Задание 8
Игра «Угадай слово»: понять слово по особой семиотической системе. Семиотическая система игры основана на невербальных символах:
· Хлопок в ладоши – слово состоит из одного корня;
· Двойной хлопок в ладоши – слово состоит из двух корней;
· Большой палец на руке – слово – существительное;
· Указательный палец – слово – прилагательное;
· Мизинец – слово-глагол;
· Ладонь сжата в кулак – предмет круглой формы;
· Ладонь расправлена – предмет плоский;
· Две ладони соединены – предмет параллелепипед;
· Ладонь закрывает рот – предмет несъедобный;
· Ладони закрывает шею – предмет живой, одушевлённый;
· Руки сомкнуты за спиной – абстрактное существительное;
· Руки сомкнуты на груди – собирательное существительное;
· Руки свободно вдоль туловища – конкретное существительное;
· Шаг в сторону – переходный глагол;
· Ладонь поднимается вверх – глагол движения;
· Ладонь прижата к сердцу – глагол состояния;
· Движение челюстью – глагол речевого действия;
· Ладони держат голову – глагол ментального действия;
· Ладонь дотрагивается до левого локтя – относительное прилагательное;
· Ладонь дотрагивается до правого локтя – качественное прилагательное;
· Кулаки упираются в талию, оба локтя расставлены – притяжательное;
· Щелчок пальцами – слово начинается на гласную;
· Два щелчка пальцами – слово начинается на согласную;
· Наклон головы влево – верные ответы;
· Наклон головы вправо – неверные ответы
*Открытая семиотическая система, предполагает внесение других невербальных знаков для удобства проведения игры.
Задание 9
1) Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.
|
2) Земля - почва, верхний слой коры планеты, поверхность.
3) Земля - территория с угодьями, находящаяся в чьем-либо владении, пользовании.
4) Земля - суша в противоположность водному или воздушному пространству.
5) Земля - рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.
6) Земля - масса, окрашенная в желтоватый цвет гидроокислами Fe, с включениями зерен устойчивых металлов (граната, диопсида, ильменита и др.)
7) Земля – значок, обозначение крупной корпорации, разрабатывающей информационные технологии.
8) Земля – название сети продовольственных магазинов-гипермаркетов
9) Земля – первый этаж многоэтажного дома, нежилой этаж для автостоянки.
10) Земля – пищевой продукт, смесь нескольких круп, клетчатки и спрессованных семян.
11) Земля – особый фасон женской длинной юбки со шлейфом, задрапированным мелкими складками.
12) Земля – мифологический персонаж, богиня плодородия, объект культа поклонения в восточной части города N.
Задание 10
1. В магазин «Земля» требуется продавец-консультант с опытом работы не менее трёх лет. – Нам просто необходимо найти опытного продавца-консультанта для нормальной работы магазина «Земля».
2. Известны победители и лауреаты ежегодного профессионального конкурса в области общественных связей. – Наконец-то нам стали известны победители и лауреаты долгожданного конкурса по общественным связям.
3. Я была в полном восторге от подарка, который мне вручил мой друг. – Степень восторга от подарка, вручённого моим другом, была достаточно высокой.
|
Задание 11
Феномены, которые появятся в русском языке через Х лет:
· Проникновение в язык американизмов и англицизмов;
· развитие активных словообразовательных моделей в языке, с помощью которых можно будет быстро адаптировать появляющиеся термины;
· престиж английского языка повлечёт в себе изменения в ономастике: собственные имена станут преимущественно английскими;
· активное использование латиницы повлечёт изменения в фонологии русского языка, по большей части среди согласных заднеязычных звуков;
· Использование прилагательных и наречий сократится;
· Частотность использования аббревиаций значительно снизилось по сравнению с данными 1988 г, тенденция будет усиливаться, через Х лет популярность аббревиатур практически исчезнет;
· Порядок слов станет закреплённым в определённых сферах, предпочтительно закреплённым в бытовой коммуникации – по образцу языков с закреплённым порядком слов;
· Тенденция к упрощению синтаксических конструкций в бытовой коммуникации усилится, придаточные конструкции перестанут развиваться.
· Большое развитие получит терминологизация и афиксоиды, предназначенные для образования терминов.
Задание 12
1. Чаще всего встречаются ошибки ударения, например звОнит, свеклА, при склонении – тортЫ, ногУ, в заимствованиях - жАлюзи, феномЕн.
2. Ошибки определения рода: «помыть шампунью», «хорошее кофе»,
3. Неправильное окончание слов во множественном числе: польта; редактора, инспектора, договора; крема.
4. Ошибки в образовании числительных: в двухтысячетретьем году (вместо две-)
|
5. Ошибки, связанные с неверным употреблением слов и фразеологизмов (плеоназмы, нарушения лексической сочетаемости слов)
6. Ошибки словообразования (типа «просторечивые слова»)
7. Ошибки, связанные с нормами синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях
Задание 13
Примечание: а) адресат: студент белорусского вуза, б) адресант: приёмная комиссия летней школы в Потсдаме, в) цель: убедить адресанта в успешности предлагаемой информации, г) мотивация: желание получить стипендию от комиссии, д) текст может подаваться как в устной форме на собеседовании, так и в письменной форме.
Уважаемая комиссия, я хотела бы принять участие в летней школе «Телесность в науке» программе, которая проводится в Германии, Потсдам. Данная программа является уникальной возможностью для углубления моей научной работы, которой я занимаюсь на базе кафедры языкознания.
Заинтересованность в этой тематике обусловлена тем, что понимание телесности в современном мире подвергнуто значительным изменениям, в том числе и в филологическом аспекте, так как расширилось семантическое поле телесности: способы его описания и интерпретации. В культурном контексте современного человечества допустимы, в связи с десокрализацией некоторых из них, любые формы описания и опыта телесности, начиная от традиционных, мистических, и вплоть до различного рода модификаций тела (пластических, биохимических и пр.)
Область нашего исследования - объект телесности в лингвистике и литературе. Мы имеем дело с гипотезой, утверждающей телесность как отдельную семиотику, вырабатываемую каждой культурой, проявляющуюся на уровне вербальной и невербальной коммуникации, как средство передачи информации о человеке (художественном образе, персонаже). Современная литература решает свои художественные задачи через вопросы телесности, выстраивая ряд оппозициональных концептов: тело-дух, смерть тела – рождение тела, старое тело-новое тело, физические возможности тела-духовные возможности, потребность тела – потребность духа и др. Каждый из этих концептов находит своё отражение в сложной и порой художественно зашифрованной семиотике телесности. В задачи нашего исследования входит систематизация распространённых телесных метафор в литературе 90-х гг и современной литературе, их анализ и интерпретация, описание и структуризация современной семиотики телесности.
В своём исследовании мы опираемся на труды Ч. Пирса, М. Бахтина, С. Уорфа, В.Виноградова, М. Мосса, С. Хоружей и др. Вопрос телесности рассматривается в отдельных разрозненных аспектах, однако собран богатый антропологический и лингво-семиотический материал, доступа к которому нет в библиотеках нашей страны. Участие в летней школе помогло бы мне получить возможность работы с необходимой научной литературой.
Ваша программа предоставляет уникальный шанс для нашего исследования. В процессе обучения я хотела бы собрать нужную информативную базу, и возможно, найти новые пути и решения поставленных задач.
Я буду очень благодарна вам за возможность принять участие в этом проекте, надеюсь на осуществление мечты провести несколько недель в творческой обстановке вашего университета.
Задание 14
а) Ребёнок: «Мама, когда проснётся наша собака?»
Мама: «Понимаешь, наша собака очень крепко уснула и больше она не проснётся»
Ребёнок: «Почему?»
Мама: «Потому что она была очень старой и слишком устала, теперь она будет отдыхать»
б) Пациент: «Доктор, после этой операции я буду жить?»
Врач: «Да, будете»
Пациент: «А как долго?»
Врач: «После этой операции вам придётся бороться за свою жизнь и надеяться на лучшее, мы выпишем вам все рекомендации, чтобы вы смогли справиться».
в) Подруга 1: «Где ты купила это платье? Я бы тоже такое хотела».
Подруга 2: «Я купила его у одной женщины, очень приятная особа. Она мне сразу подобрала нужный фасон и размер, правда мне идёт?»
Задание 16
Группа 1 «Семья» | Группа 2 «Университет» | Группа 4 «Хобби» | |
Моя соц. роль | дочь | студент | танцор |
Коммуникат. навыки | Хорошие комм. навыки с каждым членом группы, особая неформальная коммуникативная система поведения | Коммуникативные навыки обретены с некоторыми членами группы, с остальными – формальные навыки фатической этики | Формальные комм. навыки в системе особой коммуникативной семиотики «танцевальных команд» |
Нормы | Обязательный постоянный коммуникативный контакт внутри группы – информативный, эмоциональный, фатический | Обязательны фатические элементы коммуникации – приветствие, прощание и др. | Обязательное владение коммуникат. семиотической стратегией группы – владение терминологией группы, оценочными категориями и т.д. |
Характеристика группы | |||
Участники | Мать, отец, дочь | Студенты факультета, староста группы, преподаватели | Танцоры команды и тренер |
Лидер группы | Мать | Староста | Тренер |
Неформальная роль (моя) | «Кумир семьи» | «умник» | «шут» |
Задание 17
Сериал «Не родись красивой»
Группа 1 «Работники компании “Zimmaleto”» | Группа 2 «Начальство компании “Zimmaleto”» | Группа 4 «Семья» | |
Соц. роль главной героини | Работник, один из секретарей | Личный помощник начальника | Дочь |
Коммуникат. навыки | Относительно настроенный коммуникативный контакт с работниками, однако наблюдается умалчивание в подаче информации | Ряд коммуникативных неудач, основанный на разнице социальных ролей, а не на владении семиотикой рабочего режима, постепенное выравнивание коммуникативной сформулированности | Хорошие комм. навыки с каждым членом группы |
Нормы | Обязательное наличие коммуникативного контакта | Обязательны фатические элементы, владение терминологией компании, обязательна дистанция между работником и начальником (нарушение приводит к комм. неудаче) | Обязательное умалчивание при коммуникации с отцом |
Характеристика группы | |||
Участники | Секретари отделов, помощник дизайнера, секретарь приёмной | Директор, исполняющий обязанности директора, дизайнер, аукционеры | Отец, мать, дочь, друг дочери |
Лидер группы | Помощник дизайнера компании | Исполняющий обязанности директора | Отец |
Неформальная роль (героини) | «аутсайдер» | «аутсайдер» | «кумир семьи» |
Задание 18
Крите-рий анализа | № дня | 10 лет | 20 лет | 30 лет |
Место действия | Университет, кафедра | Министерство образования | Дом, квартира | |
Участ-ники | Группа коммуникантов: студент, преподаватель (я), группа студентов | Группа комм-тов: министр образования (я) и подчинённые на совещании | 3 коммуниканта: муж, жена, ребёнок | |
Цели | получение и сообщение деловой информации | получение и сообщение деловой информации | передача чувств, переживаний, формирование настроения | |
Содержа-ние | Студенты получают информацию о своей работе, преподаватель сообщает важные сведения о работе студентов | Министр даёт указания подчиненным по реформированию системы образования | Семья (муж, жена, дочь) обсуждают отпуск: кругосветное путешествие | |
Средства | Научная лексика, жестикуляция, аргументация, комментарий | Деловая лексика, образная лексика, мимика, аргументация, жестикуляция, комментарий | Аргументация, жестикуляция, комментарий, образная лексика | |
Тон общения | Деловой | Деловой | неформальный | |
Канал | Вербальный, визуальный | Вербальный, визуальный, | Вербальный, визуальный, кинестетический | |
Правила или нормы, относящиеся к данному типу коммуникации | Учёт интеллектуальных и социальных уровней коммуникантов, деловая и этическая дистанция между коммуникантами, научный стиль лексики | Деловая и этическая дистанция между коммуникантами, официально-деловой стиль лексики | Правила аргументации и логики, учёт интеллектуальных и социальных уровней коммуникантов | |
Настрое-ние, эмоциональное сост. (нач, сер, кон.) | Эмоциональное состояние коммуникантов неизменное и нейтральное в начале, середине и конце речевой ситуации | Эмоциональное состояние коммуникантов приподнятое в течение всего акта: все радуются реформациям! | Эмоциональное состояние возбуждения улучшается и усиливается к концу коммуникативного акта | |
Особен-ности | Коммуниканты хорошо знакомы: есть психологический контакт | Не все коммуниканты активны во время комм. акта | Все 3 коммуниканта активны, сильный психологический контакт | |
Итоги, эффективность | Цели обоих коммуникантов достигнуты. Высокая эффективность | Высокая эффективность: все уяснили свои личные задачи и свою высокую миссию | Цель комм. акта достигнута, все счастливы |
Задание 19
Критерии анализа | Сообщение СМИ | |
Сообщение | «Российский участник Алексей Воробьев прошел в финал песенного конкурса «Евровидение-2011», первый полуфинальный тур которого состоялся в немецком Дюссельдорфе» (Mail.ru) | «Представлять Россию на музыкальном конкурсе будет блондин с внешностью эдакого Брэда Питта, талантливый певец и актер Алексей Воробьев» (М. Ремизова) |
Структура сообшения | Субъект сообщения + характеризующий и пространственный предикат | Субъект сообщения + характеризующий и оценочный предикат |
Общее | Информативное содержание: субъект события, действия субъекта, обстоятельства события, временные данные | |
Отличия | Уточнено название события, место события + строгое изложение факта | Дана оценка субъекту, даны дополнительные сведения о субъекте (блондин, актёр),+ эмоциональное изложение факта |
Чья точка зрения? | Изложен объективный факт | Точка зрения автора статьи |
Моя версия | Представлять Россию на музыкальном конкурсе «Евровидение-2011» в немецком городе Дюссельдорф будет талантливый певец и актер Алексей Воробьев | |
Причина (что изменено) | Учтено отсутствие во втором сообщении названия и места события, убраны лишние сведения о субъекте события и сравнительная характеристика его внешности |
Задание 20
Место действия: пленарное заседание научной конференции МГЛУ |
Участники: докладчик и слушатели |
Цели: осветить научную проблему с помощью текста доклада |
Содержание: докладчик читает текст, слушатели задают вопросы по теме |
Средства: научная лексика, жестикуляция, аргументация, комментарий, образная лексика |
Тон общения: научный, деловой, формальный |
Канал: вербальный, визуальный |
Правила или нормы:корректность информации и корректное владение научной терминологией, обязательная строгая структура подаваемого текста или вопроса, грамотность языка, научная лексика |
Настроение, эмоциональное сост.:ровное эмоциональное состояние, отстранённость от эмоциональных реакций, настроение нейтральное |
Особенности.Структура акта строго определена спецификой коммуникативной ситуации: монолог одного коммуниканта - диалог между коммуникантами - монолог и т.д. |
Итоги, эффективность:высокая эффективность только при соблюдении всех правил коммуникативной ситуации данного типа |
Задание 21
Коммуникативные ситуации в Интернете:
· Разговор неограниченного количества коммуникантов на Интернет-форуме
· Разговор двух коммуникантов в он-лайн-чате (требование: немедленные ответы)
· Разговор двух коммуникантов в оффлайн чате (листанция между получением сообщением информации)
· Получение новостей и рекламы из Интернета (коммуникант-получатель+группа работников СМИ или рекламных агентств)
· Покупка продукции в Интернет- магазине (два коммуниканта: покупатель и консультант)
· Комментирование личной информации в Интернете (комментарий нескольких коммуникантов не предполагает обязательного ответа со стороны комментируемого субъекта)
· Знакомства в Интернете: коммуниканты узнают друг о друге через регистрацию она соответствующих сайтах
· Общение с «роботами» Интернета типа регистрации почты или он-лайн переводчика
Задание 22
Статья для газеты. Японские дизайнеры нашли оригинальное решение, позволяющее сочетать высокие запросы потребителя, которого более не удовлетворяет обычный интерьер мобильного телефона, и требуется качественный прорыв в оформлении изделия.
Телесценарий. Несколько мужчин в дорогих костюмах проходят мимо мусорных баков на разных сторонах улицы и выбрасывают туда свои серые телефоны почти одновременно; на следующем кадре женщина в шикарном платье сидит в лимузине и горько плачет, глядя на свой телефон; следующий кадр: мальчик лет 5 яростно разбивает молотком свой телефон во дворе дома. Далее надпись на экране: «Обычный интерьер телефона вас не радует? Мы знаем решение» К мальчику, разбивающему телефон, подходит высокий мужчина в костюме телефона и улыбается золотыми зубами. Мальчик бросается к нему в объятия. На экране появляется название модели нового телефона.
Задание 23
Функции массовой коммуникации по классификации Г. Лассвела:
1) информационная функция;
Примеры: большинство рубрик каналов «Euronews», программы «Новости», «Сегодня», газеты «Медицинский вестник», «Главный бухгалтер», «Республика» и т.д.
2) воздействие на общество и его познание через обратную связь;
Примеры: газета «Из рук и в руки», «Теле-магазин», программа «Знакомства», молодёжные журналы типа «Стрекоза», «Один дома», «Oops»
3) познавательно-культурологическая функция, функция преемственности культур.
Примеры: передача «Вокруг Света», «Их нравы», «Непутёвые заметки», канал «National Geographic», журнал «Планета», «Лiтаратура i мастацтва» и т.д.