От времени Древнего царства сохранилось очень много разнообразных статуй. Некоторые из них были найдены при раскопках храмов. Однако подавляющее число скульптур происходит из заупокойных сооружений — царских пирамидных храмов и гробниц знати. Все эти статуи также предназначались для культовых целей, не всегда еще нам известных с достаточной определенностью.
Наряду со статуями царей, богов и вельмож, от времени Древнего царства, как и от предыдущего периода, дошли статуи и статуэтки связанных пленных иноземцев, применявшиеся во время отдельных обрядов, статуэтки детей и женщин... слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы вельмож для обслуживания их в загробном мире.
Таким образом, скульптура Древнего царства в основном сохраняет то же назначение, которое она имела в предшествующий период, однако в пределах почти каждого круга скульптур наблюдается определенное развитие. Значительно расширяется иконография культовых статуй: появляются канонические фигуры царя, стоящего с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком набедренном опоясании, в короне Южного или Северного Египта; сидящего в таком же одеянии, с царским платком на голове; коленопреклоненного, с двумя сосудами в руках; статуи фараона в образе сфинкса; групповые скульптуры — царь с богами, царь с царицей.
Статуи вельмож следуют основным типам царских статуй: наряду с существовавшими ранее сидящими фигурами, появляются и стоящие скульптурные группы супружеских пар.
Прекрасное владение обработкой камня позволило шире использовать камень и для скульптур. До нас дошли статуи из красного и черного гранита, диорита, алебастра, шифера, известняка, песчаника.
|
Наряду с каменными скульптурами имелись деревянные, что, по-видимому, было связано с их использованием при некоторых обрядах.
Естественно, что для этого нужны были легкие деревянные скульптуры. Думается, что именно этим и объясняется наличие деревянных скульптур в гробницах некоторых лиц, принадлежавших к высшей знати и имевших все возможности поставить в свою гробницу каменную статую. Не случайно, что все деревянные статуи были приблизительно одного размера, очень удобного для совершения указанного обряда, — около одного метра в высоту.
Статуи изготовлялись также из металла. Нам известны только две скульптуры из меди. Вероятно, такие статуи высоко ценились из-за технических трудностей изготовления и были достаточно редки. Следует учитывать, конечно, и тот факт, что медь сохраняется гораздо хуже других материалов.
Для мелкой пластики широко использовали кость, фаянс, реже — дерево и камень.
При всем возросшем, по сравнению с предшествующим периодом, разнообразии поз скульптур царей и знати Древнего царства они все же достаточно ограничены, причем для всех положений равно характерны неподвижность и покой, что достигалось строгим соблюдением фронтальности и симметричности в построении фигуры. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, в руках почти одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур были окрашены в красновато-кирпичный цвет, женских — в желтый, волосы у всех были черные, одежды — белые. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высечены.
|
Единство изобразительных средств культовой скульптуры Древнего царства было вызвано как ее назначением, так и условиями ее развития. Приподнятость образа подчеркивала высокое социальное положение изображенного человека. В то же время культовый характер статуй делал чрезвычайно трудными попытки изменить принятую расцветку или позы, причем последние к тому же были ограничены подчас и структурой помещения. Все это в итоге длительного воспроизведения одних и тех же образцов привело к сложению ряда обязательных для скульптуры канонов.
Однако эти каноны касались в основном только трактовки туловища статуй, при передаче же лица перед мастером вставало иное требование, также вытекавшее из назначения памятника. Статуе необходимо было придать сходство с умершим человеком, поскольку считалось, что она должна была служить вместилищем духа и заменять тело. Отсюда уже в Древнем царстве возникает одно из важнейших достижений древнеегипетского искусства — скульптурный портрет.
Появление портрета, расширение иконографии, возросшее разнообразие используемых материалов, общий рост мастерства резко отличают скульптуры Древнего царства от произведений предыдущего периода.
2.3.Скульптура Среднего Царства
При анализе царской скульптуры времени XII династии существенным является вопрос о назначении различных статуй. Поэтому очень важно отметить, что, наряду с заупокойной и хеб-седной скульптурой, теперь царские статуи ставились в храмах, посвященных богам. Следовательно, эти статуи не были уже скрыты в замурованных сердабах или в залах заупокойных храмов, посещавшихся крайне ограниченной группой людей. Назначение их было новое: они являлись теперь памятниками, прославлявшими живых правителей страны. В этом заключался шаг первостепенной важности, внесший огромные возможности для дальнейшего развития царской скульптуры и открывший придворным художникам путь к некоторому освобождению от сковывающих их традиций. Появление подобных памятников было связано с иным, по сравнению с Древним царством, положением фараона в рассматриваемый период. Стремясь доказать правомочность обладания престолом, цари XII династии прибегали для утверждения своего авторитета к различным мерам. В храмах появляются колоссальные статуи правящих фараонов, закрепляющие в сознании обитателей самых отдаленных областей долины Нила представление о новых властителях как о могучих царях, объединителях Египта и завоевателях окружающих стран.
|
Новое назначение статуй определило и их новые формы. Памятник, прославлявший определенного властителя, требовал большего внимания к индивидуальному образу.