белые мышечные волокна различаются составом и количеством миофибрилл.
Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов:
– толстых, образованных белком миозином;
– тонких, образованных белком актином.
Под микроскопом на поперечном разрезе толстые и тонкие нити миофибрилл видны как чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани – поперечно-полосатая.)
Какую роль играют кровеносные сосуды?(Обеспечивают питание, снабжают О2 и выводят СО2)
Какую роль играют нервные окончания?
К скелетным мышцам подходят нервы, содержащие чувствительные и двигательные нейроны. По чувствительным нейронам передаются импульсы от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов в центральную нервную систему, где обрабатываются и при необходимости передается сигнал о сокращении конкретной мышцы.
По двигательным нейронам проводятся импульсы (о необходимости сокращения) от спинного мозга к мышце, в результате чего мышца сокращается.
|
Таким образом, сокращение мышц в организме совершается рефлекторно.
В то же время на двигательные нейроны спинного мозга оказывают влияние импульсы из головного мозга (о желании человека выполнить то или иное движение), в частности из коры больших полушарий. Это делает движение произвольными.
Основное свойство мышечной ткани – сократимость. На этом свойстве основана работа мышц.
В возбужденном состоянии мышца укорачивается и утолщается – сокращается, когда бицепс сокращается, увеличивается его объем и укорачивается его длина. Сокращаясь, мышцы приводят в движение части тела, обуславливают перемещение организма или поддержание определенной позы.
Для опускания руки трицепс сокращается, увеличивая свой объем, его сухожилие тянет за
локтевую кость. В это время бицепс находится в состоянии покоя и удлинения.
Мышцы-антагонисты – мышцы, которые выполняют противоположные движения.
При удержании тяжести на вытянутой руке бицепс и трицепс напряжены одновременно (см. Рис. 3). В данном случае они работают как синергисты.
Мышцы-синергисты – мышцы, которые вместе выполняют одно и то же движение.
Перечислите, какие функции выполняют мышцы?
Какие функции выполняет мышечная система?
Мышцы помогают человеку:
1. передвигаться в пространстве (ходить, бегать)
2. двигать отдельными частями тела
3. мимические мышцы лица помогают выразить чувства, эмоции и настроение
|
4. мышцы помогают поддерживать равновесие и определенную позу
5. со скелетом они предают форму телу (если мышцы тренированы, то теле имеет красивую форму)
6. мышцы обеспечивают нормальное функционирование внутренних органов (сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания и пищеварения)
7. мышцы гортани и языка помогают членораздельно говорить.
Систематические занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на внешние формы тела, способствуют его пропорциональному развитию, особенно, в детском и юношеском возрасте.
Регулярные занятия гимнастикой с отягощениями (гантели, бодибары, резиновые жгуты и т.д.) и упражнениями с аэробной направленностью (прыжки на скакалке, обруч, шейпинг и т.д.) помогают в формировании правильного телосложения, и позволяют исправить отдельные недостатки фигуры.
Занятия физическими упражнениями благоприятно отражаются на состоянии мышц, укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, связки и сухожилия. Постоянные занятия физическими упражнениями с утяжелителями приводят росту объема и силы мышц.
Правильной осанке способствует равномерное выполнение упражнений на отдельные мышечные группы. Гимнастические упражнения и плавание в бассейне являются основными средствами для улучшения осанки школьников.
Осанка — это признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности.
Профилактика нарушения осанки — это не разовое действие, а процесс, состоящий из постоянных и регулярных занятий. Если осанка уже нарушена, то самый действенный способ ее исправления — активные занятия физическими упражнениями. Упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво.