Состояние рынка труда в Республике Беларусь. Современные формы и системы заработной платы




Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2

1. Рынок труда. Понятие, функции, роль в экономике…………………….. 3

1.1. Основные характеристики рынка труда. …………………………………3

1.2. Структура рынка труда………………………………………………….. 6

1. 3. Состояние рынка труда в Республике Беларусь………………………....8

13.1.Ситуация в сфере занятости и безработицы в Республике Беларусь……9

1.3.2. Спрос и предложение рабочей силы…………………………………..10

2. Проблемы государственного регулирования рынка труда в Республике

Беларусь………………………………………………………………………11

3.Современные формы и системы заработной платы………………………….14

3.1.Организация оплаты труда………………………………………………..14

3.2.Элементы заработной платы……………………………………………….14

3.3. Формы оплаты труда………………………………………………………15

3.4. Номинальная и реальная заработная плата………………………………...16

Заключение………………………………………………………………………. 19

Литература. ……………………………………………………………………….20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые

существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду.

Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной

жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее

непосредственное исследование в общественном производстве. На рынке труда

получают оценку стоимость труда, определяются условия найма работников, в

том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения

образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда

отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах,

также мобильность рабочей силы, безработицу. Поэтому формирование и

регулирование рынка труда – одна из ключевых и наиболее острых проблем

рыночной экономики.

 

1. Рынок труда. Понятие, функции, роль в экономике.

1.1. Основные характеристики рынка труда.

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д.,

является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и

трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений,

отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда

являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с

другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных

предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Занятость является одной из существенных характеристик экономики,

благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший

макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое

явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью

социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность

отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих познаний занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда.

Достижение полной и эффективной занятости является одной из ключевых

задач социально – экономической политики государства, важнейшей проблемой экономической науки.

Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования. В

зависимости от критерия, положенного в основу его характеристики, оно

трактуется по разному.

Возникает вопрос: при каком уровне вовлеченности в профессиональный

труд может быть достигнута полная занятость? Видимо, при соответствии

рабочих мест потребности в них населения. Однако не каждое рабочее место

может удовлетворить потребность в нем. Об этом говорит наличие вакантных

рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах.

Под экономически целесообразным понимается продуктивное рабочее место,

позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой

производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь

достойный заработок, гарантирующий нормальное воспроизводство работника и его семьи.

Следовательно, если спрос на экономически целесообразные места будет

удовлетворяться соответствующим по профессионально – квалификационной структуре предложением рабочей силы, то это и будет означать полную занятость.

Одной из характеристик рынка труда является заработная плата.

Заработная плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова,

что связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле

заработная плата – это оплата труда работников самых различных профессий,

будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых

требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или

работники сферы услуг. При таком подходе к определению заработной платы в

нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.

В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е. цена,

выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного

времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы.

Цены на факторы производства, в т.ч. на труд, определяются на основе

закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает

построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения

труда в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке

выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения –

работники с их навыками и умениями. Спрос на труд находится в обратной

зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос

на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной

платы спрос на труд возрастает.

Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник

юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими

способностями к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает

его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он

не имеет всего необходимого для ведения своего собственного хозяйства как

источника получения всех нужных для жизни благ.

Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует

продажи его товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем

становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая свой труд предъявляет спрос на определенное рабочее место.

После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в

большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли- продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.

1.2. Структура рынка труда.

Исходя из данного выше определения рынка труда, установим составные

части или элементы рынка труда. Ими будут:

1.Стороны рыночных отношений или субъекты рынка: работодатели или

их представители и ищущие работу люди.

2. Правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда.

3. Конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения.

4. Службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.).

5. Инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки и

переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.

6. Система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из

производства, переводимых на новое место работы, безработных.

7. Альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для

нормального его функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К ним относятся:

1. Организация встречи продавцов и покупателей труда.

2. Обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного

взаимодействия.

3. Установление равновесных ставок заработной платы.

4. Помощь в решении вопросов занятости населения.

5. Осуществление социальной поддержки безработных.

Как уже отмечалось, на рынке труда продают труд. Работник оказывается

производителем труда. Но не любой человек является трудоспособным. На рынке труда существует несколько групп трудоспособных людей:

1. Те, кто не имеет работы, но хочет работать и ищет работу (здесь могут

быть безработные, имеющие соответствующий статус; лица, впервые

вступающие в трудовую деятельность; лица, ищущие занятие после перерыва в

работе).

2. Те, кто хоть и имеют работу, но неудовлетворен ею и подыскивает другое

место основной или дополнительной работы.

3. Занятые, но явно рискующие потерять работу и поэтому ищущие другое

место работы.

Указанные категории людей определяют предложение труда на рынке труда.

Основой трудового потенциала страны является ее экономически активное

население, состоящее из занятых и безработных.

Рынок труда опосредует отнюдь не все процессы распределения и

перераспределения рабочей силы. Через него движется только та рабочая сила,

которая выступает товаром, то есть наемная рабочая сила. Часть ее находит

рабочие места, становится занятым населением и покидает рынок, перемещаясь

в сферу производства (сферу труда). Другая часть продавцов рабочей силы

остается на рынке труда, дожидаясь нанимателя.

Рынок труда – явление многообразное, имеющие различные аспекты.

Различают модели или типы рынков труда, его виды и разновидности, а также

сегменты. Важно понять, что под этим подразумевается. Имеются общие для

любых рыночных условий характеристики рынков труда, но каждый региональный или национальный рынок труда имеет и свои особенности.

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и

предложения, по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате.

1. 3. Состояние рынка труда в Республике Беларусь.

Реализация мер активной политики занятости со стороны государства должна сочетаться с активной позицией самих граждан и их стремлением повышать уровень своей конкурентоспособности на рынке труда. Такое мнение высказала Министр труда и социальной защиты Беларуси Марианна Щеткина в интервью журналу «Охрана труда и социальная защита».

« На протяжении последних лет на рынке труда республики сохраняется управляемая и контролируемая ситуация. Уровень занятости населения (отношение численности занятых в экономике к трудовым ресурсам) в 2014 году составил 76,3% (официальная статистика за 2015 год будет в июле 2016 года). Это достаточно высокий показатель. В России он составляет 65,3%, в Польше – 59,4%. Уровень безработицы в республике в минувшем году увеличился до 1% от экономически активного населения, при этом он сохранился в рамках прогнозных показателей (1,5% на конец 2015 года), отметила министр. Вместе с тем в прошлом году республика столкнулась с серьезными внешними вызовами, связанными с кризисными явлениями. Следствием этого стало замедление экономического развития, что, конечно же, отразилось и на ситуации в сфере занятости. Значительно снизился спрос на рабочую силу, многие наниматели прекратили набор персонала ».

Происходят изменения и в структуре безработных. Увеличивается удельный вес мужчин (среди безработных их стало 65%). Структура вакансий, заявленных нанимателями в органы по труду, занятости и соцзащите, также претерпевает изменения. На начало 2016 года были практически одинаково востребованы как рабочие (50,9% от общего числа вакансий), так и специалисты (49,1%), в то время как год назад удельный вес вакансий для рабочих составлял 67,3%. Кстати, раньше сохранялось соотношение 80% для рабочих, 20% – для служащих на протяжении длительного периода. При этом если по рабочим профессиям наблюдается снижение числа вакансий, то потребность в специалистах растет (на 28% по сравнению с 1 января 2015 года).

По словам Марианны Щеткиной, рост зарегистрированной безработицы связан в том числе и с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Следствием этого явился процесс легализации трудоспособных граждан, которые официально не работали и не были ранее зарегистрированы в качестве безработных. Численность безработных из числа длительно неработающих составляет сегодня 24% от всех состоящих на учете в службе занятости.

Для оказания помощи в поиске работы в стране создана система содействия занятости не только для безработных, но и для всего населения. Она обеспечивается путем формирования Общереспубликанского банка вакансий, содействия в трудоустройстве, получении востребованной профессии. На реализацию Государственной программы содействия занятости населения из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в 2015 году выделено более Br237,1 млрд. В 2016 году на эти цели запланировано Br320,8 млрд.

13.1.Ситуация в сфере занятости и безработицы в Республике Беларусь

В январе-феврале 2016 года в органы по труду, занятости и социальной защиты за содействием в трудоустройстве обратилось 36,8 тыс. человек (90,6 процента к январю-февралю 2015 г.), из которых 31,7 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (92,7 процента к январю-февралю 2015 г.). С учетом граждан, состоящих на учете на 1 января 2016 г., всего нуждалось в трудоустройстве 86 тыс. человек, из них 75 тыс. безработных.

Уровень зарегистрированной безработицы на конец февраля 2016 г. составил 1,1 процента к численности экономически активного населения (на конец февраля 2015 г. – 0,8 процента).

1.3.2. Спрос и предложение рабочей силы

Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, повысился. На конец февраля 2016 года в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 28,5 тыс. вакансий, что составило 107,5 процента к уровню 2015 года. Потребность в работниках по рабочим профессиям составила 47,2 процента от общего числа вакансий против 59,6 процента на 1 марта 2015 г. При этом, если по рабочим профессиям наблюдается снижение числа вакансий (на 15 процентов), то потребность в специалистах растет (на 40,6 процента по сравнению с 1 марта 2015 г.).

Численность безработных, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, на 1 марта 2016 г. составила 51,1 тыс. безработных, что в 1,4 раза больше, чем на 1 марта 2015 г.
Коэффициент напряженности на рынке труда республики увеличился с 0,7 на 1 января 2016 г. до 1,8 безработных на одну вакансию на 1 марта 2016 г.

 

2. Проблемы государственного регулирования рынка труда в Республике

Беларусь.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей

макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большинство социальных, демографических, экономический явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости.

Рассматривая занятость как индикатор результативности проводимых

реформ, следует отметить, что совокупное влияние на состояние занятости

преобразований в производстве, финансовой системе, внешнеэкономический

отношениях, социальной сфере и др. оказалось незначительным. Занятость

сохраняет нерыночный характер.

Причин современного состояния занятости несколько. Во-первых,

значительно сложнее реформировать социально-трудовые отношения, чем общие макроэкономические условия развития. Занятость – это прежде всего отношения между людьми по поводу удовлетворения личных и общественных потребностей и получения заработка, личный интерес и личные мотивы составляют важнейший стимул к эффективному производству. Поэтому практически для каждого человека реформы условий занятости сопряжены с необходимостью приспосабливаться и менять экономические, социальные и психологические стереотипы, которые складывались порой не одно десятилетие.

Во-вторых, к началу реформ преобладало упрощённое понимание занятости

населения. Все проблемы сводились к безработице. Главная же цель политики

занятости сводилась к созданию механизмов согласования спроса и предложения рабочей силы, т.е. рынка труда. Таким проблемам использования трудового потенциала на макроуровне, как формирование его экономической активности, трудовая мотивация, отраслевые и профессиональные структуры, перераспределение рабочей силы между отраслями и видами деятельности уделялось недостаточно внимания и в научных исследованиях, и в деятельности центральных экономических ведомств.

В эффективной рыночной экономике занятость – это картинка, которая

отражает степень отлаженности механизма по балансированию спроса и

предложения рабочей силы. Таким образом, через рынок труда регулируются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и

распределение людских ресурсов. При этом механизмы регулирования рынка

труда действуют в условиях определённой политики занятости, элементы

которой охватывают все уровни управления экономикой.

Так в нашей стране на государственном уровне разработано и принято

множество различного рода Положений, Законов, Постановлений и других

нормативных актов, относящихся к вопросам регулирования занятости

населения. Таких, как Постановления Минтруда Республики Беларусь № 36 от

30.05.1996 г. «Об утверждении концепции профессиональной подготовки,

переподготовки и повышения квалификации безработных» и № 46 от 27.06.1996 г. «Об утверждении Положения об организации профессионального обучения безработных», Постановление СМ Республики Беларусь № 487 от 27.03.1998 г. «Об утверждения Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных, высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащих срочной службы, уволенным из ВС Республики Беларусь» и д.р. Так в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30.05.1991 г. «О занятости населения Республики Беларусь» (в ред. 22.01.1999 г.):

Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа

труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и

предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданами время поиска места работы.

Деятельность бирж труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ (Международной организации труда).

Однако, существует и другая сторона медали:

– Активное вмешательство государства в экономику, множество

нормативных актов (часто противоречащих друг другу) регулирующих

деятельность субъектов хозяйствования не способствует как развитию

экономики в целом, так и решения вопросов связанных с проблемой безработицы в частности.

 

 

3.Современные формы и системы заработной платы.

3.1.Организация оплаты труда

Под организацией оплаты труда понимается совокупность мероприятий, направленных на вознаграждение за труд в зависимости от его количества и качества. При организации труда следует учитывать следующие мероприятия, связанные с нормированием труда, тарифным нормированием заработной платы разработкой форм и систем оплаты труда премированием работников. Нормирование труда основывается на установлении определенных пропорций в затратах труда, необходимых для изготовления единицы продукции или на выполнение заданного объема работы в определенных организационно-технических условиях. Главная задача нормирования труда — разработка и применение прогрессивных норм и нормативов.

Основные элементы тарифного нормирования заработной платы: тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник.

Тарифная ставка — выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда за единицу рабочего времени (бывают часовые, дневные, месячные).

Тарифная сетка — шкала, состоящая из тарифных разрядов и тарифных коэффициентов, которые позволяют определить заработную плату любому работнику. В разных отраслях промышленности действуют различные шкалы.

Тарифно-квалификационный справочник — нормативный документ, в соответствии с которым каждому тарифному разряду предъявляются определенные квалификационные требования, т. е. перечисляются все основные виды работ и профессий и необходимые знания для их выполнения.

3.2.Элементы заработной платы

В настоящее время основными элементами оплаты труда являются схемы должностных окладов и виды заработной платы. Минимальный размер оплаты труда (формулировка Министерства труда РФ) является социальной нормой и представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, в расчете на 1 месяц.

Заработная плата ИТР и служащих определяется по штатному расписанию, т. е. на основе схемы должностных окладов и числа работников каждой группы.

Заработная плата рабочих определяется на основании технического нормирования, т. е. на основании разработки норм затрат рабочего времени на единицу продукции. Нормы затрат труда включают нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания. Норма выработки — задание рабочему-сдельщику в производстве продукции требуемого качества в единицу времени в определенных условиях. Норма времени — отрезок рабочего времени (часы, дни), в течение которого рабочий должен произвести определенное количество продукции. Норма обслуживания определяет количество механизмов, которое должен обслуживать данный рабочий (или несколько) в течение смены.).

3.3. Формы оплаты труда

В настоящее время в зависимости от того, в каких экономических показателях измеряются затраты труда, применяются различные формы оплаты труда. Сдельная заработная плата устанавливается в зависимости от количества и качества затраченного труда. Повременная заработная плата устанавливается в зависимости от времени работы рабочего и его квалификации. При сдельных системах оплаты труда доход работника определяется умножением расценки на объем произведенной продукции. Расценка — это произведение часовой тарифной ставки, соответствующей разряду сложности выполняемой технологической операции или работы, на норму времени. Аккордная оплата труда устанавливается не за каждую производственную операцию, а за весь цикл работ, т. е. за аккордное задание.

В настоящее время в практике фирм общей тенденцией совершенствования систем оплаты и стимулирования труда персонала является применение повременных систем в сочетании с доплатами, премиями за личный вклад работника в увеличение дохода фирмы.

При простой повременной системе труд работника оплачивается только в зависимости от продолжительности времени его работы за тот или иной период. Контрактная форма оплаты труда предполагает оплату труда за выполненную работу с указаниями: общее положение, обязанности работника, обязанности фирмы, оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха (ненормированность труда указывается именно здесь), социальное обеспечение, льготы по социальному обслуживанию (путевки и т. п.), ответственность сторон за неисполнение обязательств. Комиссионная оплата труда основана на договоре комиссии, который заключается между комиссионером и комитентом.

3.4. Номинальная и реальная заработная плата.

Величина заработной платы служит важным показателем уровня жизни

населения, однако только по количественной величине еще нельзя судить об

экономическом и социальном благополучии народа. Поэтому для характеристики уровня жизни, сопоставления по этому показателю разных государств, а также разных категорий населения внутри страны используются такие характеристики оплаты труда, как номинальная и реальная заработная плата.

Номинальная заработная плата — сумма денег, полученная за определенный период времени. Номинальная заработная плата не отражает уровня цен, поэтому её увеличение не означает реального роста уровня жизни.

Реальная заработная плата — кол-во товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную зарплату.

Заработная плата может выплачиваться как за проработанное, так и неотработанное время.

Для определения размера оплаты труда с учетом его сложности и условий труда различных категорий работников большое значение имеет тарифная система.

Тарифная система — это совокупность норм, включающая тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, должностные оклады.

Тарифно-квалификационный справочник содержит подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя.

Тарифная ставка — это размер оплаты за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени.

Различают две основные системы оплаты труда: сдельную и повременную.

Сдельная форма оплаты труда

Сдельная система оплаты труда производится по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции (работ, услуг). Она подразделяется на:

1. Прямую сдельную (заработок работнику устанавливается по заранее установленной расценке за каждый вид услуг или произведенной продукции);

2. Сдельно-прогрессивную (выработка работника в пределах нормы оплачивается по установленным расценкам, сверх нормы оплата производится по повышенным сдельным расценкам).

3. Сдельно-премиальную (заработная плата складывается из заработка по основным расценкам и премии за выполнение условий и установленных показателей премирования).

4. Косвенно-сдельную (заработок зависит от результатов труда работников).

5. Аккордную (размер оплаты устанавливается за весь комплекс работ).

Повременная форма оплаты труда

Повременной называется такая форма оплаты труда, при которой заработная плата работникам начисляется по установленной тарифной сетке или окладу за фактически отработанное время.

При повременной оплате труда заработок рабочего времени определяется умножением часовой или дневной тарифной ставки на количество отработанных часов или дней.

Повременно-премиальная система оплаты труда имеет две формы:

1. Простую повременную (часовая тарифная ставка умножается на количество отработанных часов).

2. Повременно-премиальную (устанавливается процентная надбавка к месячной или квартальной заработной плате).

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, установленных администрацией организации в соответствии с должностью и квалификацией работника.

В дополнение к системам оплаты труда может устанавливаться вознаграждение работникам организаций по итогам готовой работы. Размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа работы в организации.

Администрация предприятия может осуществлять доплаты, в связи с отклонениями от нормальных условий работы в соответствии с действующим законодательством.

Современные подходы к решению этой проблемы предполагают отказ от традиционных повременных систем или оплаты по коэффициенту сложности и замену их оплатой труда, состоящей из базовой ставки и дополнительных стимулирующих выплат (в зависимости от индивидуальных результатов и/или эффективности работы подразделения/компании).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда

это не только отношения между наемными работниками как субъектами

предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений.

Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои

непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что

заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них, человек может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство.

Однако достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно. В

общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное

несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее, безработица

- не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие

обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Беларусь от 30.05.1991 г. «О занятости населения

Республики Беларусь» в ред. 22.01.1999 г.

2. Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы. //

МЭиМО, 2000 г., №8.

3. Экономика (экономическая теория). Учебное пособие для вузов, 3-е

издание. Под общей ред. Бабаева Б.Д. – Иваново, 2000 г.

4. https://elib.bsu.by/bitstream/

5. https://media.miu.by

6. https://sdan.by/work

7. https://allbest.ru/

8. https://cyberleninka.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: