I. Новая научно-техническая революция ХХ столетия




ХХ в. – это век, когда наука и техника получили революционное развитие, которое началось с физики и базируется на новых результатах, достигнутых в ходе революции в ней. И когда ХХ в. называют «веком физики», это соответствует действительности. В XIX в. и еще раньше знание материального мира в основном оставалось на уровне вещества, наиболее репрезентативной в этом отношении являлась механика Ньютона (конечно, еще до нее существовала физика Галилея). Благодаря закону всемирного тяготения, а также трем великим законам механики она дала удовлетворившее всех объяснение взаимодействия тел объективной природы, а также происходящих под его влиянием изменений. В конце XIX в. многие ученые пришли к выводу, что исследования в области физики дошли до своего предела и в этой области науки уже ничего нельзя открыть. Однако в это время было обнаружено, что некоторые материальные объекты могут излучать неизвестные до этого лучи, причем их масса может уменьшаться. Пришло осознание того, что прежние знания о материальном мире недостоверны.

Возникло противоречие с учением классической физики. Согласно представлениям последней, мир состоит из атомов, которые неделимы, атомы имеют массу, материя неуничтожима. В рамках подобного теоретического понимания открытие радиоактивности означало, что атомы могут уничтожаться, а следовательно, и материя тоже может уничтожаться. Данная проблема стимулировала изучение многими физиками структуры атома. В 30-х гг. ХХ столетия открыли новый «кирпичик космоса» – элементарные частицы; была обнаружена структура атома, выяснено, что он состоит из ядра и вращающихся с большой скоростью вокруг него электронов, несущих электричество; в свою очередь ядро атома состоит из протонов, несущих положительное электричество, и нейтронов, не обладающих им; в результате появилась новейшая физическая теория – квантовая физика.

Это была революция в истории развития физики, она углубила представления ученых о материальном мире. Раньше исследования велись на уровне вещества, позднее – на уровне атома, теперь, после открытия структуры атома и создания квантовой физики, они перешли на более глубокий, чем атом, уровень элементарных частиц. Это не только привело к значительному углублению представлений о мире, например познанию материального единства мира, происхождения и эволюции Вселенной. Более важным явилось то, что это революционное развитие физической теории значительно повысило способность человечества использовать и преобразовывать материальный мир (включая способность преобразования атомов, более того, создания новых), привело к революции в области техники. Она проявилась главным образом в трех знаковых результатах.

Первый – создание атомной бомбы.

В начале 1945 г. США создали атомную бомбу и 7-го и 9-го августа того же года сбросили ее на Хиросиму и Нагасаки. Громадная разрушительная сила атомной бомбы потрясла мир и в значительной степени способствовала завершению Второй мировой войны. Создание обладающей громадной мощностью атомной бомбы непосредственно связано с новыми знаниями ученых о структуре материи, полученными ими в ходе революции в физике. Один из главных представителей квантовой физики, инициатор создания атомной бомбы А. Эйнштейн был напуган ее громадной разрушительной силой. А. Эйнштейн – великий физик, а также выдающийся мыслитель и философ. Будучи проницательным человеком, он понял, что впервые в истории человечество стало обладать силой, могущей уничтожить весь мир. С этого момента способность человечества преобразовывать природу поднялась на небывалую высоту.

Второй – изобретение и использование вычислительных машин.

Во время Второй мировой войны в целях создания нового оружия американские ученые приступили к изучению новейшей вычислительной техники. Математик фон Нейман в 1946 г. создал проект вычислительной машины, которая появилась в 1949 г.

Изобретение и использование ЭВМ привело к начавшемуся во второй половине ХХ столетия и продолжающемуся до сих пор стремительному прогрессу вычислительной и информационной техники. Успех в создании ЭВМ также является результатом революции в области физики. Именно благодаря тому, что физика в своем познании материи смогла дойти до более мелкого, чем атом, уровня, была создана электроника и появилась возможность использовать ее достижения для сбора, переработки и распространения информации. Новая техника позволила частично заменить способности человеческого мозга, она намного повысила возможности человека в скорости подсчета операций. Благодаря этому человечество приобрело важный инструмент для изучения сложных теоретических и технических вопросов и овладения ими, расширило пространство для исследований, значительно повысило способности человечества по познанию и преобразованию мира.

Третий – обнаружение структуры двойной спирали ДНК.

При изучении наследственности уже давно было обнаружено, что жизнь человека определяется наследственными генами, которые содержат в себе дезоксирибонуклеиновую кислоту, находящуюся в хромосоме ядра клетки, то есть ДНК. Однако структура молекулы двойной спирали ДНК была открыта лишь в 1953 г. Д. Уотсоном и Ф. Криком. Предпосылкой для этого открытия также послужила революция в физике. Революционное развитие физики привело к появлению разных типов микроскопов и другого экспериментального оборудования, благодаря чему для исследований в области биологии и химии ученые получили такой эффективный инструментарий, который ранее им трудно было себе представить. Открытие структуры двойной спирали ДНК явилось результатом использования именно этого инструментария. Данное открытие позволило вести исследования в области биологии на молекулярном уровне, на этой основе появилась бионика, биотехнология – генная инженерия. Это означает, что человечество овладело тайнами жизни и что оно может по своему желанию сознательно преобразовывать биологические виды, более того, может создавать лабораторным путем живые существа, ранее не существовавшие в природе. Жизнь – это самое сложное, что существует в мире; благодаря открытию структуры двойной спирали ДНК способность людей познавать и преобразовывать мир поднялась на немыслимую высоту, поскольку у человека появилась возможность создавать новую жизнь; в определенном смысле можно сказать, что он стал «императором».

В ХХ столетии было сделано большое количество других важных технических изобретений, например появление новых материалов и космической техники и т. д., все они так или иначе связаны с революционным развитием физики, позволили преодолеть ограниченные возможности человека в отношении природы и открыли ему пространство для нового развития.

 

БИЛЕТ

Первая половина 1970-х гг. оказалась переломной для развития индустриальной экономической модели. Толчком для ее радикальной перестройки стал «нефтяной шок» 1973 г. Неудачное участие Египта и Сирии во второй арабо-израильской войне заставило арабские страны, занимавшие ведущие позиции в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), использовать свое положение для экономического давления на западные державы. В октябре 1973 г. ОПЕК приняла беспрецедентное решение о повышении цен на нефть с 3 до 11,65 долл. за баррель (159 куб. дм). Несмотря на урегулирование политических аспектов кризиса, жесткая политика ОПЕК на нефтяном рынке сохранялась и в последующие голы - к 1982 г. цена за баррель нефти возросла уже до 34 долл. Это поставило экономику развитых индустриальных стран на грань глобального энергетического кризиса.

Ведущие отрасли промышленного производства - машиностроение, химическая и сталелитейная промышленность, черная и цветная металлургия, традиционно базировались на энергозатратных технологиях, и их развитие требовало постоянного увеличения энергетической базы. На протяжении 1950-1960-х гг. благодаря стабильным и низким ценам на мировом нефтяном рынке США и европейские страны могли устойчиво наращивать импорт нефти и даже сокращать ее добычу на своей территории. Только в США в 1960-х гг. потребление нефти увеличивалось на 6 % ежегодно при сокращении добычи на 1,5 %. «Нефтяной шок» 1973 г. положил конец этому беспечному «благоденствию».

Резкий подъем цен на нефть не только привел к огромным убыткам, падению промышленного производства и сокращению инвестиций, но и вызвал необходимость технологической переориентации всей промышленной базы. В долгосрочной перспективе это имело позитивное значение. Сокращение потребления нефти заставило более интенсивно разрабатывать и внедрять энергосберегающие технологии. За счет расширения добычи и использования угля, развития атомной энергетики более сбалансированной стала структура потребления энергоносителей. Разработка новых месторождений нефти на шельфе Северного моря и на Аляске в дальнейшем пошатнула гегемонию ОПЕК на мировом нефтяном рынке. Однако для этих изменений требовалось время и немалые дополнительные инвестиции.

Менее чем через год после «нефтяного шока» экономика западных стран была ввергнута в кризис перепроизводства - первый классический кризис за весь послевоенный период. Увеличение издержек производства, связанных с повышением цен на нефть, привело к росту себестоимости продукции почти всех отраслей хозяйства. Когда товарные запасы, имевшиеся осенью 1973 г.. закончились, то начался стремительный рост оптовых и розничных цен. Вызванное им сокращение платежеспособного спроса в сочетании с ухудшением инвестиционного климата привело к снижению уровня производства на протяжении девяти месяцев 1974 г. Падение промышленных показателей в США составило 15 %, в Италии и Франции -14 %, в ФРГ - 8 %, в Великобритании - 7 %. Кризис перепроизводства вызвал рост безработицы, что, в свою очередь, еще больше сокращало потребительский спрос и уровень инвестиционной активности.

Особенностью кризиса 1974 г. стало быстрое ухудшение конъюнктуры именно в передовых, науко- и капиталоемких отраслях. Под ударом оказались предприятия и кампании, связанные со всемирно известными крупнейшими корпорациями и банками. Поэтому кризис 1974 г. не стал обычным «фильтром», отсеивающим наименее конкурентоспособных производителей. Он породил общую долговременную стагнацию индустриальной производственной системы.

В 1976-1979 гг. в странах Запада наметился экономический подъем, но его темпы (средний ежегодный рост на 2,4%) были несравнимы с динамикой предыдущих лет. По-прежнему были сильны инфляционные процессы, высок уровень безработицы. Накапливались бюджетные дефициты. В конце 1970-х гг. произошел второй «нефтяной шок» - после ^свержения в 1979 г. шахского режима в Иране и начала ирано-иракской войны страны ОПЕК повысили цены на нефть в два раза.

В этой ситуации наиболее пострадали развивающиеся страны. Их внешняя задолженность выросла к концу 1981 г. до беспрецедентной суммы в. 530 млрд долл. Ведущие страны Запада оказались в более выигрышном положении. Большая часть доходов стран ОПЕК была размещена на депозитах в западных банках. США для компенсации финансовых потерь с успехом использовали наращивание банковских процентных ставок и рост курса доллара. Но эти факторы не смогли предотвратить наступление нового циклического кризиса. В 1980-1981 гг. суммарный объем промышленного производства вновь существенно снизился. Масштабы кризиса оказались меньшими, чем в 1974_1975 ГГ-! но и они превосходили обычные для послевоенного периода рецессии. В ведущих индустриальных странах сокращение объема производства достигало 7-8 %. Становилось очевидно, что негативная динамика экономического развития отражает процессы более глубокие, нежели колебания нефтяного рынка. В основе ее лежала долговременная тенденция перенакопления капитала.

Структурный кризис 1970-х гг. был вызван снижением эффективности «смешанной экономики», основанной на сочетании массового производства, монополистической конкуренции и кейнсианского регулирования. Сработали все разрушительные особенности «Великой депрессии» - «замораживание» совокупного предложения и спроса под воздействием структурных особенно­стей монополизированной экономики, невозможность «ценового выхода» из кризиса. Но если в 1930-х гг. эти противоречия были преодолены с помошью государственного стимулирующего вмешательства, то теперь государствен­ное регулирование превратилось в еще один кризисный фактор.

БИЛЕТ

Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии
В данном регионе намечается тенденция формирования так называемого азиатского технологического пространства от Японии и Южной Кореи через Тайвань, Гонконг и Сингапур до Малайзии, Тайланда, Филлипин, Китая и Индонезии.
Южная Корея за короткий срок прошла путь от отсталой японской колонии до одного из наиболее конкурентоспособных государств мира.
Южная Корея отличается наиболее высокими темпами экономического роста. По основным макроэкономическим показателям она, прежде всего, претендует на место в группе ведущих индустриальных стран. Корейский прогноз экономического развития определяет доход на душу населения: 13364 долл. – в 1997г., 16372 – к 2000г. при 100долл. в середине 50гг., а рост экспорта – 12 – 13%.
Главные ориентиры экономической модели Южной Кореи – удовлетворение потребностей внешнего рынка. Для этого здесь с начала индустриализации были приняты конкретные меры:
- создание специальных организаций по стимулированию экспорта;
- создание льготного режима вплоть до освобождения от налогов фирм, производящих продукцию на экспорт, и выдача им кредитов на льготных условиях;
- стимулирование привлечения иностранных займов, кредитов.
Одной из главных черт южно-корейской модели является огромная роль государства в экономическом развитии, которая способствовала привлечению внутренних и внешних инвестиций для целей индустриализации.
Гонконг с июля 1997г. перешел под юрисдикцию Китая. Это один из городов с опережающими темпами развития рыночной экономики. Он одновременно является крупнейшим финансовым и промышленным центром мира и торгово-портово-туристической базой Юго-Восточной Азии.
Достигнув за короткое время основных параметров высокоразвитых стран Запада, экономику Гонконга в настоящее время можно отнести к постиндустриальному типу развития, где более 80% ВВП создается в сфере услуг, около 18 – в промышленности и 0,2% - в сельском хозяйстве, а ВВП на душу населения превышает 24 тыс. долл.
В Гонконге действует 110 000 торговых фирм, 924 региональные штаб-квартиры и 1606 региональных офисов иностранных компаний, занятых в сфере распределения. Основная форма их деятельности – импорт товаров для местного потребления и их реэкспорт в третьи страны.
Сингапур – наиболее развитая в экономическом отношении страна Юго-Восточной Азии. Вместе с Гонконгом, Южной Кореей и Тайванем прочно входит в число новых индустриальных стран.
Как и Гонконг, Сингапур является крупнейшим региональным и международным центром торговли, финансов, маркетинга и услуг.
Малайзия отличается большим динамизмом, и эта страна занимает одно из ведущих мест в мире по производству ряда товаров.
Малайзия обладает значительным ресурсным потенциалом среди стран Тихоокеанского региона. Главное экономическое богатство – цветные металлы: олово, бокситы, железная руда; из топливных ресурсов – нефть. В международном разделении труда Малайзия занимает ведущее место по производству и экспорту пальмового масла, каучука. Высоко развита лесная промышленность.
Тайвань признан одним из лучших не только в области электроники и отраслей легкой промышленности, но и в развитии машиностроения, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительной индустрии.
Новые индустриальные страны Латинской Америки
В отличие от Юго-Восточной Азии Латиноамериканский регион сохраняет пока еще черты внутренней политической нестабильности, оппозиционные настроения части населения, переходящие в военное противостояние, частые смены правительства и т.д.
В настоящее время страны Латинской Америки, пройдя путь от колониальной зависимости до политической и экономической самостоятельности, занимают промежуточное положение между высокоразвитыми и развивающимися странами мира. По темпам уровня развития, степени участия в международном разделении труда особенно выделяются три латиноамериканских гиганта – Мексика, Бразилия, Аргентина.
Бразилия самое крупное государство Южной Америки за последнее десятилетие добилась больших успехов в создании современного промышленного производства, превратившись из аграрной в индустриально-аграрную страну.
Наиболее развитой отраслью экономики страны является машиностроение и металлообработка. Одним из приоритетных направлений экономической стратегии является производство электронно-вычислительных машин и техники. Национальные предприятия Бразилии обеспечивают более 50% внутренних потребностей в средствах информатики (для сравнения: в 50-60гг. бразильская экономика почти полностью зависела от закупок иностранной технологии).
Мексика – одна из крупных латиноамериканских стран, которая выбралась из полосы социально-экономических и политических потрясений 80-х гг., и в 90-х гг. ее экономика пошла в гору.
Основным стержнем экономического роста является обрабатывающая промышленность, на долю которой приходится около 24% ВВП. Так называемый сектор «микилодорас» объединяет производство автомобилей, электробытовой техники, аппаратуры и занимает доминирующие позиции с экспортной ориентацией. Идет процесс модернизации экспорта. Произошли существенные сдвиги в балансе торговых операций. Если в 1980г. сальдо торгового баланса Мексики было отрицательным, то в последующие годы оно трансформировалось в положительное.
Активная позиция государства наблюдается в модернизации сельскохозяйственного сектора. Это, прежде всего повышение рентабельности сельскохозяйственного производства, государственная помощь в создании промышленных предприятий в сельской местности для переработки сырья, поддержка в организации сбыта сельскохозяйственной продукции, получении инвестиционных кредитов и т.д.
Вслед за Бразилией и Мексикой по модели интенсивного развития идет Аргентина, занимающая третье место в Латинской Америке по объему реального ВВП, а по объему ВВП на душу населения и темпам его прироста – ведущее место в регионе.
В 90-е гг. правительство Аргентины проводило курс по оздоровлению экономики, ведущая роль в которой от государства переходит к частному сектору. Важнейшими элементами оздоровления являются приватизация предприятий госсекторов, жесткий бюджетный контроль, либерализация внешнеэкономической деятельности через открытие внутреннего рынка для конкуренции иностранных компаний, новый режим налоговой политики.
После долгих лет стагнаций Аргентине в 1991г. удалось сменить ход экономического развития, и за период 1991-2000гг. ВВП вырос почти в 2,5 раза и в 2000г. составил 436,9 млрд. долл.
Переход к рыночным механизмам позволил оживить промышленное производство. Устойчивое развитие наблюдается в экспортных отраслях (химическая промышленность, металлургия – производство чугуна и стали, пищевая промышленность). Раньше чем в других латиноамериканских странах здесь были созданы отрасли, связанные с современными технологиями.
Продукция сельского хозяйства (зерновые, говядина, шерсть) составляет 70% экспорта страны, что дает более 75% валютных поступлений. Основными торговыми партнерами являются США, Япония, Бразилия, страны Западной Европы.

Б ИЛЕТ

Тяготы Первой мировой войны укрепили политиков и общественность западных стран в стремлении придать международным отношениям проч­ный правовой характер. Уже в годы войны началось активное обсуждение проектов Лиги наций - межгосударственной организации, способной обеспечить всеобщий мир и безопасность. В преддверие Парижской конференции инициативу в этом вопросе проявил президент США В. Виль­сон. Человек глубоко религиозный, известный своими мессианскими настроениями и страстной приверженностью идеалам «новой свободы» (в духе социального либерализма) Вильсон стремился привнести в миро­вую политику дух конструктивного сотрудничества, гуманизма и демок­ратии. Но его идеализм диссонировал с прагматичной стратегией не только английских и французских, но и большинства американских поли­тиков. Обсуждение устава организационных принципов Лиги наций на Парижской конференции проходило в жесткой борьбе, где каждая делега­ция пыталась добиться преимущества для собственной страны.Итоговая концепция Лиги наций отразила полное преобладание интере­сов европейских держав и их нежелание отказться от имперской стратегии.Во многом концепция Лиги наций стала отражением популярного на рубеже XIX-XX вв. представления о «цивилизаторской миссии белого человека». Характерно, что предложение японской делегации о включении в устав организации статьи о равенстве рас было отклонено. Тем не менее создание Лиги наций стало настоящим прорывом в осознании мира в качестве единой политико-правовой системы, где субъекгность отдельного взятого государ­ства, нации или народа неразрывно связана с общими принципами и нормами взаимоотношений.Разработанный на Парижской конференции устав Лиги наций исчерпывающе характеризовал идеологические и правовые основы новой организации. В преамбуле провозглашались принципы междуна­родного сотрудничества: противодействие войне; развитие открытых, справедливых отношений между странами на основе установления и признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных дого­воров. Устав закреплял три типа государственно-правового статуса членов Лиги. Первую группу составили государства-учредители, под­писавшие устав как часть мирных договоров (это были союзные и присоединившиеся к ним державы). Вторая категория состояла из стран, которые не участвовали в мировой войне и подписании мирных договоров - шести европейских, шести латиноамериканских стран и Ирана. Все они были приглашены присоединиться к уставу Лиги. К третьей группе.относились все остальные государства. Для их присое­динения к Лиге необходимо было проводить. специальную процедуру голосования и добиться согласия не менее двух третей государств, представленных на Ассамблее. В соответствии с уставом вступить в Лигу могло любое государство, доминион > или «самоуправляющаяся» колония. Предусматривалась и процедура выхода из Лиги. Стремящее­ся покинуть организацию государство должно было объявить о своем решении за два года, в течение которых было обязано выполнять все требования устава и другие обязательства перед международным сооб­ществом. Исключение из Лиги наций рассматривалось как возможный вариант наказания за нарушение ее устава.Главными органами Лиги стали Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат. Ассамблея являлась собранием, состоявшим из представите­лей всех членов Лиги, и созывалась, как правило, один раз в год или при политической необходимости. Ассамблея могла рассматривать любые воп­росы, касающиеся «мира во всем мире». На заседаниях Ассамблеи делега­ции стран должны были иметь не более трех представителей, и каждая страна имела один голос. Совет Лиги первоначально состоял из пяти постоянных представителей (Великобритании, Италии, США, Франции, Японии) и четырех временных, избиравшихся из членов Лиги на Ассамб­лее. Совет должен был собираться не реже одного раза в год и рассматри­вать весь круг вопросов, находившихся в компетенции Лиги. Каждый член Ассамблеи имел один голос. Любое государство - член Лиги могло уча­ствовать в заседаниях Совета, если обсуждался вопрос, затрагивавший его интересы. За исключением специально оговоренных случаев, все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса, т.е. едино­гласного голосования. Решения по вопросам процедуры, а также выборов в различные комитеты принимались большинством голосов. Международ­ный Секретариат создавался для организационного обеспечения деятель­ности организации. Местом его расположения была выбрана Женеве. Первым генеральным секретарем Лиги наций стал английский дипломат Э. Друммонд.Устав Лиги наций закреплял и важнейшие направления ее деятель­ности. Вводилась практика обязательной регистрации всех международ­ных договоров в Секретариате Лиги с последующим их опубликованием. Под эгидой Лиги наций создавалась система интернациональной опеки бывших германских колоний и арабских провинций Османской империи (мандатная система). Члены Лиги наций призывались активно сотрудни­чать с существующими международными организациями, в том числе Красным крестом, Всеобщим почтовым союзом. Лига наций должна была также добиваться свободы торговых путей и справедливого отноше­ния к торговле со стороны всех членов организации. Она получила право осуществлять контроль за торговлей опиумом и другими опасными лекар­ствами, а также торговлей оружием в странах, где «такой контроль необходим в общих интересах». Совет Лиги наций должен был раз в пять лет разрабатывать планы «снижения вооружений» и предлагать его прави­тельствам для рассмотрения. Государства- члены Лиги обязались обме­ниваться «полной и честной» информацией об уровне национальных вооружений, военных программ, военном производстве.Государства- члены Лиги принимали на себя обязательства «про­тиводействовать агрессии, уважать территориальную целостность и су­ществующую политическую независимость членов Лиги». В каждом конкретном случае Совет должен был определить степень угрозы агрес­сии и меры, необходимые для ее предотвращения. Агрессия против любого государства - члена Лиги должна было рассматриваться как акт войны против всех членов Лиги. В этом случае, помимо предлагаемых Советом санкций, все государства должны были прекратить любые отношения с агрессором. Сами санкции могли носить только диплома­тический или экономический характер, поскольку своих вооруженных сил Лига наций не имела.Рассмотрение случаев нарушения норм международных отноше­ний и военной опасности должно было происходить на Совете или Ассамблее по инициативе одного из государств — членов Лиги. Устанав­ливалось правило, в соответствии с которым любые конфликты между государствами - членами Лиги, угрожающие военным столкновением, должны были первоначально рассматриваться в Совете Лиги либо по­средством международном арбитража. Для третейского рассмотрения межгосударственных споров в системе Лиги наций в 1921 г. был создан Международный суд. Его Постоянная палата, состоявшая из 9 судей, представлявших разные страны, располагалась в Гааге.Устав Лиги наций призывал к развитию справедливых и гуманных условия труда. Для того чтобы расширить сферу этой деятельности, была создана автономная Международная организация труда (МОТ), к вступле­нию в которую приглашались все страны, независимо от их членства в Лиге. Под эгидой МОТ происходили трехсторонние консультации с учас­тием правительственных органов, предпринимателей и профсоюзов. Кон­ференции _МОТ организовывались не реже одного раза в год. Решения этой организации носили, естественно, рекомендательный характер, но сыграли важную роль в формировании основ современного трудового зако­нодательства. Не менее значимой стала деятельность Международной орга­низации здравоохранения (МОЗ), также сформированной под эгидой Лиги наций, но имевшей автономный статус. Конференции МОЗ посвящались преимущественно санитарным проблемам, вопросам повышения квалифика­ции медицинских работников, контролю за использованием опасных меди­цинских препаратов. В 1922 г. при Совете Лиги наций был образован Комитет интеллектуального сотрудничества, впоследствии преобразованный в Меж­дународную организацию интеллектуального сотрудничества (прообраз буду­щего ЮНЕСКО). Его деятельность носила сугубо гуманитарный характер, но весьма способствовала популяризации Лиги наций и идеологическому обо­снованию ее деятельности. Любопытно, что по инициативе Комитета интел­лектуального сотрудничества впервые была разработана концепция измене­ния учебников по истории в европейских странах, призванная воспитывать в молодом поколении дух сотрудничества и миролюбия.Стратегическим направлением деятельности Лиги наций оставалась борьба за разоружение и утверждение принципов пацифизма в мировой политике. В первые послевоенные годы арбитраж Лиги наций сыграл важную роль в урегулировании нескольких региональных конфликтов в Европе, в том числе между Польшей и Литвой (из-за города Вильно), Финляндией и Швецией (из-за Аландских островов), Грецией и Италией (из-за острова Корфу). Но попытки повлиять на развитие событий в Закав­казье, а также вмешаться в советско-польский конфликт были пресечены Советской Россией.По мере стабилизации политической ситуации в Европе Лига наций перешла к попыткам создать стабильную систему международной безо­пасности. В сентябре 1922 г. Ассамблеей Лиги наций была принята резолюция, которая предусматривала необходимость заключения между ' странами-членами договора о коллективной безопасности. В развитие этой идеи был подготовлен проект «Договора о взаимной помощи», который предусматривал осуждение любой наступательной войны, зак­реплял обязательность поэтапного разоружения, утверждал право на со­здание региональных гарантийных пактов. В 1923 г. проект был разослан правительствам, в том числе и стран, не являвшихся членами Лиги наций. Великобритания, скандинавские страны, Италия, Германия, СССР и США по разным основаниям отвергли его. Наибольшие разногласия вызвало ' уточнение возможных форм взаимной помощи и противодействия агрес- ■ сии, а также само юридическое определение агрессии. Правительство Великобритании жестко критиковало идею региональных гарантийных пактов, видя в ней попытку Франции возродить стратегию блоковой дипломатии. Из-за противоборства Великобритании не удалось ратифици­ровать и Женевский протокол об арбитражном урегулировании междуна- I родных споров, утвержденный в 1924 г. на V сессии Ассамблеи Лиги наций. Спустя год на конференции в Локарно французской дипломатии при поддержке активистов пан-европейского процесса из различных стран все же удалось добиться создания первой региональной гарантийной системы. Но в дальнейшем дискуссии о путях обеспечения международ­ной безопасности разгорелись с новой силой.Не имея возможности преодолеть разногласия в Совете Лиги наций, французская дипломатия попыталась перевести обсуждение проблемы безо­пасности на уровень прямых межгосударственных связей. В 1928 г. по инициативе Франции и США состоялось подписание пакта об отказе от войны как средства политики и признании международного арбитража обязательным способом урегулирования межгосударственных конфликтов («пакт Бриана-Келлога»). В дальнейшем к пакту присоединились еще 48 государств. Развивая этот успех, Аристид Бриан обратился в сентябре 1929 г. к X сессии Ассамблеи Лиги Наций с «Меморандумом об основных принципах панъевропейского процесса». Бриан завил, что создание панъев­ропейской системы является наиболее эффективным способом «установле­ния мира и ликвидации того анархического состояния межгосударственных связей в Европе, при которых сохраняется сама возможность возникновения конфликтов». В мае 1930 г. правительство Франции разослало всем государ­ствам Европы, включая СССР, «Меморандум об организации режима Феде­ративного европейского союза».Таким образом, французская дипломатия впервые увязала решение проблемы международной безопасности с созданием наднациональной системы политического, экономического и гуманитарного сотрудниче­ства. Подобный подход получил одобрение со стороны Югославии, Румы­нии, Болгарии, Чехословакии, Греции. Против панъевропейского проекта выступили Великобритания, Нидерланды и Бельгия, опасавшиеся утраты «особых отношений» со своими колониями. Германская дипломатия в целом поддержала панъевропейскую идею, но первоначально добивалась полной отмены несправедливых статей Версальского договора. Фашистс­кая Италия вообще призвала к союзу «молодых наций» против «старой Европы». Ситуация вновь зашла в тупик. Призыв Женевской конференции 1932 г. к созданию «организации мира» в Европе, в том числе к объедине­нию европейских стран пактами о ненападении и взаимопомощи при нападении, а также предоставлению всем участникам этой системы равно­го военно-правового статуса, не возымел действия. Европа и весь мир уже стояли на пороге нового витка гонки вооружений. Появление на междуна­родной арене нацизма предопределило окончательный крах Лиги наций. В 1930-х гг. она стала заложником политики умиротворения, проводимой ведущими западными странами.В первые месяцы после начала мировой войны ни Совет, ни Ассамблея Лиги наций не обсудили сложившуюся ситуацию. Лишь после начала советско-финской войны по инициативе Финляндии был поставлен вопрос о санкциях против Советского Союза. 14 декабря 1939 г. на чрезвычайной сессии Ассамблеи было принято решение об исключении СССР из Лиги наций. При этом вопрос о нападении Германии на Польшу вообще не обсуждался, поскольку немецкое пра­вительство через свое посольство в Женеве очень недвусмысленно дало понять, что не будет считать себя ограниченным суверенитетом Швейцарии в случае, если «Англия и Франция используют Совет и Ассамблею против Германии в целях пропаганды». В дальнейшем секретариат Лиги наций продолжал исполнять свои функции, но ника­кого реального политического веса организация уже не имела. Оконча­тельно полномочия Лиги наций были прекращены 18 апреля 1946 г., т.е. через полгода после вступления в силу устава Организации Объе­диненных Наций.

Б ИЛЕТ

Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание причины появления всех ее элементов. Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств. Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства. Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Це



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: