Музыка, как и наука, является неотъемлемой частью жизни каждого
человека. И техника, и искусство находятся в непрерывном развитии, в связи с чем, их взаимовлияние всегда динамично. Очевидно, что в течение двух
последних десятилетий мы переживаем фундаментальные изменения, как в
совершенствовании современных технологий, так и в создании новых форм
искусства, музыкального в том числе. В первую очередь, мы имеем в виду
прогресс в компьютерных технологиях, что, несомненно, повлияло и на
изменение творческих приоритетов в художественной среде современного
мира. В результате взаимодействия науки и искусства и возник уникальный
феномен – цифровое искусство – новый вид художественной деятельности,
обращение к которому открыло необыкновенно широкие возможности перед
современными мастерами. Научно-технический прогресс расширил возможности создателей электронной музыки, позволив им работать над произведениями при помощи программных средств.
Мир музыки XX–начала XXI века отмечен постоянным обновлением художественных практик: совершенствование современных технологий повлияло на создание новых форм музыкального искусства, подготовило обращение современных композиторов к цифровым технологиям. На протяжении всего двадцатого века в творческой среде шел непрерывный поиск новых нестандартных средств выражения для передачи специфики взаимодействия художника новой эпохи с жизнью. Появление новых технологий постоянно стимулировало творческие эксперименты: композиторы разрушали традиционные каноны сочинения, основанные на академическом понимании определяющих элементов музыкальной ткани и основополагающих приемов их развития. В результате поисков исследователи приходили к тому, что основным тематическим материалом для музыкального опуса может быть не только мелодия, но и отдельный звук, тембр, ритмическая группа и т. д. Композиторы нового поколения работали над расщеплением звука, использовали его элементы в качестве основы развития произведения. При этом музыканты обращались не только к звучанию музыкальных инструментов, но и к звукам индустриального происхождения.
Творчество Джона Кейджа может послужить интересным примером подобного поиска неординарных методов сочинения. Автор нередко включал в свои опусы элементы шума или тишины: это могли быть и хорошо знакомые, взятые из самой жизни, естественные звуки, и найденные, искусственно созданные композитором, звучания. Его музыкальные «опыты», часто непредсказуемые и не всегда художественные, вводят слушателя в самую глубину жизни, заставляя его ощущать реальность мира посредством погружения в необычную звуковую среду. Дж. Кейдж создал некий музыкальный прототип жанра «хеппенинг»[1]: в процессе исполнения его сочинений неординарные спонтанные действия исполнителей сочетались с музыкальными аллюзиями, построенными на соединении натуральных, «жизненных» и найденных, созданных опытным путем звуков. Его поиски нового звучания сопровождались открытиями в области электронной музыки, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию новой композиторской техники.
Музыкантов XX века нередко называют «Поколением электронных мечтателей»: вслед за открытием электронного звука появляются необычные электронные музыкальные инструменты, порой удивительные для слушателя, воспитанного на классических музыкальных образцах. В 20-х годах прошлого века, становится достаточно популярным терменвокс[2], созданный Л. Терменом в Петрограде. Композиторы пишут музыку для нового инструмента, создают аранжировки уже знакомых произведений. Эдгар Варез[3] одним из первых поверил в неограниченные возможности новой электронной техники и создал сочинение для музыкальных инструментов и терменвокса. В 1934 г. Лоуренс Хэммонд сконструировал первый электроорган, а в России шла работа над новым изобретением, основанным на симбиозе образа и звука. В результате кропотливого труда Владимир Баранов изобрел оптофоническое пианино[4]. В конце 30-х годов был создан вокодер, устройство, способное мутировать звук, превращать человеческий голос в механический «роботоподобный», это был аппарат синтеза речи, к которому позже обращались многие композиторы.
Научно-технический прогресс, несомненно, повлиял и на становление новых видов электронной музыки, актуальных как для двадцатого, так и для двадцать первого века. Эксперимент идет рядом с творчеством, композиторы постоянно ищут новое звучание, работают с различными тембрами. В процессе активного освоения возможностей электронной техники появляются электроакустическая, спектральная, синтезаторная, а позже и компьютерная музыка, основанная на своеобразном соединении новых технических достижений и современной эстетики.
Электроакустическая музыка возникла еще в конце 60-х годов XX века, но и сегодня она ассоциируется с экспериментальными и альтернативными направлениями творчества, ключевой идеей которых является трансформация и клонирование звука. Итальянский ученый и композитор-электроакустик Франческо Галанте подчеркивает, что поиски нового звучания не должны становиться самоцелью, они должны работать на раскрытие определенной музыкальной идеи: композитор должен организовать звуковую структуру своего произведения таким образом, чтобы звуки, гармонируя друг с другом, вписывались в сочинение, отражая основную мысль автора [2].
Спектральная музыка[5], начальные этапы развития которой определяются 70-ми годами XX века, основана на использовании красочных гармоний электронных инструментов, а позже звуков, созданных на компьютере. Понять принцип работы композитора, сочиняющего спектральную музыку, позволяет одно из высказываний Клэра Ляронда, где он говорит о том, что в процессе сочинения необходимо брать существующие звуки из окружающей среды: природного или индустриального происхождения и подвергать их изменениям при помощи аналоговых инструментов или компьютерных программ [3]. В результате знакомый тембр звука разбивается на отдельные его составляющие, привычные в их суммарном звучании и неузнаваемые в результате проведенного анализа.
Термин «компьютерная музыка» был принят после первых обращений к компьютеру как к инструменту композитора. Первоначально данный термин использовался при упоминании электронной музыки, сочиненной или воспроизводимой с опорой на компьютерную технику. В дальнейшем было определено более точное понимание данного феномена, как музыкального произведения, в процессе создания которого используется некий алгоритм. Эксперименты в области сочинения при помощи компьютера или синтезатора, опирающиеся на комбинаторную технику[6], заполнили практически всю вторую половину XX века. Именно компьютерные опыты по созданию музыкального текста продемонстрировали слушателям возможности вычленения из музыкального материала определенных смысловых структур. Обращаясь к компьютерным программам, композиторы начали искать возможность моделирования музыкального произведения на основе перестановок и сочетаний фрагментов музыкального текста. В 1957 году композитор Л. Хиллер и математик Л. Айзексон провели ряд экспериментов по созданию компьютерной музыки: авторы опубликовали статью «Экспериментальная музыка, сочиненная при помощи компьютера» [4]. Практическим итогом их теоретических изысканий стала «Иллиак-сюита», созданная компьютером по заданному алгоритму, в основу которого была заложена выборка отдельных музыкальных элементов.
Техника комбинаторики стала основной и в экспериментах Р. Зарипова, проведенных в 1959 году в Советском Союзе. Для моделирования творческого процесса была разработана программа, в которой были учтены возможные сочетания и перестановки музыкальных элементов, в результате чего были получены мелодии, названные «Уральские напевы» [5].
В последней четверти XX начале XXI века идет изучение возможностей сочинения компьютерной музыки на основе анализа уже существующих музыкальных произведений. Исследователи при помощи цифровых технологий изучали специфику музыкального языка композиторов различных эпох, что в последствие дало им возможность разработать программу для создания новых произведений в стиле И. С. Баха, Л. ван Бетховена, В. А.Моцарта.
Американский инженер и композитор Дэвид Коуп в 1983 году,
обратившись к цифровым технологиям, собрал и перекомбинировал
стилистические данные произведений И. С.Баха, и, как результат, попытался
создать при помощи компьютера новое произведение в стиле великого
немецкого композитора. Итогом данного эксперимента явилось создание
искусственного интеллекта ЭМИ. Но основу творческого процесса –
внутренние переживания композитора – машина воспроизвести так и не
смогла. По мнению автора эксперимента, он очень преуспел в разработке
плохих программ [6]. Позже Д. Коуп приступил к созданию ЭМИЛИ,
предполагая, что данная машина будет способна «сочинять» современную
классическую музыку, опираясь в «своем творчестве» на уникальный опыт
прошлых поколений. Автор эксперимента планировал собрать данные о
стилистических особенностях музыкальных произведений 36 композиторов
различных исторических эпох, работавших в разнообразных стилях. На основе разработанной программы, обобщившей лучшие сочинения мирового
музыкального искусства, было создано современное музыкальное произведение. В процессе обсуждения подобных экспериментов все чаще возникали дискуссии об искусственном интеллекте, но большинство исследователей сходилось во мнении, что выбор и соединение элементов музыкального языка машиной творчеством не является.
Несмотря на отрицательные отзывы о перспективах «запрограммированного» сочинения музыки, интерес к компьютеру как к базовому инструменту современного музыкального творчества не ослабевает. Продолжается работа по изучению возможностей компьютера в работе со звуком. В восьмидесятые годы XX века в творческом процессе помимо уже хорошо известной аналоговой записи активно применяется цифровая. В результате обращения к цифровым технологиям в процессе работы над музыкальными произведениями, повышается качество звучания записываемых и звучащих мелодий, появляется возможность сохранять всевозможные параметры и настройки в студиях звукозаписи, совершенствуются методы обработки звуковых сигналов и редактуры музыкальных записей.
Сегодня музыкальное творчество с использованием электронных
цифровых технологий – это, в первую очередь, процесс управления
программным или внешним звуковым оборудованием. Таким образом,
современный композитор должен владеть возможностями мeдиа-программирования, звукорежиссерскими технологиями, умением творчески использовать цифровые технологии в редактуре звука.
И в том, и в другом случае композиторы, работающие сегодня в
различных областях музыкального творчества, в первую очередь
руководствуются природой самого звука: оперируя его высотой, обертонами, динамикой или тембровой окраской сложных созвучий, они создают некий эстетический образ [7]. При этом принцип, основанный на трансформации и клонировании звука, является объединяющим фактором электронных и компьютерных техник.
Несомненно, что стремительное развитие компьютерных технологий в конце XX– начале XXI века активизировало творчество композиторов в области работы над звуком и расширило возможности создателей электронной музыки, открыв им дорогу в цифровой музыкальный мир. Процесс работы по достижению основных принципов управления звуком – его оттенками, динамикой, высотой, стал более эффективным, так как именно цифровые технологии позволили более точно редактировать электронный звук. Кроме того, обращение к компьютерной обработке звука позволило более продуктивно работать над корректировкой звучания голосов. Сегодня многие произведения создаются при помощи программных средств, благодаря чему, обновляются и расширяются технологии композиторского письма, а перед авторами открываются новые возможности в аранжировке, записи и редактировании музыкальных сочинений.
Примечание:
1. Мамбетов, А. А. Творческое использование цифровых технологий в музыке. Автореф. дисс...канд. искусствоведения. Алматы, 2010.
2. Артемьев, А. Francesco Galante: Сначала сотворите звук и лишь затем приступайте к созданию произведения. URL: https://www.electroshock.ru/records/ (дата обращения: 06.10.2017).
3. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века. М., 1976. 366 с.
4. Сердюков, А. А. Цифровые технологии и проблемы импровизации
музыкального текста. Ростов, 2016. 278 с.
5. Зарипов, Р. Х. Машинный поиск вариантов при моделировании
творческого процесса. М.: Наука, 1983. – 232 с.
6. Рогожникова, Е. Компьютер выпускает альбом классической музыки. URL: https://laewerwyn. livejournal.com/9025.html (дата обращения: 06.10.2017).
7. Белунцов, В. Трюки и эффекты. СПб., 2005. 448 с.
Контрольные вопросы:
1. Что способствовало активному развитию мировой музыкальной культуры и искусства в XX- нач. XXI вв.?
2. К какому выводу привели исследования ученых и музыкантов в области музыкального искусства?
3. Кто такой Джон Кейдж и в связи с чем его творчество может послужить интересным примером?
4. В чем особенность формы современного искусства – хеппенинг?
5. Кто в нач. XX века явился автором первого в практике электронного музыкального инструмента?
6. Как осуществлялась игра на данном музыкальном инструменте?
7. Кто стал одним из пионеров электронной и конкретной музыки?
8. Автор оптофонического пианино?
9. Как назывался аппарат синтеза речи способный мутировать звук, превращать человеческий голос в механический «роботоподобный»?
10. Каким образом научно-технический прогресс повлиял на становление новых видов электронной музыки?
11. Спектральная музыка и её особенности.
12. Название произведения, ставшего практическим итогом теоретических изысканий композитора Л. Хиллера и математика Л. Айзексона в 1957 году?
13. Имя и фамилия американского инженера и композитора, который при обращении к цифровым технологиям собрал и перекомбинировал
стилистические данные произведений И. С.Баха?
14. В чем, в настоящее время, заключается особенность музыкального творчества с использованием электронных цифровых технологий?
[1] Хе́ппенинг (или хэ́ппенинг, англ. happening) – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, чёткого сценария. Одна из задач хеппенинга – преодоление границ между художником и зрителем. Основоположником хеппенинга как представления с элементами случайности является Джон Кейдж.
[2] Терменво́кс - электромузыкальный инструмент, созданный в 1920 году советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния между своими руками и антеннами инструмента. При этом изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, - частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за изменение тона звука, а горизонтальная подковообразная - за изменение громкости звука.
[3] Эдга́р Варе́з (1883-1965 года) – французский и американский композитор, один из пионеров электронной и конкретной музыки. Основал совместно с Карлосом Сальседо Международную гильдию композиторов, а после принятия композитором гражданства США в 1927 вместо неё была образована Пан-американская ассоциация композиторов. В 1920-е годы Варез написал «Жертвоприношения», «Гиперпризму», «Восьмигранник», «Интегралы», «Аркана» и др. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе была с использованием 300 динамиков исполнена «Электронная поэма».
[4] Владимир Давидович Баранов-Россине (1887 - 1944) – мастер русского авангарда, живописец и скульптор. Художник углублённо изучает проблемы синтеза музыки и цвета. Сконструировал «оптофоническое» (цветомузыкальное) пианино и давал первые оптофонические концерты в Христиании и Стокгольме. В начале 1920-х годов художник, развивая идеи А. Н. Скрябина, продолжает заниматься проблемами светомузыки и создает клавир – новый вариант оптофона, каждая клавиша которого соответствует не только определённому звуку, но и цвету (свет, проходя через оптические фильтры, проецировался на экран - «хромотрон»). Два цветовизуальных концерта были даны им в 1923—1924 годах в театрах В. Мейерхольда и Большом театре в Москве. «Партию света» исполнял сам художник. Оптофон Баранова-Россине был встречен публикой одобрительно. Он считал, что его изобретение можно использовать в массовых действиях, в проецировании изображений и лозунгов на облака или дым.
[5] Спектра́льная му́зыка, спектрализм (фр. Musique spectrale) – вид современной музыки, характерной особенностью которого является техника музыкальной композиции, опирающаяся на анализ звукового спектра создаваемого произведения.
[6] Комбинаротика – принцип композиционного мышления, комбинирование музыкально-языковых элементов по определенной модели. Комбинаторика определяет природу импровизации, её креативную стихию.