Взаимодей-ие спроса и предл-я. Рын.равновесие.




Цена как известно опред.в рез-те взаимод-ия спроса и предлож. Противостояние покупателей и продавцов выраж-ся в противост-нии max цены покупки и min цены продажи. Если выразить графически,то необх.налож-ть график спроса на график предлож.и в рез-те новый гр.будет показ (.) пересечение 2х кривых, кот.обозначит объем и цену товара приемлемую как для продавц,так и для покупат. Точка пересеч.2х кривых-точка равновесия Е.

В (.) пересеч 2х кривых Е спрос колич-но равна предлож Q1 и Р1 выступает, как уравновеш.цена или цена равновесия, она уравнив.спрос и предл.в рез-те конкуренции.

При более высокой цене Р2 возникает избыток предлож над спросом, отрезок АВ. Этот избыток в рез-те конкур-ции продавцов будет вести к сниж-нию цены до оптимального уровня. В др.случае при цене < равновесной Р3,спрос превыш.предлож.на величину от отрезка CF. По тем же причинам цена будет расти до величины Р1.

При цене равновновесия устан.равновесие не покупок и продаж, при этой цене кол-во продукции в пределах которой потребители намерены продолж делать покупки будет равно тому кол-ву продукции, кот.произв-ли намерены поставить на рынок.

Т.о.опред-ое.кол-во имеющегося в общ-ве данного товара распредел-но между возможными его потребит-ми. Вместе с тем это лишь частичное равновесие на единичным рынке,т.о.можно говорить об общем равнов-сии.

Равнов носит разный хар-р. Оно м.б.устойчивым и неуст-ым, локальным и глобальным, а также устойчивое равнов м. носить относит. и абс. хар-р. На практике рав-во спроса и предлож-я бывает очень редко. В усл-ях равновесия хозяйствующий субъект, и произв-ль, и потреб-ль не имеют стимулов к изменению своего экономич.поведения, что естественно «-»сказыв-ся на ситуации экономике.

12 Эласт-ть спроса по цене и доходу. Решение проблемы равнов-я цены связано с еще одним факт-ом- эластичность спроса и предлож. Эк.наука выделяет эласт-ть спроса по цене и доходу, а также эласт-ть прелож. Эласт-ть - степень реакции со стороны покупат. и продавцов на изм-е цены разл.товаров. Если изм.объем спроса на товар под влиянием изм-я цен на него, то проявл.эласт-ть спроса по цене или прямая эл-ть. Эл-ть может изм-ся от бесконечно малых величин до 1 и от 1 до бескон больш величин.Единичная- реакция покупат пропорц-но измен цены.

Для наглядного примера возьмем 3 вар-та кривой спроса, при этом необх.условиться, что общая сумма денег, кот.располагаетпокупат остается неизм-ой, т.е.главный фактор не дей-ет, он фиксированный.

1- падение цены в 2 раза вызыв рост спроса в 2 раза, общая выручка в рез-те этого не меняется.2 - сниж-е цены в 3 раза сопровожд ростом закупок лишь в 2 раза, а общ. выручка сокращ-ся. 3-выручка возр,т.к. спрос вырос больше, чем упала цена.

Т.о.в какой мере объем спроса на рынке увелич при данном упадком цены или сокращ при опредповышении цены и хар-ет степень эластичности спроса в завис-ти от цены. Сущ-ет коэф-т эласт-ти спроса в зависим-ти от цены. Это отношение изм-ия спроса к вызвавщему его изм-ие цены.

E = Q/Q: P/P

Коэф эласт-ти показ на скоко % меняется размер спроса на товар в рез-те измен его цены на 1 %, когда сниж цены в точности компенс-ся соответ-им ростом спроса, а общ выручка остается неизмен-ой(1), то принято говорить об единичн эласт-ти спроса(Е=1). Когда снижение цены вызыв меньший рост спроса (2)-спрос неэластич-н (Е<1). Когда сниж цены ведет к росту спроса (3)-эластич-й спрос (Е>1).

В эк.науке сущ понятие перекрестной эластичн.Она определяет степень влияния на велич спроса на данный товар, измен-ие цены другого товара. Коэй перекрестн эласт-отношение %го измен спроса на товар А к %му измен-ю цены товара В. В эк науке сущ понятие эласти-ти спроса по доходу-законом-ть измен спроса в зав-ти от спроса или уменьш денеж дохода.При этом имеется ввиду спрос как отдельного потребит-ля, так и всей отрасли и рынка в целом. Соотв-но учитыв.как индивид, так и совокупн. денежн. доход. Ф-ла коэф.эласт-ти

E = Q/Q: I/I

Эл-ть спроса подвержена влиянию ряда др.факторов среди них необх.отметить существование на рынке товаров-заменителей со специфич качествами.

 

 

13. Эласт-ть предлож. Решение проблемы равнов-я цены связано с еще одним факт-ом- эластичность спроса и предлож. Эк.наука выделяет эласт-ть спроса по цене и доходу, а также эласт-ть прелож. Эласт-ть - степень реакции со стороны покупат. и продавцов на изм-е цены разл.товаров. Эласт-ть предлож – показатель относит измен-ия предлагаемого на рынке кол-ва товаров в соотв-ии с относит-ым измен конкурентной цены. Величина этого вида эласт-ти изм-ся от 0 до бесконечности аналогично эластичн.спроса. Коэф эласт. предлож.

E = Q/Q: P/P

На графике 3 линии предлож с разной эластич-тью. На элас-ть предлож кроме цены влияют и др ф-ры.

1. Разделение идивид-х затрат на разных предприятиях

2. Степень загрузки произ-ных мощностей

3. Временной ф-р

4. Наличие своб раб силы

Время существенно отраж на эластич-ти предлож. Приспособление к новому уровню цен не м б мгновенным. Равновесие в этом случае устанав-ся через повыш цены.

В указанном на графике кривая предлож S1 будет вертик линией с нелевой эласт-тью и сдвиг кривой спроса в полож Д2 увеличит цену равновесия до Р2. В условиях краткосрочного равновесия число предприятий работающих на данный рынок еще не изменится. Предлож-ие неск-ко увелич-ся и кривая S2 становится слегка наклонной за счет увелич-ия предлож со стороны уже имеющихся в отрасли предприятий. В рез-те объем предлож вырастит до величины Q3, а цена равновесия Р3 станет ниже.

При длительном равновес предлож полностью приспособится к измен-муся спросу. Высокие цены позволяют создать новые мощности, объем предложения вырастает до Q4, а цена равновесия еще более снизится

 

14 Потребительский выбор. В данной теме исслед.поведение потр-ля на рынке перед кот-ым стоит задача приобретения нжной по полезности за устраив-ую его цену с учётом дохода, кот.он обладает.В процессе анализа, необх найи те принципы,кот лежат в основе цены покупателя и цены продавца.В основе теории поведения потреб-ля лежит взаимосвязь полезности цены и дохода. Полезность (u)-способность удовлетворить одну или неск-ко потреб-ей чел-ка.Экон.наука нашла 2пути опред величины полезности(количеств и порядковый). Колич-ый подход устан-ет связь между спросом и ценой, запасом и кол-вом блага. Кол-во блага явл. Определяющим фактором для его цены в цсловиях ограниченности ресурсов. Суть в том, что послед-но потребляемые кол-ва блага имеют убывающую полезность для потребителя. Полезность, кот.приобретает из дополнит единицы блага наз. предельной полезностью (MU) Сумма полезностей всех частей блага наз .общей полезностью(ТU ). Определение субъективной полезности блага в рамках одриналистической системы связана с тем, что в этом случае исп-ся шкала относ-сти предподчтений потреб-ля. Потреб-ль выбирает наиболее необх с его точки зрения набор товаров из всех возможных для него. Согласно координалистической концепции цена блага для потреб-ля опред-ся не общей, а предельной полезностью.Функция полезности заключ-ся в том, что по мере увелич.кол-ва потреб-ого блага его полезность убывает.

TU=F(Qi).

Такую же тенденцию имеет MU, поскольку она явл.произв-ой функцией от общ.полезности. Имеется классический пример показывающий взаимоотношение общей и пред-ой полезности. Вода,имеющая максимальную полезность для чел-ка обладает минимальной ценой. Алмазы наоборот имеют минимальную полезность и мах цену. Разграничение общей и пред-ой полезностей всё объясняет.Общ.полезность воды велико, а пред-ая полезность-низкая.У алмазов предельная-высока, а общая-минимальна. Цены зависят не от общей, а от предельной полезности. Условия потребит-го выбора опред-ся на основе одреналистической концепции. Считается, что денежный доход потребителя ограничен, рынок совершенен и отдельный покупатель не влияет на цену. Следующее необх.условие покуп-ль полностью ориентируется в предельных полезностях продукта, представленных на рынке. Он также заинтересован в приобретении мах возможной полезности, покупаемых им товаров. При таких условиях потребит-ий выбор может быть осущ-ён если соблюд-ся след.правила:

· рынок располагает множеством различ.видов потреб-их благ, отсюда потреб-ль имеет возможность выбирать различ.блага.

· потреб-ль независим, он не завис.от рыночных предпочтений других потребит,но зависит от своих.

· Ненасыщеннность потребителя. Предполагается, что предельная полезность благ всегда+,т.е.потреб.имеет желание приобрести больше товаров и услуг, сравнивая с кол-вом кот.он обладает на данный момент.

· Транзитивность потр-ля.Имеется в виду постоянство вкусов потр-ля, при кот.он настолько безразличен к выбору набора товаров А и В на сколько и к выбору В и С, А и С.

· Наличие субституции, т.е. любой потр-ль предпочтёт отказаться от некоего кол-ва блага,если у него есть возможность приобрести большее кол-во товаров-заменителей по той же цене.

Поведение потреб-ля на рынке приводит к достижению так называемого равновесия потребителя. Это означает что, взвешанная предельная полезность всех преобр-ых им благ будут равны. Взвешанная предельная полез-ть опред-ся делением пред. Полезн-ти блага на его цену. MU/P

MU1/P1=MU2/P2=…=MUn/Pn=λ

λ –предельная полезность денег

МUn=Pn* λ – МU = предельному доходу, затраченного на приобретение блага

 

15Потребительские предпочтения. На основе орденалистической теории имеется возможность относ-го измерения полез-тей тех или иных блах,т.е. абс-ое измерение невозможно. Для этого необходимо опред-ть предпочтение потребителей одних комбинаций товаров по отношению к другим. Инструмент такого измерения-кривые безразличия.

В целях упрощения потреб-ль должен сделать выбор между двумя наборами товаров А и В, вместе с тем результаты иссл-ия верны для всех товаров.

Имеется потреб-ль, облад-ий фиксированным денежным доходом, кот. тратиться на потребление. Предпочтение – 2 набора товара А и В. Потреб-ль в разной мере безразличен это означает, что все эти комбинации приносят одинаковую полезность. Комбинацию можно паоказать графически:

Имеется кривая безразличия U2.Если потреб-ль выберет любые точки на ней, то они будут на ней одинакого желательны или одинакого безразличны.Кривая безразличая показывает возможность сущ-ия различных наборов товаров,имеющих один-ую полезность для потреб-ля.Если фиксированный денежный доход потрб-ля состовляет 120тыс рублей, то у него есть выбор на преобретенте товаров А и В.Набор А =30000, В=20000, соответсвтвенно можно приобрести 4 единицы набора А потратив все деньги или же 6 едениц В. Потреб-ль может иметь любую комбиацию покупок в пределах финн-го дохода. В теории потребительских предпочтениях рассм.вопрос о соотношении товаров-заменителей при построении кривых.

Имеется опред.зона замещения,опред-ая на кривой безразличия, в пределах кот. возможна эффективная замена одного товара другим с достижением мах полезности.На графике этот участок кривой обозначается так:

Перед нами кривая безразличая U2, она показывает то кол-во товара А, равное отрезку ОК,кот.составляет min необходимую величину потребления товара.

Одновременно отрезок ОД показ-ет min необ-ую величину потребления товара Б. В указанных пределах потребитель не может отказ.от использования обоих товаров.Взаимозаменяемость этих товаров м. имеет место лишь в пределах кривой ХУ. Предельная норма замещения (MRS)одного товара другим.Она показ-ет, то кол-во товара В,кот.должно быть уменьшено(увел)в потреб-ии, чтобы увеличить(умен)на одну дополнительную единицу потребления товара А,чтобы при этом общий уровень потребления остался без изменений.

Потребительские предложения опред-ся с помощью кривых безразличия, но последние не учитывают ни цены товаров,ни доход потребителя(экон.фактор).

Это означает,что любой покупатель не может расходовать средста на товары больше,чем имеет доход. Это графически.

На графике прямая линия KL показывает возможности потреб-ия для данного потребителя. KL- бюджетн лин. Если наложить KL на график кривых безразличия, то потребитель при данном уровне дохода может перемешаться по KL к (.), где получит наиб полез-ть. В (.) М KLкасаетсяU2. В положении равновесия (М) цена товара пропорц-на его предельной полез-ти. Кривая U1 пересекает KL и не явл оптимальным решением для потребителя. Др.кривая U3сдвинута вправо,что говорит о больших возможностях потрб-ля,но она выходит за пределы бюджета и не может приниматься во внимание. Бюджетные ограничения м б выражены через формулу:I=Pa*Qa+Pв-Qв

Уравнение бюджетной линии:

Qв=Ра/Рв*Q+I/Pв

I-фиксированный доход,Qa,Qв-кол-во товара А и В.Р-цена товараАиВ.

Увел-ие денежного дохода вызывает смещение бюджетной линии вправо вверх. Реальный доход увел-ся в том случае, если уменьшается цена на товары А и В.Уменьш-ие денежного дохода или роста цен на товары сдвигает бюджет кривую влево и вниз.

15 Представим,что бюджет кривая в результате роста дохода послед-но смещается в положения KL,KL2,KL3…KLn, (.) касания кривых безразличия с бюдж.линиями соответственно М1…Мп. Они опред.послед-ть положения равновесия потреб-ля в соответствии с ростом его дохода, если соед.эти точки, то появится кривая доход-потребление или кривой уровня жизни.

 

Возрастание реального дохода по разному сказывается на потреб-ии товаров различного назначения.

Потребл-ие продовольственных товаров растет медленно.Быстрее растет насыщение промыш.товарами широкого потребл-ия.Только после этого последующий рост доходов обесп-т ещё более быстрый рост потребления высококач.товаров и услуг.

Предположим, что доход останется без изменений,но изменится цена одного из товаров (А).Можно допустить, что цена этого товара уменьш-ся послед-но от Р1до Р2и Р3…На графике это выглядит как сдвиг бюдж.линии веером из одной точки К на линии товара В до (.)L,L2,L3,L4 на линии товара А.

Соединив, все точки касания кривых безразличия с бюждет линией получим кривую «цена-потребление», кот м.б. преобразована в кривую спроса D.

16 Фирма в рыночной экономике. Произ-во в микроэкономике может опред.как преобразование ресурсов в целях получения полезных продуктов. Производственное потребл-ие ресурсов осущ-ся на уровне предпр-ий. Предприятие-учреждение в форме фабрики,фермы, кот. выполняют одну или неск.функций по произ-ву и распред-ю товаров и услуг.Фирма-организация,кот.владеет и ведет хоз-ую деятельность на этих произв-ах. Большинство фирм имеет только одно предприятие.

В зависимости от классификации признаков выделяют разл. виды фирм:

1) по форме собственности и управлению:

-единичного владения;

-партнёрские фирмы;

-корпорации

2)по величине:

-мельчайшие(1-19чел-к);

-мелкие(20-99чел-к);

-средние(100-499чел-к);

-крупные(больше 500)

Исторически первой формой предприятия стала-частно-предпринимательская фирма. Такого рода фирмы чаще всего мелкие и средние, составляют в большинстве развитых стран больше половины от всего числа имеющихся, хотя их доля в совокупном продукте не превышает 10%.

Особенности частного предпринимательскогодела заключ.в том, что собственник фирмы все вопросы её деятельности решает самосоятельно, занимается наймом и увольнением сотрудников, заключ.контракты, отвечает по всем обязанностям, получает всю прибыль, но имеет все риски. Достоинство такой фирмы связаны с простотой организации и управления, с быстротой принятия решений. Вместе с тем доверие к такой фирме ограничено, что влияет на получение кредитов.

В партнерской фирме права и обязанности распределяют все партнеры. Такой фирме больше возможностей для разделения труда в производстве и управлении. Финанс.положение более прочное,но остается проблема получения кредита и возможности распада партнерства.

Наиб.устойчивой формой предпринимательства явл. корпорация, где кол-во совладельцев неограничено, но ответственность каждого из них связана с величиной его вклада в предприятие. Возможности привлечения финансовых средств у корпорации значительно выше, за счет выпуска акции и облигаций. Возможности краха корпораций полностью не исключена, но рынок вынуждает акционеров и управляющих обеспечивать рентабельность произв-ва. Корпорации,как более устойчивые деловые образования вынуждены мириться с двойным налогооблажением. Налог берется с прибыли корпорации и с дивидента акционера. Экономика совр.развит.стран-экономика большого бизнеса,т.к.во многих отраслях, ведущие позиции занимает небольшое кол-во крупных корпораций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: