Алгоритм анализа учебно-проблемной ситуации




Учебно-проблемные ситуации

Ситуация 1

Молодой человек, живущий полноценной здоровой жизнью, материально обеспеченный, преуспевающий в работе, попал в автокатастрофу. В результате произошедшего с ним несчастного случая он потерял зрение. После госпитализации, его определили в дом престарелых и инвалидов. В настоящее время жизнь его состоит из воспоминаний о «полноценной» жизни. Каждый день он рассказывает о прошлой жизни, которой жил до аварии и сравнивает ее с настоящей жизнью, которая у него сейчас. Результатом этого является подавленное настроение, фрустрация и дезадаптация.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 2

В управление социальной защиты населения города N обратилась пожилая женщина c просьбой помочь ей решить возникшую трудную жизненную ситуацию. Дело в том, что она проживает совместно с сыном в двухкомнатной квартире. Ее сын, уже довольно взрослый мужчина, требует от матери освободить квартиру и выписаться из нее, поскольку мать ему мешает. В свою очередь женщина не может выписаться из квартиры, поскольку другого жилья не имеет. Однако и жить с сыном ей невыносимо, так как он старается «выжить» ее из квартиры, издевается над ней, избивает. Женщина обратилась с просьбой помочь разрешить сложившуюся ситуацию, поскольку сама уже не в силах предпринять что-либо и надеяться ей не на что.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 3

В управление социальной защиты населения обратилась жительница дома по улице K. с просьбой вмешаться в сложившуюся трудную жизненную ситуацию. В нашем доме проживает Любовь Г. пенсионерка, 75 лет, она живет одна в двухкомнатной квартире. Любовь Г. общительный, жизнерадостный, уважаемый нами (соседями) человек. Однако, вот уже в течение месяца Любовь Г. из квартиры не выходит, на всяческие просьбы соседей открыть дверь отвечает отказом. На вопрос что она кушает, издает непонятные звуки. Мы обеспокоены состоянием Любови Г., обратиться нам не к кому, так как пенсионерка родственников не имеет. Жительница обратилась с просьбой помочь разрешить сложившуюся ситуацию, поскольку сама что-либо предпринять в сложившейся ситуации не имеет возможностей.

Требование: проанализируйте ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 4

Молодая женщина обратилась в управление социальной защиты населения города N, с просьбой разобраться в следующей ситуации. Дело в том, что женщине с периода рождения ребенка ежемесячно выплачивалось пособие на его содержание, однако в настоящее время она уже в течение нескольких месяцев пособие не получает. Женщина не видит оснований к прекращению выплат ежемесячного пособия, поскольку ребенок совершеннолетия не достиг.

Требование: проанализируйте ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 5

Родители многодетной семьи обратились в центр социальной помощи семье и детям с просьбой помочь разрешить им трудную жизненную ситуацию. Дело в том, что у семьи большая задолженность по оплате коммунальных услуг. Недавно, к ним домой приходили коммунальные работники и грозились в конце месяца, в случае если семья не погасит задолженность, отключить электроэнергию, перекрыть холодную и горячую воду, отключить отопление. Родители не в состоянии самостоятельно разрешить трудную жизненную ситуацию, потому что их семья состоит из 15-ти разновозрастных, несовершеннолетних детей, мать занимается детьми, кормильцем в семье является отец, его зарплаты не достаточно на содержание семьи и оплаты коммунальных услуг.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 6

В центр социальной помощи семье и детям обратилась семья с просьбой помочь отправить ребенка-инвалида на оздоровительный отдых в летний период.

Требование: проанализируйте ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 7

Эдуард Ф., 13 лет – круглый сирота. Дело в том, что подросток не уживается ни в одном из приютов, куда его неоднократно поселяли. Протест мальчик выражает в виде побега из приюта. Затем его разыскивают совместно с милицией и возвращают в учреждение. Ранее Эдуарда пытались усыновить, но надежд приемных родителей юноша не оправдал, и его возвратили обратно в детский дом. Ребенок не только находится в трудной жизненной ситуации, но и является психологически запущенным.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 8

К специалисту социальной работы обратилась пенсионерка с просьбой помочь ей оформить опекунство над внучкой. В связи с тем, что мать девочки не выполняет надлежащим образом свои родительские обязанности, не интересуется воспитанием дочери. Тем более что девочка уже в течение длительного срока находится на попечении бабушки. Поскольку пенсии бабушки не хватает на содержание ребенка, бабушка претендует на получение пособия. Однако чтобы получать пособие необходимо оформить опекунство, а для этого необходимо лишить мать родительских прав.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 9

На учет к специалисту социальной работе были поставлены дети Аня Р., 10 лет и Миша Р., 7 лет из неблагополучной семьи. У матери детей алкогольная зависимость, она ни где не работает, отца как такового нет. Мать не хочет, чтобы ее дети находились в приюте, в свою очередь дети тоже хотят домой. Аня и Миша не могут проживать в тех условиях, которые предоставляет им мать в данный момент.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 10

Петя М. ученик пятого класса из неблагополучной семьи. У матери ребенка алкогольная зависимость, отца нет. Петя перестал посещать занятия в школе, по причине того, что одноклассники его не принимают, пренебрегают им. Ребята из класса оказывают на него психологическое давление в виде насмешек, грубых высказываний относительно его происхождения, неоднократно устраивали «травлю».

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 11

К специалисту социальной работы обратилась мама Саши М. Дело в том, что мальчик должен пойти в первый класс, однако родители не в состоянии обеспечить ребенка необходимыми вещами к школе. Несмотря на то, что и мать и отец ребенка работают, семья является малообеспеченной, поскольку их зарплаты недостаточно для того, чтобы достойным образом обеспечить ребенка, в том числе и для того, чтобы приобрести тот минимум, который необходим ребенку к школе.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 12

К специалисту социальной работы обратилась молодая мама. В настоящее время она одна воспитывает дочку. Ребенку 2,5 года и маме необходимо выходить на работу. Однако в детский сад ребенка она определить не может, поскольку там мест нет. Но и дома с ребенком она находится, не может, поскольку содержать ее некому.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 13

К специалисту социальной работы обратилась мама Коли К. Дело в том, что ребенок пошел в первый класс. В школе он столкнулся с трудностями общения в новом коллективе. Мама возникшие трудности объясняет тем, что у ребенка отсутствует опыт общения со сверстниками, поскольку мальчик не ходил в детский сад, у родителей была возможность оставлять его с бабушкой. В настоящее время мальчик теряется в незнакомой обстановке, он замкнут, не коммуникабелен, друзей у него нет, в классе не с кем не общается.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 14

В семье Димы К. случилось несчастье. Бабушка и мама мальчика погибли в результате несчастного случая. Однажды бабушка и мама мальчика пошли в подвал с зажженными свечами, в подвале находились баллоны с газом, бабушка уронила свечу на один из баллонов, все вспыхнуло. Соседи пытались помочь спастись женщинам, но было уже поздно, они обгорели мгновенно. Димы К. в это время дома не было, он находился на занятиях в школе. Других родственников кроме мамы и бабушки у мальчика нет.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 15

Буян Д., 14 лет веселый, жизнерадостный юноша был отправлен родителями в летний оздоровительный лагерь. В лагере юноша подружился с девочкой из другого отряда. Однажды вечером, во время одной из дискотек, ребята заметили отсутствие Буяна. Его друзья видели, как юноша отправился один в сторону леса. Ребята обратились к специалисту социальной работы и совместно с ним отправились в лес на поиски Буяна. Успели они во время, влюбленный юноша, прихватив с собой веревку, собирался покончить жизнь самоубийством – повесившись на дереве. После выяснилось, что влюбленный приревновал девушку к своему лучшему другу.

Требование: проанализируйте ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 16

К специалисту социальной работы обратилась Вера П., она одна воспитывает мать двоих детей. Кроме собственных двоих детей, теперь она вынуждена воспитывать и ребенка родной сестры. Однажды, ее сестра Марина Л. оставила своего сына у порога квартиры, и уехала в неизвестном направлении. Вера П. неоднократно обращалась в милицию, чтобы сестру разыскали, но поиски не дали результата. Ребенка сестры признали круглой сиротой и назначили пенсию, Вера П. совместно с мужем усыновили мальчика. Однако отношения с ребенком в новой семье не сложились, муж не принял ребенка как своего, родные дети Веры тоже не хотели его признавать. Результатом стали побеги ребенка из дома сестры, бродяжничество по городам в поисках своей родной матери.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 17

Одинокий пенсионер, инвалид обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Дело в том, что 1,5 года назад в фонде социального страхования он написал заявление, чтобы встать на очередь для получения слухового аппарата. Основанием для заявления явился документ «Индивидуальной программы реабилитации» выданный пенсионеру в больнице. При чем «Индивидуальную программу реабилитации» инвалид должен ежегодно обновлять, для этого обновления необходимо собирать ряд документов. У пенсионера нет домашнего телефона, куда бы смог позвонить работник фонда и сообщить ему, что необходимо придти и обновить «Индивидуальную программу реабилитации». Когда же пенсионер, через 1,5 года обратился в фонд по поводу получения слухового аппарата, ему сообщили о том, что его сняли с очереди, поскольку в назначенный срок он не обновил документы «Индивидуальной программы реабилитации».

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 18

К специалисту социальной работы обратилась пенсионерка, инвалид с просьбой помочь получить ей в фонде социального страхования ортопедическую обувь и деревянную трость. На очередь она встала еще в феврале 2006 года, однако до сих пор требующихся вещей она не получила. Пенсионерка обвиняет работников фонда социального страхования в халатном отношении к проблемам пенсионеров-инвалидов. Однако работники фонда объяснили сложившуюся ситуацию тем, что федеральный бюджет не выделили достаточно средств для того, чтобы удовлетворить запросы всех нуждающихся. Действительно, инвалиды вставшие на очередь в 2006 году до сих пор не получили требующихся вещей, поскольку в настоящее время мы выдаем требуемое оборудование инвалидам вставшим на очередь в 2005 году.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

 

Ситуация 19

В дом-интернат поступила пенсионерка Мария Сергеевна Л., в возрасте 68 лет. В прошлом активная, уверенная в себе женщина. В настоящее время, Мария Сергеевна является одинокой женщиной, забытой своими детьми. Ее взрослые дети, до тех пор, пока она могла работать и помогать им очень нуждались в ее помощи. Но случилось так, что помощь понадобилась Марии Сергеевне, тогда дети определили ее в дом-интернат. Мария Сергеевна каждый день живет ожиданием того, что дети одумаются и заберут ее к себе. Она отказывается верить в то, что ближайшие родственники забыли о ее существовании. В полном одиночестве, полностью замкнувшись в себе, она проживает в доме-интернате. Мария Сергеевна уже не так активна и уверенна в себе как ранее, ее мало что интересует в этой жизни.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 20

К специалисту социальной работы обратилась мама Ирины Ф., так как ей необходима помощь. Ее дочь Ирина Ф. учится в университете на платной основе на втором курсе. До настоящего время обучение дочери в университете оплачивал отец. Но недавно отец погиб в аварии. Самостоятельно оплачивать обучение дочери мать не в состоянии, на бюджетную основу руководство вуза перевести Иру отказывается, поскольку бюджетных мест вуз не имеет. Сама Ирина хотела бы продолжить обучение в университете.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 21

Родители, имеющие двоих разнополых детей, обратились в центр социальной помощи семье и детям с просьбой помочь разрешить им трудную жизненную ситуацию. Дело в том, что старший ребенок Миша, 10 лет, инвалид детства, с задержкой психического развития и ДЦП. Родители любят Мишу, опекают его, стараются помочь ему в развитии. Два года назад у них родилась дочка Ира, полноценный, здоровый ребенок. Недавно в их семье произошла ситуация, заставившая родителей обратиться в центр социальной помощи. Дело в том, что Миша ревнует родителей к Ире, совсем недавно он отыскал молоток и кинул им в девочку. Ребенок не пострадал, но теперь все родственники настаивают на том, чтобы отправить Мишу в специальное учреждение для инвалидов. Родители любят Мишу и не хотят с ним расставаться, однако они также беспокоятся и за жизнь Ирочки.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 22

К специалисту социальной работы обратился Иван Сергеевич, пенсионер, инвалид великой отечественной войны. У Ивана Сергеевича была двухкомнатная квартира, два года назад его сын Алексей Иванович предложил написать ему дарственную на квартиру. Иван Сергеевич подумал и согласился, в скором времени дарственная была составлена и заверена юридически. Через некоторое время после оформления документов, к Ивану Сергеевичу приехал внук Егор Алексеевич и попросился пожить у деда. Дед согласился и пустил внука. Однако через пол года внук стал деда выгонять, угрожать и в скором времени выставил деда из квартиры на улицу. На сегодняшний день Иван Сергеевич не имеет жилья, поскольку свою двухкомнатную квартиру он подарил детям. Он не знает, что ему делать, и как быть в сложившейся трудной жизненной ситуации.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 23

В центр социальной помощи был направлен Валера Т. в возрасте 13-ти лет. Валера Т. был задержан сотрудниками милиции на автовокзале, где он с друзьями просил деньги у прохожих и употреблял токсичные вещества. Впоследствии выяснилось, что мальчик из неблагополучной семьи: у матери наркотическая зависимость, а у отца – алкоголизм. Отец регулярно избивал Валеру Т., заставлял воровать еду на базаре. Мальчику такая жизнь в родительском доме была невыносима, однажды он убежал.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 24

В центр социальной помощи поступил несовершеннолетний Владимир Б., который был задержан сотрудниками милиции на ЖД вокзале, где он занимался бродяжничеством. Выяснилось, что у Владимира Б. недавно умерла бабушка, а родители лишены родительских прав, мальчику негде жить.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 25

Надежда С. обратилась в центр социальной помощи, с просьбой помочь ей разобраться в ситуации. Недавно ее сын Сергей С. 29 лет освободился из заключения, работать не хочет, но регулярно у матери просит деньги. Привел в квартиру к матери Марину Л. сожительницу, которая также нигде не работает. Надежда С. подозревает, что сын совместно с Мариной Л. употребляют наркотики. Выгнать из квартиры Надежда С. сына не может, но и жить с ним боится, поскольку денег на наркотики с каждым днем ему надо все больше и больше.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 26

В реабилитационный центр поступила несовершеннолетняя Марина С., которая сбежала из дома, и занималась бродяжничеством. В ходе беседы с девочкой выяснилось, что ее родители употребляли в больших количествах алкогольные напитки, они избивали Марину и не кормили. А для того, чтобы она не убежала, держали ее на цепи. Марина С. боится возвращаться домой и просит помочь справится с ситуацией.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 27

В реабилитационный центр обратилась молодая женщина Лариса И. с просьбой помочь разобраться в трудной жизненной ситуации. Она замужем, у нее ребенок дочка 5 лет. Вместе с мужем они проживаю в однокомнатной квартире. Муж на работе уважаемый человек, но дома он избивает Ларису, устраивает скандалы в присутствии маленького ребенка. Уйти от мужа Лариса И. не может, поскольку некуда, ее зарплаты не хватит на то, чтобы снимать отдельное жилье, но и жить так дальше она не может.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 28

Мальчик учится в третьем классе. Его родители недавно разошлись. Мама вышла второй раз замуж. Ребенок по решению суда живет с матерью. Бабушка (мать отца ребенка) очень любит внука, приходит за ним в школу и уводит в свою семью. Мать препятствует встречам внука с бабушкой, считая, что бывшая свекровь настраивает ребенка против нее, ибо не может простить ей второго замужества. Отец любит сына, и ребенок любит и мать, и отца, и бабушку. Бывшие супруги не могут найти общий язык, «делят» ребенка между собой.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 29

Мише П. 10 лет его регулярно избивал отец за любую провинность. С момента рождения мальчика ему регулярно говорилось о том, что его рождение в семье ошибка. Отец неоднократно высказывал желание избавиться от мальчика. Оба родителя и до появления на свет сына не отличались благопристойным поведением. Матери на момент рождения ребенка исполнилось 18 лет. Она росла в многодетной семье, где водка лилась рекой.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 30

В настоящее время в кругу молодых людей очень распространено проведение свободного времени за кружкой пива. Что довольно часто приводит к привыканию - пивному алкоголизму. С такой проблемой обратилась к социальному педагогу мама Коли К.. Молодой человек не считает пиво алкогольным напитком, который может привести к привыканию.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 31

Анастасия К. состоит на учете в Службе занятости населения безработных около 1 года. До этого она не работала в течение нескольких лет в связи с болезнью. Образование – среднеспециальное по специальности «культработник». Возраст – 40 лет. На вопрос «Какую работу Вы ищите?» ответила: «Такую где хорошо платят». Уровень запросов Анастасии К. достаточно высок. Она претендует на должности, которые, как правило, занимают люди с высшим образованием: учитель, начальник отдела в государственном учреждении и т.д. Основной причиной, по которой она не могла устроиться на работу, она назвала плохую работу кадровых служб, их не заинтересованность в качественном подборе персонала.

Требование: проанализируйте данную ситуацию и предложите вариант решения.

Ситуация 32

Женщина обнаружила уплотнение в груди, и врач, к которому она обратилась, предложил ей пройти тщательное обследование и затем лечение. Она догадалась, что уплотнение злокачественное, и испытала сильный страх. Позже ей была предложена операция и последующее длительное стационарное лечение. Руководители фирмы, в которой она работала, обнаружили, что им невыгодно держать сотрудника, который постоянно отсутствует, и ее уволили. Описанный кризис вызывает сильный стресс практически у любого человека, поскольку подобное событие в жизни приводит к мысли, что будущее может быть весьма ограниченным и что бессмысленно питать иллюзии относительно бесконечности времени собственной жизни.

Ситуация 33

Моего сына призвали служить в армию. Пройдя врачебную комиссию его признали здоровым, годным к военной службе. Вернулся домой он покалеченным: отбит позвоночный отросток, образовалась позвоночная грыжа, отбиты почки, психологическая травма. В настоящее время он находится дома, случаются приступы нарастающей тревоги, страха. Мучают ночные кошмары.

Ситуация 34

В семье родился ребенок с особыми потребностями – тот, кого обычно называют инвалидом. Первоначально нарушение развития у ребенка вызывают у членов семьи шок, переживание горя, амбивалентное отношение к малышу, отвержение. Боль, чувство вины, гнев, разочарование, временная потеря контроля над реальностью зачастую в буквальном смысле держат всю семью в плену: многие семьи переживают изоляцию, остаются наедине со своим горем, никому не показывают слез, в самих себе ищут силы справиться с кризисом. Переживания родителей: «Больной ребенок - это мой крест», «То, что случилось наказание за мои грехи».

Ситуация 35

Максим К., с детства увлекающийся мистикой, мечтал вступить в секту сатанистов. Однако войти в ряды дьявольской организации он мог только после того как совершит… убийство. Он не решался на злодейство, пока кандидатуру не подобрала его жена. Женщина обрекла на смерть своего знакомого, которому должно было исполниться 33 года. Обряд вступления в сатанинскую организацию был совершен на берегу пруда вместе с активистом секты по прозвищу Сатан. Они надели черные хаты, накрыли головы капюшонами и совершили убийство с помощью двух ритуальных ножей. Тело злодеи кинули в болото, рядом с прудом, символизирующее, по учению мистиков, преддверие ада. Через некоторое время после совершения обряда Максим К. был задержан сотрудниками милиции.

 

Алгоритм анализа учебно-проблемной ситуации

Алгоритм анализа учебно-проблемной ситуации представляет собой некоторую последовательность взаимосвязанных действий будущего специалиста социальной работы, состоящих из ряда этапов и приводящих к поставленной цели.

Этапы алгоритма не являются жестко фиксированными и предполагают рефлексивное отношение к их реализации с учетом характера и содержания конкретной учебно-проблемной ситуации. Эти этапы следуют друг за другом в такой последовательности [1]:

 

Алгоритм анализа учебно-проблемной ситуации:
  Общая характеристика проблемной ситуации (положения) клиента:
  · характеристика социальной среды; · благоприятные и неблагоприятные условия положения клиента; · кто и как участвует в определении клиентства и ситуации клиента;
  Диагностический анализ поступков клиента:
  · психологические особенности клиента, его состояние; · конкретные социально-психологические причины, вызвавшие данное состояние, поведение и поступки клиента; · причинно-следственный анализ поведения (поступков) всех участников учебно-проблемной ситуации (осуществляется по схеме 1);
  Определение всех существующих исходных условий и содержания учебно-проблемной ситуации, ее формулировка в целом:
  · уяснение совокупности имеющихся сведений об условиях учебно-проблемной ситуации; · конкретизация благоприятных и неблагоприятных условий для решения данной ситуации; · определение проблем учебно-проблемной ситуации; · формулировка ситуации в целом (цели, условия и необходимые действия для ее решения);
  Планирование и осуществление предложенного варианта решения учебно-проблемной ситуации:
    · выбор способа достижения цели и планирование деятельности; · анализ литературы, на предмет выяснения существующих вариантов решения данной проблемы (если таковые имеются); · определение конкретных сроков проведения тех или иных мероприятий по порядку;
  Составление окончательного плана решения учебно-проблемной ситуации.

СХЕМА 1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: