Урок
Сделать с 7.12 до 12.12
Разместить «в беседе»
Лирическая крестьянская песня
Лирические песни не связаны с каким-либо обрядом или действием и выражающие чувства, переживания героя. С 16-17 в. лирическая песня становится самостоятельным жанром. Существуют лирические крестьянские песни и более поздние городские (18 в.). Некоторые из лирических крестьянских песен приурочены к определенным обстоятельствам исполнения (беседные, посиделочные, уличные песни, «когда в поле идут», «когда с поля возвращаются» и т. п.).
Основная музыкально-стилевая особенность большинства лирических крестьянских песен − их протяжность, распевность. Характерные народные названия лирической носин: «тягальные», «проголосные», «долгие», «строгие», «тяжелые», «широкие», «волоковые».
Для лирической крестьянской песни - характерно длительное распеванне слогов поэтического текста в протяжной песне, даже в рамках небольшого звукового объема. Словообрывы,, которые ведут не только к повторению слова, но и к интонационному варьированию его, тем самым способствуя продолжительности распева.
Развитость мелодики: широкий диапазон мелодии, выразительные интонационные ходы с плавным заполнением скачков. Опора на семиступенную диатонику, ладовая переменность. Насыщенность многоголосной фактуры, подголосочная полифония. Разнообразие подголосков.
Метроритмическая опора напева классической крестьянской лирической песни представляет собой строение 5 + 5 слогов. Может быть неквадратная структурв строения предложений (5+7). Свободная метрика протяжной песни.
Песня «Уж ты степь», возникшая, видимо, в XVII веке, по-новому раскрывает традиционную тему смерти в чужом краю. Молодой извозчик или ямщик, умирая в дороге, прощается с товарищами, поручает им передать привет родной семье и позаботиться о его лошадях. Образы говорящих птиц и коня здесь исчезают.
Сохраняется, однако, типичная для старинной песни поэтическая зарисовка бескрайнего степного пейзажа, хорошо соответствующего ее широкому и вольному распеву.
Наиболее характерны строфические структуры протяжной песни. Cвоeoбpaзие цепного соединения ее песенных строф. Принципы вариационного развития напева.
Основные тематические линии лирических песен. Вольнолюбивая лирика, песни о гибели молодца на чужбине, молодецкие песни, прозванные в народе «разбойничьи», о семейном гнете (символом горя в таких песнях стала лучина, песни о социальном бесправии, любовная лирика).
Городская песня − Социально-исторические предпосылки появления нового жанра городской песни в народном творчестве эпохи развития капиталистических отношении в России. Влияние западноевропейской бытовой музыки и культуры канта на формирование стиля городской песни. Кант – хоровое песнопение духовного содержания. Впоследствии в кантах появилось содержание, связанное мс общественными событиями Например, кант «На взятие Дербента». А позднее в кантах появилось лирическое содержание.
Большинство городских песен имеет литературное происхождение поэтических текстов. Дмитриев «Стонет сизый голубочек»,
Существуют первоначальные варианты городских песен созданные композиторами-профессионалами, а также музыкантами-любителями. Авторы популярных городских песен. Мерзляков «Среди долины ровныя», Молчанов
«Дело было под Полтавой». Вариантное видоизменение первоначальных образцов несен в процессе их активного бытования в народе. Песни «Выхожу один я на дорогу», «Вечерний звон», «Не слышно шуму городского», «Степь да степь кругом».
Жанровые разновидности городской песни. Сентиментальная лирика городских низов. ямщицкие, солдатские песни. Рабочая фабрично-заводская песня. Застольная песни (Языков «Из страны, страны далекой»,
«Вакхическая песня» у Алябьева, Глинки, Даргомыжского).
Автентическая природа ладогармонических связей. Закругленность мелодии со стремлением к главной кульминации. Куплетная форма с четким членением музыкального периода на фразы и предложения. Четкий ритм, кульминация, Простые аккорды сопровождения, часто гитарный, балалаечный наигрыш
(с конца 18 в.), а с 40-х годов 19 в. распространение получают 1-рядная и 2-х рядная гармоника (фабричного изготовления).
Лучшие городские песни обладают высокими художественные достоинства
Городская песня в творчестве русских и советских композиторов.
1. Верстовский «Аскольдова могила», «Ах, подруженьки» - хор девушек.
2. Римский-Корсаков «Псковитянка» - «Уж ты поле мое» дуэт Ольги и Тучи
3. Мусоргский «Хованщина», «Исходила младешенька», песня Марфы
4. Даргомыжский «Русалка» - «Ах, ты сердце» хор крестьян
5. Римский-Корсаков «Земляничка-ягодка», песня Леля.
6. Глинка «Иван Сусанин», «Хорошо у нас река» - песня гребцов за сценой.
7. Римский-Корсаков «Садко», «Ой, ты темная дубравушка» - песня Садко.
8. Римский-Корсаков «Царская невеста», «Снаряжай скорей» - песня
Любаши.
9. Рахманинов «Полюбила я на печаль свою», романс.
10. Молчанов «А зори здесь тихие», песня Жени.
Контрольные вопросы.
Разместить «вконтакте»
Ответить на 2 вопроса: выбрать тему 1-го или 2-го задания, и для всех второй вопрос – примеры из творчества композиторов.
1. Крестьянская песня – старинные названия, особенности мелодики,
метро-ритмики, форма, содержание, авторы.
2. Происхождение городской песни, особенности мелодики, метро-ритма, гармонии, форма, тематика, авторы.
3. Примеры использования у композиторов.