| Проблемы личности имеют важное место в теории социологии и в практике социологических исследований. Личность является объектом изучения многих наук. Здесь важно определить, с какой точки зрения подходит социология к изучению личности.
|
| Социология личности
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основная задача социологии личности состоит
|
|
|
|
|
| Социология также решает и другие задачи:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социология личности использует широкую систему понятий. В первую очередь необходимо разобраться с самой категорией "личность".
|
|
|
|
|
| Современная категория "личность" может носить разную смысловую нагрузку:
|
| -
|
| -
|
|
|
| -
|
|
|
| Для социологии важно последнее понимание личности, но его надо отличать от таких категорий, как "человек", "индивид" и "индивидуальность".
|
| Человек
|
|
|
|
|
|
| Индивид
|
|
|
|
| Индивиду-альность
|
|
|
|
|
|
|
|
| Идентификация
|
|
| Ролевая идентификация
|
|
|
|
|
|
| Самосознание личности
|
|
|
|
| Ценности личности
|
|
|
|
|
|
|
|
| В основе ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ценностей и ценностных ориентаций личности лежат потребности и интересы.
|
| В систему понятий социологии личности входят также такие категории, как
|
|
|
|
|
| Социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга методологическими подходами. Коротко рассмотрим две крупнейшие теории, получившие признание в мировой социологии: марксистская теория личности и ролевая теория личности.
|
| | | | |
| В марксистской теории личности главный аспект исследования посвящен
|
|
|
|
|
|
|
| При этом общественная сущность человека раскрывается тремя основными тезисами:
|
| 1)
|
| Этот тезис выдвинут очень давно и противопоставляется односторонней биологической интерпретации человека. Человек является биологическим существом, но в то же время он - существо социальное, так как его существенные свойства возникают в процессе общественной жизни людей, имеют социальную природу.
|
| 2)
|
|
|
| Труд обусловил кооперацию, способствовал развитию мышления и языка. Он является организующим элементом социальной жизни людей.
|
| 3)
|
| Биологические свойства человека меняются в течение веков, а социальные - в исторически короткие сроки.
|
| Итак, предметом социологического анализа является не абстрактный, стоящий вне социальной структуры человек, а личность, которой присущи определенные социальные качества (типовые). Однако личность - не пассивный результат общественного развития, не механический продукт социального окружения.
|
|
|
|
|
| Каждый человек обладает неповторимыми индивидуальными чертами и определенной индивидуальной структурой, которые формируют его поведение.
|
|
|
|
|
| Социология должна показать социальное содержание личности, выявить, как определенные социальные факторы отражаются в ее структуре и действиях, поскольку понятно, что каждый человек проходит индивидуальный путь развития.
|
|
|
|
|
|
|
| Под влиянием социальной среды, непосредственных отношений с другими людьми, групповых отношений личность усваивает принятые в обществе нормы, ценности, привычки.
|
| Проникновение личности в общество, осознание ею своего места в социальной структуре характеризует процесс интеграции.
|
| Интеграция личности в обществе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выделяют четыре уровня интеграции личности в обществе.
|
| 1. Интеграция в социально-экономических отношениях
|
|
|
|
|
|
| Данный вид интеграции начинается еще в детстве - опосредованно, через родительскую семью, школу и другие социальные институты.
|
| 2. Функцио-нальная интеграция
|
|
| Индивид выполняет в обществе множество функций, каждая из которых обладает своими особенностями, правилами, требует от человека определенного поведения.
|
| 3. Нормативная интеграция
|
|
|
|
| В итоге создается внутренняя структура личности, система побуждения к действиям.
|
| 4. Межлич-
ностная интеграция
|
|
|
|
| Межличностные отношения во многом регулируют поведение людей, групп. Измерениями форм межличностных связей занимается социометрия.
|
| Близким к понятию "интеграция" является понятие "социализация".
|
| Социализация
|
|
|
|
|
|
| В процессе социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию.
|
| Социальная адаптация
|
|
|
|
|
|
| Адаптация означает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным общностям, слоям, группам, институтам, организациям, условиям функционирования различных сфер общества.
|
|
|
|
|
| Интериоризация (от латинского intezioz - внутренний)
|
|
|
|
|
|
|
|
| На основе взаимопереходов биогенных и социальных свойств формируются внутриличностные образования, в которых оказываются срощенными генетическое своеобразие и социальные качества личности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Марксистская теория предложила наиболее адекватное определение категории «личность».
|
| Личность
|
|
|
|
|
|
|
|
| К элементам системы личности относят следующее:
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
|
|
| -
|
| -
|
|
|
| -
|
| -
|
| -
|
| Только устойчивая взаимосвязь этих элементов образует систему личности.
|
| Одно из направления марксисткой теории личности является ее типологизация.
|
| Социальная типология личности
|
|
|
|
|
|
| Выделение типов личности аналогично типологии социальных общностей, сохраняется и некоторый идеологический отпечаток.
|
| 1) в зависимости от общей социально-экономической системы, общественно-экономической формации
| P
|
| 2) в зависимости от социального слоя, класса
| P
|
| 3) в зависимости от национальных особенностей
| P
|
| 4) в зависимости от профессиональных особенностей
| P
|
| 5) в зависимости от социально-демографических особенностей - пола, возраста, семейного положения и т.д.
| P
|
| 6) в зависимости от других характеристик - территория проживания, принадлежность к политическим партиям, трудовым коллективам и т.д.
| P
|
| Важно учитывать, что один и тот же человек обладает типичными свойствами различного порядка и, следовательно, может относиться к различным социальным типам.
|
|
|
|
|
| | | | | | | |
| Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом.
|
|
|
|
|
| Социальный статус
|
|
|
|
|
|
| Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один из них определяет его положение в обществе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Совокупность требований, предъявляемых со стороны общества индивиду в соответствии с его статусом, образует содержание социальной роли.
|
| Социальная роль
|
|
|
|
| Каждый статус обычно включает несколько ролей.
|
|
|
| Т. Парсонс предложил описывать роли с помощью пяти характеристик:
|
| 1) эмоциональной
|
| 2) способом получения
|
| 3) масштабом
|
|
|
| 4) формализацией
|
|
|
| 5) мотивацией
|
| Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.
|
| Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах:
|
|
|
| Если кто-то не играет роли в соответствии с общественным ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.
|
|
|
|
|
| Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть, так называемый,
|
|
|
|
|
| Рассмотренные теории личности не являются противоположными, антагонистичными. Они, скорее, дополняют друг друга, описывая личность с разных исследовательских позиций.
|
| | | |