Методические указания по выполнению практической работы.




Задание по дисциплине «Русский язык» для групп А- 11, Б-11, Л- 11

Тема «Основные единицы синтаксиса. Словосочетание».

Герасименко Н. А. Русский язык, М., 2017

1) §105, §107- 112 (с. 241, 243- 249)

2) Ответить на контрольные вопросы:

- Назовите основные единицы синтаксиса.

- Что называется словосочетанием? Какие сочетания слов не относятся к словосочетаниям и почему?

- Какие словосочетания относятся к простым, а какие – к сложным?

- Назовите типы словосочетаний по главному слову. Приведите примеры.

- Какие бывают разновидности словосочетаний именного типа? Приведите примеры.

- Какие виды грамматической связи наблюдаются в словосочетаниях?

- Посредством чего осуществляется грамматическая связь в словосочетаниях? Приведите примеры.

- Какие типы синтаксических отношений выражаются в словосочетаниях? Приведите примеры.

3) Выполнение практических упражнений из учебника Н. А. Герасименко. Русский язык. М., 2017 – с. 251-252 у 569, 570, 571, 572, 573

4) Выполнить практическую работу

 

Инструкционная карта практического занятия № 31

Группа: Б – 11, Л -11, А- 11

УД: Русский язык

Тема: Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Цель выполнения практической работы: закрепить знания учащихся о синтаксических нормах, основных синтаксических понятиях.

Студент должен:

уметь:

- анализировать строение и значение словосочетания, предложения; делать разбор словосочетания, предложения; правильно сочетать слова.

знать:

- определение словосочетания, предложения; порядок разбора словосочетания, предложения.

Обеспечение занятия: Инструкционные карты.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2016.

Междисциплинарные связи:

- УД «Русский язык и культура речи» тема «Понятие о синтаксисе»

Литература:

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 17-е изд., испр. – М., 2017.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2017.

ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Методические указания по выполнению практической работы.

В течение отведенного времени 2 учебных часа.

Задание № 1. Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимниевечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.

Задание № 2. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета

а) к материалу, из которого он сделан; б)к месту его расположения;

в) к времени его существования; г) кего назначению; д) к причине его возникновения.

Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.

2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.

3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.

Задание № 3. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Согласование Управление Примыкание
     


Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности,..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

Задание № 4. Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

Задание № 5. Образуйте словосочетания разных видов связи с:

1) наречиями

2) глаголами

3) прилагательными

4) существительными

Задание № 6. Выпишите сочетания слов, которые НЕ являются словосочетаниями:

Действовал вслепую, в течение дня, в тёмном лесу, север и юг, грозящий опасностью, наступила весна, говорить волнуясь, смотреть телевизор, небо прояснилось, пить чай, говорить по-французски, возле дома, футбольное поле, громкая музыка, вишнёвое варенье, классный журнал.

Задание № 7. Замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление.

Бессонная ночь, подземный переход, алгебраическая задача, школьный портфель, плюшевый медвежонок, приморский парк, клетчатый шарф, без предлога, полковое знамя, солнечная энергия, лесной запах, учительский стол, конское ржание.

Задание № 8. Замените данные глагольные словосочетания именными, укажите падеж.

Прощаться с товарищами, прези­рать трусов, бороться за мир, восхи­щаться картиной, встретиться с другом, уважать учителя, лю­бить детей, осветить улицы, выполнить приказ, оросить поля, сортировать семена, хранить документы.

 

Выполненные работы присылать на электронную почту: yshkorpys1@yandex.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: