Хадис 4. Вода в большом количестве не оскверняется от попадания нечистот.




Хадис 2. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Можно ли совершать омовение водой из колодца Буда‘а?» В этот колодец бросали запачканное менструальной кровью белье, дохлых собак и гнилые продукты. Однако в ответ он сказал: «Вода – чистая, и ничто не способно осквернить ее». (хадис привели трое; Ахмад сказал, что хадис достоверный).

Степень достоверности хадиса:

Хадис достоверный (сахих). Его называют хадисом о колодце Бида’а. Этот колодец находился в Медине. Вода в нем доходила до уровня лобка человека в период наибольшей заполненности колодца водой и не доходила до уровня аврата (срамных мест), когда количество воды было минимальным. В этот колодец попадали пропитанные менструальной кровью тряпки, трупы собак, разная гниль. Однако все эти нечистоты не сбрасывались туда сподвижниками, да будет над ними довольство Всевышнего Аллаха. Ввиду того, что колодец располагался в низине, скверну сносило в него с окрестных мест дождевыми потоками. Поскольку объем воды был велик, мерзость, попадающая в колодец, не влияла на качества воды и не изменяла их. Существует вероятность того, что нечистоты сбрасывались в колодец Бида’а лицемерами (мунафикъами), однако ибн Мулакъкъин считал это невозможным, так как этим колодцем пользовались не только мусульмане, но и лицемеры.

Когда у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, попросили суждения об этой воде, он ответил словами, приведенными в хадисе.

Аль-Албани сказал, что это известный хадис, принимаемый имамами. Он приводится в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе хадисов Абу Дауда.

 

 

Хадис 3. От Абу Умамы аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, вода не осквернится ничем, кроме того, что повлияет на ее запах, вкус и цвет’’. (хадис привел ибн Маджа. Абу Хатим признал его слабым. В версии этого хадиса, приведенной аль-Байхакъи, сказано: Вода чиста, если только не изменился ее запах, цвет или вкус из-за попавшей в нее скверны’’).

Степень достоверности хадиса:

Начало хадиса (“поистине вода не осквернится ничем”) достоверно, а вторая часть хадиса (“кроме того, что повлияет на ее запах, вкус и цвет”) слабая (да’иф). Сиддикъ в книге “ар-Рауда” пишет: “Ученые сошлись во мнении, что вторая часть хадиса слабая, однако единодушны в том, что смысл ее верен”. Этот хадис приводится в сборнике слабых хадисов “ад-Да’ифа”, составленном аль-Албани (№ 2644), и в сборнике слабых хадисов, составленном на основе хадисов ибн Маджа (№ 177).

 

 

Хадис 4. Передают, что ‘АбдуЛлах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили, можно ли пользоваться водой в пустыне, у которой собираются хищные звери и другие животные. Он сказал: «Если воды достаточно, чтобы наполнить два къулля (кувшина)*, то ее невозможно осквернить». В другой версии говорится: «...то она остается чистой». (хадис привели четверо, его признали достоверным ибн Хузейма, аль-Хаким и ибн Хиббан).

*[Къулля – большой глиняный кувшин. Объем в две кулли приблизительно равен двумстам литров].

Степень достоверности хадиса:

Этот хадис называется хадисом о двух къуллях. Ученые разошлись во мнениях относительно его достоверности. Аль-Албани оценил его в версии, где сказано: “Если объем воды достигает…”, - как достоверный. Хадис приводится в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе “аль-Мишкат” (№ 488), в “Ируа-уль-Галиль” (№ 23), в сборниках достоверных хадисов, составленных на основе хадисов Абу Дауда (№ 56) и ибн Маджи (№ 418). Один из выдающихся ученых Мухаммад Хамид аль-Факъи, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Этот хадис является хадисом шазз [хадисы, являющиеся слабыми ввиду наличия в них отклонений. Отклонение заключается в том, что такой хадис хотя и передан надежными и добросовестными людьми, однако противоречит хадису, который передан еще более надежным передатчиком] (содержащим отклонения) и хадисом мудтариб [хадисы мудтариб относятся к категории слабых хадисов (хадис да’иф) из-за наличия дефекта в иснаде или в тексте. Хадис мудтариб - это хадис, переданный в разных версиях, противоречащих друг другу и несовместимых] по тексту и иснаду. Отклонение, содержащееся в хадисе, заключается в том, что он не является известным хадисом (хадисом машхур), в то время как сведения, содержащиеся в нем, по уровню своей значимости и необходимости для мусульманской уммы, превосходят сведения о имущественном цензе при уплате закята. Поэтому передать подобные сведения было обязанностью (уаджиб) сподвижников, подобно тому, как было обязательным для них передать то, что моча является скверной, или то, из какого количества рака’атов состоит намаз. Однако они переданы только от одного ибн Умара и переданы от него только ‘Убейдуллахом и АбдуЛлахом. А где же старшие соратники ибн Умара и жители Медины, которая является родиной Сунны? А ведь жители Медины более других людей нуждались в подобном, так как испытывали дефицит воды. Хадис считается имеющим недостаток по трем причинам:

- во-первых, он является маукъуф и его иснад доходит только до ибн Умара, как полагают аль-Мизи, ибн Теймия и аль-Байхакъи,

- во-вторых, он – мудтариб по иснаду,

- и, в-третьих, является хадисом мудтариб по тексту.

Поэтому Асхабус-Сыхах отвергли его, а ибн Абдуль-Барр оценил его, как слабый хадис. По поводу объема в две къулли нет вообще никаких достоверных хадисов”.

Источник: (книга “Тахзибус-Сунан” аль-Хафиза ибн аль-Къаййима).

Выводы из трех вышеприведенных хадисов:

1. Менструальная кровь является наджасой. На это указывает то, что сподвижники задали вопрос Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, по поводу чистоты воды в колодце, в который попадали, как сообщает сподвижник, являющийся передатчиком хадиса, “тряпки, пропитанные менструальной кровью”. Ведь если бы менструальная кровь не была наджасой, они не стали бы спрашивать о чистоте воды, в которую она попала. И то, как отреагировал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на их вопрос, означает подтверждение им того, что менструальная кровь – наджаса.

2. Мертвечина не живущих в воде животных является наджасой. В этом единодушны все ученые (иджма’). На это указывают слова передатчика хадиса, сообщающего, что в колодец попадало “мясо собак”, и сподвижники задали вопрос относительно чистоты воды в таком колодце.

3. Все ученые единодушны в том, что вода, как правило, чиста, и ее ничто не оскверняет, если только под воздействием скверны не изменится одно из ее свойств, количество воды при этом роли не играет. О единстве мнений ученых по этому вопросу поведали такие имамы, как ан-Науауи, ибн аль-Мунзир, ибн аль-Мулякъкъин, аш-Шафи’и, ибн Хаджар, ибн Теймиййа, аш-Шаукани и ибн Рушд. А шейхуль-ислям ибн Теймиййа сказал: “Если все мусульмане единодушны в каком-либо мнении, значит, оно подтверждается текстами хадисов, и мы не знаем ни одного случая, когда все мусульмане были бы единодушны в каком-либо суждении, а текстов, его подтверждающих, не было бы”.

4. Ученые разошлись во мнении относительно достоверности хадиса о двух къуллях: одни считают его слабым, другие достоверным. Если принять точку зрения тех, кто считает его слабым, тогда противоречие между этим хадисом и хадисом “поистине, воду ничто не оскверняет” ликвидируется само собой и не приходится пытаться сопоставлять эти два противоречащих друг другу хадиса.

Если же принять точку зрения тех, кто считает его достоверным, то, как совместить в таком случае этот хадис с другими хадисами (№ 2 и 3)? Этот хадис можно рассмотреть двояко: принять его буквально (буквальное понимание [По-арабски – “мантукъ”]) или взять за основу подразумеваемое в нем (смысловое понимание [По-арабски – “мафхум”]).

Буквальный смысл (мантукъ) хадиса таков: когда объем воды достигает двух куллей, то она никак не оскверняется от соприкосновения с наджасой, то есть только оттого, что наджаса упала в нее. Принять это утверждение можно только, если сказать, что оно не имеет общего характера и не распространяется на тот случай, когда вода меняет под воздействием наджасы свои качества. В таком случае она оскверняется. Если же мы примем это утверждение, не сделав исключения для того случая, когда меняются свойства воды, то вступим в противоречие с вышеупомянутым единогласным мнением всех ученых (иджма’), согласно которому вода, поменявшая под действием наджасы свои свойства, становится нечистой.

Подразумеваемое же в хадисе (мафхум) можно сформулировать так (если вывести из хадиса утверждение по поводу ситуации, обратной той, о которой в нем говорится*): Вода, объем которой меньше двух къуллей, оскверняется только оттого, что в нее попала наджаса. Как совместить это утверждение с хадисом от Абу Умамы? Совмещая это утверждение с хадисом от Абу Умамы, рассуждают следующим образом: Да, вода меньше двух къуллей объемом загрязняется от попадания в нее наджасы, но тогда, когда изменяет под действием наджасы свои качества, потому что таков буквальный смысл (мантукъ) хадиса от Абу Умамы, и именно на него надо ориентироваться при совмещении двух данных хадисов, потому что при наличии противоречия между мафхумом одного хадиса и мантукъом другого предпочтение отдается мантукъу. Таково правило науки “Усулуль-Фикъх” (“Основы, или “Методы фикъха”). Итак, можно сделать следующее заключение: вода, в каком бы количестве она ни была, просто от соприкосновения с наджасой не оскверняется, она оскверняется только тогда, когда под действием наджасы изменяется одно из ее трех качеств. Это мнение является наиболее достоверным, хотя Аллаху ведомо лучше. Его придерживались многие сподвижники, целая группа последователей (ат-таби’ун), к нему склонялись многие ученые, исследовавшие этот вопрос, такие как ибн Теймиййа, ибн аль-Къаййим, ибн Дакъикъ аль-‘Ид, аш-Шаукани, ас-Сана’ани. Аль-Къуртуби в “Джами’ у Ахкамиль-Къур’ан” сказал: “Это мнение правильное с точки зрения логики и крепкое с точки зрения наличия сообщений, подтверждающих его”.

 

*[Подвергая какой-либо хадис логическому анализу, из него делают выводы по поводу ситуаций, о которых в нем прямо не говорится, однако, основываясь на этом хадисе, о них можно сделать выводы. То, что сказано в хадисе буквально, называется мантукъ. А то, о чем прямо не сказано, но оно подразумевается, называется мафхум. Вывод о ситуации, обратной той, о которой идет речь в хадисе, называется мафхум мухаляфа. Пример мафхум мухаляфа: если в хадисе говорится о ситуации, когда объем воды равен двум къуллям, то из него можно сделать вывод о ситуации, когда объем воды меньше двух къуллей или больше. Большинство ученых склоняется к тому мнению, что мафхум мухаляфа из хадиса является приемлемым доводом, однако ученые ханафитской школы считают, что использование махфум мухаляфа в качестве довода возможно, только если речь идет о словах людей, если же речь идет о текстах из Курана и Сунны, то мафхум мухаляфа не является законным доводом].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: