Критериями культурного прогресса являются количество и качество материальных и духовных благ, производимых определенной общественной системой, а также доступность этих благ для членов данного общества и степень их участия в культурном творчестве. Культурный уровень развития общества определяется комплексом факторов:
1. Характером производства духовных ценностей, степенью участия людей в культурном творчестве.
2. Содержанием тех духовных ценностей, которые создаются в данном обществе, полнотой и разнообразием культурной жизни, характером идей, господствующих в обществе, состоянием науки и искусства.
3. Системой распределения духовных ценностей, состоянием образования, степенью демократичности культурных ценностей, равномерностью их распределения по территории страны.
4. Характером процесса потребления духовных ценностей, уровнем культурного развития различных слоев общества, содержанием и направленностью их духовных запросов, разносторонностью их духовных потребностей.
Таким образом, критерии культурного прогресса включают в себя как богатство содержания духовных ценностей, так и всю систему их производства, обмена, распределения и потребления
Прогресс в искусстве может рассматриваться либо как поступательное развитие всего мирового искусства; либо как прогресс в искусстве отдельных общественно-экономических формаций или отдельных регионов, стран, народов мира; либо как прогресс в развитии отдельных течений, школ, стилей и жанров; либо, наконец, как прогресс в творчестве отдельных художников. В любом случае он выражается в повышении качества и уровня художественного творчества, в достижении художественного совершенства, в завоеваниях гуманизма, в открытии новых граней и отношений объективного мира.
|
Прогресс в искусстве осуществляется в борьбе различных художественных направлений, составляющей содержание всей истории искусства. Исторически изжившим себя, упадочным явлениям и формам противостоят новые, связанные с поступательным развитием общественной жизни. Но, вытесняя старое с авансцены исторической жизни, новое вместе с тем не отменяет его. Искусство, несущее в себе объективную истину, подлинные художественные завоевания, обладает непреходящим историческим значением и способно служить многим поколениям последующих эпох. Поэтому прогресс в искусстве отражается также и в накоплении художественных ценностей, способных в определенных общественных условиях стать достоянием всего народа и всего человечества, помогая его дальнейшему историческому прогрессу. Прогресс в искусстве, нельзя представлять как непрерывное восхождение по ступеням единой лестницы. Наряду с прогрессом история искусства знает периоды застоя, упадка, деградации.
ВОПРОС
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Виды и средства выразительности изобразительного искусства:
Графика – станковая (также как и в живописи изображается на мольберте), плакатная, журнальная, учебно – оформительская, графический дизайн, компьютерная графика, гравюра на фольге, чеканка.
Материал: графический карандаш, тушь, уголь, сангина, пастель, мелки, шариковая и перьевая ручка и т.д.
Средства выразительности – линия, штрих, тон.
|
Живопись – станковая (Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись».)
Монументальная - художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись».
Материал: акварель, гуашь, темпера, эмаль, масляная, клеевая.
Средства выразительности: цвет, колорит, композиция, выразительность образа, техника исполнения, пятно и характер мазка, законы воздушной, линейной и цветовой перспективы.
В искусстве существуют следующие жанры живописи:
Портрет - изображение лица, фигуры человека.
Пейзаж - самый живописный жанр (морской, горный, городской, индустриальный, сельский и т.д.). Где природа раскрывается в характеристике художественных, поэтических и музыкальных образах.
Натюрморт- изображение окружающих нас бытовых предметов
Анималистический – изображение животных
Бытовой – картины о различных событиях.
Батальный – изображение военных, исторических действий
Сказочный (былинный)
Используем в работе с детьми в таких видах деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Декоративно – прикладное искусство – монументальное (витражи, гобелены, мозаика и т.д.), оформительский дизайн, народные промыслы.
Средства выразительности Используем в работе с детьми в таких видах деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Средства выразительности: стилизация, ритм, различные изобразительные техники, соответствующий материал каждому виду продуктивной деятельности.
|
Скульптура – станковая (также как и в живописи изображается на мольберте), монументальная, монументально – декоративная, скульптура малых форм. Бюст, барельеф, статуя, рельеф, горельеф.
Материал: гипс, глина, мрамор, бронза, солёное тесто, пластилин
Средства выразительности: объём, поза, движение, композиция, материал.
Архитектура – объёмные сооружения (общественные, жилые, культовые здания), архитектурные ансамбли, ландшафтная архитектура (фонтаны, беседки, мостики и т.д.).
Материал: в конструировании с детьми различный строительный материал, конструктор.
Средства выразительности: ритм, фактура, цвет, строительный материал, композиция, стиль, связь с природой.
9 ВОПРОС Романский и готический стили в архитектуре Средневековья.
Для Западной Европы 5 в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер.
По своей архитектуре здания напоминали византийские постройки. Непрерывно строились феодальные замки и церковные соборы.
Церковное строительство особенно увеличилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви концом света. С того времени широко используется камень.
Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Этот стиль получил названиероманского. Пример:
Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Арле, Велезе (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Лунде (Швеция).
Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела.
Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. Живопись отражала сословно-иера-рхические представления о мире: святые изображались более крупные по размеру, чем король, а король - более крупным, чем его вассалы и слуги.
К ^ 12 в. во Франции появляется готика. Готический собор - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте, огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Характерн. черта - устремление зданий ввысь. Пр: Вестминстерское аббатство в Лондоне.
В 14 в. - «пламенеющая готика» - здания украшались тончайшей резьбой по камню - каменным кружевом. Тогда же в Англии намечается переход к«перпендикулярному стилю» в готике - каменные стены превращаются в это время в узкие простенки между окнами.
Романский стиль
Романский стиль (от _la. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре.Термин «романский стиль» появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI—XII вв. с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Характеристика стиля
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.В противовес восточному центрическому типу, на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода. Из других характерных признаков можно отметить толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки.
Известные постройки в романском стиле
* Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии
* Либмургский собор в Германии
* Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии
* Аббатство Мария Лаах в Германии
Романский стиль. X- XII века (в некоторых странах XIII век) (с элементами римско-античной культуры).Средневековое западноевропейское искусство времени полного господства феодально-религиозной идеологии. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах, выражавшими пугающее могущество божеств. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра. Для романской эпохи характерны благородство и строгая красота.
Готика. (gotico, готский – от названия романского племени – готов). Художественный стиль (между серединой XII и XV – XVI веками) завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной, и отчасти Восточной Европе. Сменившее романский стиль готическое искусство было также преимущественно культовым и развивалось в рамках феодально-религиозной идеологии. Но в нем отразились и формирование национальных государств, усиление городов и городских торговых и ремесленных кругов. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы: боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались строительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В XV – XVI веках готику сменяет возрождение.
10 ВОПРОС отличительные черты средневековой культуры
Христианство как ценностная основа средневековой европейской культуры. Христианство положило начало совершенно новой культуре, которая признавала в человеке личность.Средневековая культура была массовая и узкая, она опиралась не на печатное слово, а на устное слово, это слово формировало средневековый менталитет. Люди воспринимали определенную действительность как систему символов, содержащих некий высший смысл, и эти символы надо было распознать и извлечь этот божественный смысл. Для средневекового самосознания огромную роль играла культура, ибо являлась как бы расшифровкой этого смысла, выражало этот смысл. Возникают романское и готическое искусство, зарождается великая философская система схоластика (греч. школьный, учебный). Стремление опереться на церковь, соединение теологии с рациональными принципами, недооценивание роли опыта как метода познания. Художественная культура средневековья.
Название стиля | Время | Основные черты | Примеры |
1. Романский | X-XII | Приземистость, толстые каменные стены, храмы-крепости, узкие окна. | Доминиканский монастырь. |
2. Готика | XII-XIV | Ребристые своды позволили уменьшить давление на стеныÞ более тонкие стены, широкие окна, устремленность ввысь. | Собор Парижской Богоматери. |
3. Пламенная готика | XIV | Украшение каменной резьбой стен и форма окон в виде пламени горящей свечи. |
В средние века культура выполнила роль «строительных лесов» по отношению к западной культуре, когда она выполнила свою роль и здание европейской культуры было построено, ее разобрали и забыли. Но без нее западная культура не возникла бы. Выдающиеся произведения миниатюрной живописи и графики развивались в комплексе средневековой книжной культуры христианских и исламских стран. Развитие книгопечатания вызвало к жизни множество форм миниатюрной тиражной графики, от иллюстративной до экслибриса.
ВОПРОС
типы храмов. Храмовая архитектура
Исторические типы храмов
Раннехристианские катакомбы. В первые века нашей эры, когда христианство было лишь одной из многочисленных религий, которые практиковались на территории Римской Империи, на христиан часто осуществлялись гонения как со стороны представителей более распространенных религий, так и со стороны властей. В те времена почти единственным местом, где христиане могли собираться, сохраняя относительную безопасность, были так называемые катакомбы – подземелья, предназначенные для захоронений. Согласно древнеримским законам такие места были неприкосновенны, и в них допускалось беспрепятственное собрание групп людей, исповедующих любые верования.
Традиция помещать в алтарь святые мощи дошла и до наших дней.
Другая традиция – украшать стены церкви фресками на библейские сюжеты – также идет от раннехристианских подземных церквей. Именно в настенной живописи катакомб были воплощены первые иконографические схемы, включая образы Христа, Богоматери, некоторых святых, а также различные христианские символы, такие как голубь (символ святого духа), павлин (символ бессмертия), агнец и рыба (символы Христа).
Раннехристианская базилика. Надземные христианские храмы получили распространение только начиная с 4 века, когда император Константин сделал христианство господствующей религией, но первые дошедшие до нас сооружения датируются 2 веком. Основным типом раннехристианского наземного храма стала базилика – одна из наиболее гармоничных и совершенных архитектурных форм поздней античности. Прототипом христианского храма в форме базилики послужили гражданские постройки античного Рима с протяженным планом и нишей для президиума в торцовой стене. Такие сооружения предназначались для судебных заседаний. Собственно, само слово «базилика» происходит от греческого «basileus», что означает царь и судья. Христианская базилика представляет собой прямоугольное в плане строение, ориентированное с запада на восток, в восточной стороне которого установлен алтарь. Со стороны алтаря базилика завершается полукруглой пристройкой, получившей название апсиды, а с западной стороны расположен вход. Часто большие по размеру базилики делятся рядами колонн на несколько продольных частей или нефов, центральный из которых наиболее велик.
Базилика ранних христиан уже содержит все основные элементы христианской церкви, которая традиционно делится на три части, имеющие как утилитарное значение для организации христианского культа, так и символические значение в религиозных представлениях о здании церкви. Эти части – пресвитерий, средняя часть храма и притвор или нартекс. Область пресвитерия служит для проведения служб и ее занимают только священнослужители; здесь расположен алтарь церкви (или главный алтарь, если их несколько). Средняя часть церкви вмещает крещеных христиан, молящихся или присутствующих на богослужении. Притвор служит для так называемых оглашенных, то есть, людей, которые еще не приняли крещение, но собираются это сделать.
Средоточием литургической жизни храма является апсида (пресвитерий или алтарная часть), и на примере церковных построек раннехристианской эпохи можно понять, как формировалась ее символика. построенных Константином – три знаменитых базиликальных храма: у Гроба Господня, на Масличной горе и в Иерусалиме. Все три постройки имеют одну общую особенность – они завершаются пещерой, в которой произошел какой-то эпизод из жизни Христа. Базилика в Вифлееме заканчивалась пещерой, где родился Спаситель; храм на Масличной горе – пещерой, где Христос беседовал с учениками. Иерусалимский комплекс состоял из базилики Константина на Востоке и ротонды Воскресения на западе, которая обрамляла пещеру Гроба Господня. Таким образом, апсида этих храмов совмещается с местами, символически связываемыми с евхаристией. Кроме того, апсида всегда обращена на восток, так как здесь восходит дающее жизнь солнце и с этой стороной света связывается множество буквальных и символических значений. Христиане считали, что рай находится на востоке, что восток – символ добра, а запад – символ зла и обитель дьявольских сил. Движение с запада на восток (от входа церкви к алтарю) символизирует очищение и перерождение. Апсида раннехристианской базилики, как правило, имела вид цилиндра со сводом в форме полусферы, который символизировал небесный свод. Такая конструкция апсиды стала, пожалуй, самой распространенной и воспроизводилась во многих типах христианских храмах последующих эпох.
В раннехристианских базиликах интерьер церкви делился на нефы. Их могло быть три или пять, центральный неф всегда был шире и выше. В верхней части стен базилики делались освещающие интерьер окна. Во времена Константина особое распространение получила пятинефная базилика. Колоссальные базилики константиновской эпохи с обилием мощных колонн, покрытые деревянными крышами и позолоченными изнутри, не дошли до нашего времени и об их внешнем виде можно судить лишь по описаниям. Хотя большие кафедральные храмы с пятью апсидами продолжали строиться в течение всей истории церковного искусства, постепенно пятинефную базиликальную церковь вытеснила трехнефная.
Кроме продольных нефов, в раннехристианских базиликах встречались поперечные нефы, образующие трансепт. Трансепт возник из-за необходимости вместить больше верующих вблизи алтаря церкви и завершал здание в алтарной ее области, образуя в плане букву «Т». Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, и план храма приобрел форму латинского креста.
Кроме нефа и трансепта в раннехристианских базиликах был еще один архитектурный элемент – деамбулаторий. Это крытый проход вокруг пресвитерия, который служил продолжением нефа и позволял верующим продвигаться вокруг алтаря, не нарушая ход богослужения. В раннехристианских базиликах деамбулаторий встречался редко, и получил распространение в романских и готических церквях, начиная с 11-13 века.
Раннехристианская модель храма служила для последующих поколений почти непререкаемым авторитетом, особенно для христианского мира Западной Европы, где, несмотря на ряд существенные модернизаций и нововведений, основная структура храма оставались в целом неизменными на протяжении многих веков.
Храмы Высокого средневековья
Своего апогея христианская архитектура достигла в период Высокого Средневековья (12-13 века), когда были выработаны два совершенно особых типа христианской постройки – романский и готический храмы.
Эти храмы отличал ряд конструктивных особенностей. Например, если ранние базилики перекрывались плоским деревянным потолком, то нефы романских и готических соборов стали перекрываться каменными сводами.
В готических храмах, строившихся обычно очень высокими, появился новый конструктивный элемент – аркбутан, который позволял передавать вес сводов в грунт, разгружая стену и позволяя проделывать в ней большие окна с красочными витражами. Кроме того, в период расцвета готики апсиду стали делать полигональной, а не полукруглой, как ранее, – такая форма больше соответствовала вертикальной устремленности храмов, выстроенных в этом стиле.
Алтарная область храма издревле отделялась от остального объема церковного здания специальной перегородкой. Но если в древности это была решетка или колоннада, то в романском искусстве их заменили боковые преграды, а в готике – преграды хора, богато украшенные барельефами. В Германии в это время в храмах появляются архитектурно-скульптурные композиции – так называемые леттнеры, которые также служили для разделения пространств между апсидой и остальной областью храма. Во многих случаях леттнеры и преграды хора представляли собой важнейшие произведения средневекового искусства. К сожалению, начиная со времен Контрреформации (16 век) во многих готических храмах преграды хора стали разрушать, так как они больше не соответствовали вкусам эпохи.
Если в раннехристианской базилике все значащие элементы убранства были сосредоточены внутри церкви, то в средневековый период в церквях постепенно появляются элементы декоративного оформления фасада, которые играли важную роль во всей структуре храма. Уже в 11 нередко стены церкви украшают обильные мозаичные и рельефные изображения фигур святых и христианской символики, которые распространяют «слово Божие» за пределы храма. С развитием романского стиля некоторые ключевые сюжеты христианской религии получают воплощение на фасадах соборов в виде масштабных многофигурных сцен. Идея фасада-проповеди достигает апогея в готическом храме, где экстерьер нередко включает в себя колоссальные построения с десятками больших статуй и рельефов и сотнями мелких изображений, иллюстрирующих Священное Писание и сложные религиозные представления, развиваемые в те времена учеными-схоластами.
Византийский стиль. Храмы этого стиля строились в виде креста или в виде прямоугольника, близкого к квадрату.
Характерными особенностями византийского стиля является купол. В 4 веке купол строили низко – он покрывал собой всю площадь здания, опираясь на его стены. Позже была выработана конструкция высокого купола, который устанавливается на внутренних колоннах. Купол содержал окна, позволявшие лучше осветить интерьер церкви.
В византийских крестово-купольных храмах продольные и поперечные нефы имеют одинаковую длину, образуя равноконечный (греческий) крест. В Византийской Империи получили также распространение круглые храмы или ротонды.
Позднее на православном Востоке постепенно распространяется крестово-купольный тип храма, в то время как на Западе продолжается строительство базиликальных церквей. Правда, храмы византийского стиля присутствуют и в Западной Европе, а в эпоху барокко там получают распространение вдохновленные византийскими и античными моделями церкви с симметричными планами.
Православный храм. Православный храм в целом похож по своей структуре на храм католический. Здесь также присутствует разделение на алтарную часть (или просто алтарь) и на среднюю часть. В алтаре располагается престол, служащий для осуществления евхаристического таинства.
В православных храмах в 15-16 веках появилась самобытная вариация алтарной преграды, отделявшей алтарную часть церкви от ее средней части. Речь идет об иконостасе, который в самом распространенном виде представляет собой сплошную стену с несколькими рядами икон. Каждый ряд иконостаса посвящен некоторой эпохе Священной Истории. Верхний ряд сверху посвящен праотцам человека – Адаму, Еве и нескольким их потомкам. Второй ряд посвящен ветхозаветным пророкам, начиная с Моисея. Третий ряд, появившийся в 14 веке, содержит иконы, повествующие о земной жизни Христа. Четвертый ряд – это так называемый деисис, в котором изображены Христос с Богоматерью и святым Иоанном Крестителем в молитвенном жесте. В последнем ряду представлены иконы местных святых.
В античности это помещение, именуемое нартексом, имело несколько отделений: внутренний нартекс, входивший в состав храмового комплекса, и внешний нартекс, который часто делился на несколько нефов, и портик. В различных частях нартекса располагались оглашенные и те, у которых уже назначено крещение. В византийской традиции во внутреннем нартексе стали отправлять литии и полагать умерших в ожидании погребения. В этой форме нартекс был воспринят православной церковью: внутренний нартекс стал называться притвором, а внешний – преобразовался в паперть – широкую большую площадку с лестницей, ведущей в церковь. В притворе и на паперти принято совершать некоторые обряды православного культа. В восточной церкви в притворе обычно располагается купель.
В православной традиции место кафедры, отличавшей на Западе кафедральный собор от обычной церкви, занимает трон для архиерея, устанавливаемый за престолом на так называемом горнем месте.
В православных храмах также сохранился элемент, напоминающий амвон раннехристианского типа, с которого читали Священное Писание, пели, возглашали богослужебные тексты, или проповедовали. Это так называемый архиерейский амвон, представляющий собой невысокий помост в центре храма, на который во время архиерейского богослужения устанавливают кресло.
Баптистерий
С таинством крещения связано возникновение особого типа храма, специально отведенного для проведения крещений, – баптистерия. Баптистерий имеет вид пристройки к церкви или является отдельным зданием. В центре баптистерия располагается большая купель, способная вместить взрослого человека или даже нескольких людей. Баптистерии получили распространение с 4 века и первоначально их строили довольно крупными. В то время они часто служили как для подготовки для крещения язычников, так и для проведения собраний христианских общин. С начала 11 века баптистерии стали строить реже, так как основная масса населения принимала крещение в младенчестве.
12ВОПРОС эстетика европейского средневековья
В эстетике европейского средневековья господствовал религиозный подход к эстетическим проблемам. Бог суть высшая красота, а земная красота – лишь отблеск божественной. Поскольку Бог, сотворивший этот мир, является высшим художником, художественная деятельность людей не имеет самостоятельного значения. Светские зрелища как лишенные религиозного смысла отвергаются. Образы же религиозного искусства ценны тем, что выступают посредниками между миром и Богом. Главным эстетическим достижением искусства средневековья стало формирование двух больших стилей: романского и готического. Поскольку все виды искусства концентрировались вокруг богослужения, то проявились эти стили в архитектуре и убранстве соборов. Романский стиль был господствующим в VI-XII вв. Сам термин был введен в эпоху Возрождения, мыслителям которого это искусство казалось подобием «римского» стиля (Roma – Рим). Романский стиль отличают массивные формы, мощные стены, подавляющие величием объемы зданий. Храм в этом случае предстает не столько обиталищем Бога, сколько вместилищем прихожан. Скульптура и рельефы вписаны в пространство храма и демонстрируют преобладание духа над телесностью. Готический стиль (XII-XIV вв.) сформировался тогда, когда изменились функции собора. Он стал не только культовым зданием, но и центром светской жизни, символом богатства города, мощи его власти. Термин «готический» был опять-таки придуман идеологами Возрождениями, ибо в сравнении с романским, «классическим» стилем, он представлялся «варварским» (готы – одно из варварских племен). Готика характеризуется устремленностью здания ввысь, что достигалось за счет особой конструкции архитектуры. Здание держалось благодаря системе подпорок: опорных арок внутри и контрфорсов снаружи. В результате нагрузка на стены уменьшалась, их можно было строить очень высокими. Готическая архитектура богато декорирована: резные башенки, балконы, витражи, розетки, скульптура внутри и снаружи здания делали храм изысканным произведением искусства. Средневековая эстетика (как парадигма) Имплицитная эстетика всех средневековых регионов, включая эстетику Западной Европы, византийскую эстетику, древнерусскую эстетику и др.; в узком смысле — эстетика Западной Европы V — XIV вв. С. э. сосредоточила в себе многие традиции, идеи, начала, как классической, так и неклассической эстетики (см.: Эстетика неклассическая). «Блаженство», по Августину, — состояние неописуемой радости, беспредельного ликования духа, абсолютно бескорыстное наслаждение — цель человеческого бытия. Универсум (и социум), по Августину, основывается на глобальной упорядоченности всех явлений, позитивных и негативных. Гармония мира строится на принципах «оппозиции» или «контроппозиции». Основные структурные закономерности универсума практически — эстетические принципы: целостность, единство, ритм (или число), равенство, подобие, соответствие, соразмерность, симметрия, гармония. На их основе строятся и все искусства, главным содержанием которых выступает красота. Чем выше иерархическая ступень красоты, выражаемой в произведении, и чем адекватнее характер выражения, тем ценнее произведение искусства. Художник понимается как посредник между Логосом и людьми. Искусство слова ценится выше живописи; утверждаются три основные функции изобразительных искусств: 1) «книга для неграмотных»; 2) увековечивание исторических событий; 3) украшение интерьеров храмов. Последней функции уделяется особое внимание. Красоту архитектуры видят не в архитектурно-конструктивных решениях и элементах, а в украшении храма (инкрустации, росписи, витражи, декоративно-прикладные искусства). Позднесредневековый период С. э. характеризуется появлением специальных эстетических трактатов в составе больших философско-религиозных сводов (так называемых «Сумм»), повышением теоретического интереса к эстетическим вопросам, что особенно характерно для мыслителей XII — XIII вв. — схоластов.
Средневековая культура мира и место в ней человека. Ведущая роль архитектуры в художественной культуре Средневековья. образ средневекового храма. Эволюция архитектурных стилей: от романского стиля к готике. Образ мира и готический храм. Характерные особенности готической архитектуры. Скульптурное убранство храма (Шартрский собор и его статуи). Собор Парижской Богоматери. Химеры Нотр-Дама и их аллегорический смысл. Виктор Гюго и Собор Парижской Богоматери.
Роль собора в жизни средневекового города. Многоцветность витража и праздничность внутренней отделки (витражи Шартрского и Кентерберийского соборов, собора Святого Витта в Праге). Евангельские образы как идеал готической скульптуры (Мария и Христос-странник Реймского собора).
В культуре средневековой Европы отметим следующие достижения:
• появление новых форм живописи – монументальная храмовая живопись, мозаика, фрески, книжные миниатюры;
• новшества в архитектуре – строительство соборов, замков, крепостей;
• появление нового стиля в архитектуре – готики. Готический стиль особенно был развит во Франции. Для него характерны высокие колонны, собранные в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте, тонкие стены, огромные окна, украшенные витражами. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь.
13 ВОПРОС
не помню вопроса, но что- то про иконографию и (на примере Феофан Грек, Андрей Рублев).
В истории русской культуры трудно найти периоды, когда бы все ее сферы развивались равномерно. Вторая половина XIV– XV вв.– это время расцвета иконописи. Как известно, православие крепче и глубже всего было воспринято славянами на художественно-эстетическом уровне. Иконы пришли на Русь из Византии и обрели здесь чрезвычайно плодотворную среду. Своеобразный «иконоцентризм» средневековой русской культуры выразился в том, что сложные мировоззренческие проблемы отображались у нас не столько в словесной форме, богословами, сколько иконописцами в художественных образах. На протяжении всего средневековья на Руси практически нет тенденций оригинального развития философии или богословия. Поэтому представления об «интеллектуальном молчании» Древней Руси в определенном смысле оправданы: древнерусскому сознанию свойственно эстетическое переживание мира. Любая икона – «особый вид церковного предания в красках и образах», по определению отца Сергия Булгакова. Икона удивительно полно выразила особенности русского православия, которое отличается радостным, светлым характером мирочувствования. Именно в ней русским художникам удалось полностью отразить характер страны и народа, подняться до высот мировой культуры.С середины XIV и до конца XV в. жили и творили корифеи иконописи Феофан Грек,Андрей Рублев и Дионисий. Могучий темперамент Феофана, работавшего с 70-х годов XIV в. в Новгороде, а затем в Москве, свидетельствовал о силе индивидуального начала, выходящего за пределы средневековья, о заметном раздвигании рамок канона. Его новгородские многофигурные композиции пронизаны динамизмом, психологизмом, экспрессией. Присущие стилю мастера знаменитые светоносные «блики», или «рефлексы», как бы выхватывают фигуры из мрака молний.
Показательно, однако, что манера византийского мастера не затронула русского художника Андрея Рублева, хотя при росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405) они работали вместе. К этому времени, и прежде всего в Москве, сложились новая историческая обстановка, новые эстетические запросы, новый оттенок в стиле. Москва становится художественным центром Руси. По количеству новых построек, монументальных росписей и станковых произведений (икон) она занимает первое место. Теперь все местные «школы», кто больше, кто меньше, испытывают влияние Москвы, и по степени этого влияния определяется их роль в формировании общерусской культуры.
Мировоззрение Андрея Рублева сформировалось под влиянием национального подъема после Куликовской победы, мощной Духовной силы, которая вселяла веру в высокий идеал. Основными его тенденциями были стройная, уравновешенная, классическая пирамидальность и соответствующая ей округленность, тяготение к гармоническому пропорционированию (рублевские пропорции человеческой фигуры 1:9, что близко к канону Леонардо да Винчи и скульптуре Венеры Милосской), идеальная просветленность образов, нежная колористическая сгармонированность. Иными словами, это было совершенно новое по сравнению с драматическим стилем Феофана Грека. Носителем нового стиля, его высокого качества был целый «круг Рублева» (Прохор с Городца, Даниил Черный и немало других живописцев). Это подтверждает, что он действительно был выражением духа времени.