Функции философии в обществе.




Философия имеет ряд важных функций:

1. Мировоззренческая — при знакомстве человека с философской системой она влияет на человека так, что меняется форма его мировоззрения.

2. Социальная-философия неотделима от общества в котором живут ее носители. Иногда философская система превращается в политическую программу. Философы всегда объясняли мир, в то время как настал момент его изменить (Карл Маркс).

3. Методологическая (философ познает метод, который потом используется в точных и естественных науках. Например эмпиризм лег в основу экспериментального метода в химии).

4. Критическая — в отличии от религии философия не признает догм. И поэтому замечает ошибки в учениях, которые раньше считались правильными.

5. Гуманистическая — тесно соприкасаясь с искусством, философия создает идеал, который благодаря книгам и кино становится известен всем, хотя и не факт что одобрен.

Античная философия

Причины возникновения.

Философия древних греков имела 3 оригинальные черты, которые не позволяли предкам видеть мир, также как другие народы.

1. Космоцентризм. Греки воспринимали мир как единое целое, подчиняющееся единому порядку. Они считали, что в мире все взаимосвязано. И беспорядок в чем-то одном приведет весь мир к состоянию хаоса.

2. Интуиция меры. Греки воспринимали благо как равновесие. Они считали что в мире всего должно быть поровну.

3. Культ тела. Грек считал реальными только материальные вещи, в частности оценивал человека по его внешности, и не верил в загробную жизнь. Даже те боги, в которых верили греки, жили буквально за углом- на горе Олимп, и должны были постоянно присутствовать в жизни людей. При таком вещественном подходе к жизни греки быстро обнаружили, что порядка в мире нет, а если есть, то не наглядный. Например в конце 2го тыс. до н.э. извержение вулкана уничтожило критское царство. Раньше такого не было, а теперь случилось. И если боги это допустили, то значит либо не могли помешать, либо не хотели. Поэтому возникла философия, которая была попыткой найти в мире закон, которому подчиняются и люди и боги и природные явления.

Ранняя греческая философия(до Сократа).

Первым философом считается Фалес из Милета. Наблюдая за природными явлениями он обнаружил, что все предметы состоят из вещества, которое остается неуничтожимым, даже если предмет разрушен. Это вещество он называл Архэ. Проще говоря, Фалес открыл материю, которую почему то сравнивал с водой. Возможно, он заметил, что вода содержится во всех живых существах и решил, что она является их основой. Но Фалес не мог понять, каким законам подчиняется материя. Ведь если все вещи сделаны из одной материи, то почему они различаются.

В 7в. до н.э. философ Парменид из Элеи предложил отказаться от материальных терминов и впервые употребил термин бытие, под которым понимал все, что существует. О бытии можно сказать, что оно неделимо, вечно и неизмено. Если человеку кажется, что мире чтото изменилось, значит он слишком верит своим глазам. Например, осенью листья опадают и лес кажется не таким, как летом. Но весной листья снова распустятся и лес снова станет прежним, то есть изменения это временная иллюзия.

С Парменидом горячо спорил Демокрид из Абдеры, который считал, что бытие сотоит из атоллов- неделимых частиц, которые постоянно находятся в движении и различаются между собой размером, формами и цветом. Любой предмет оказывается просто случайным соединением атомов. Демокриду возражали, что если все люди состоят из одинаковых атомов, то почему они так различаются характерами. Такая философия в принципе не могла дать ответ на вопрос о месте человека в мире. Грек хотел знать какое лично его место в мировом порядке, а вовсе не то, как устроен мир сам по себе.

Греческая классика.

В 5 в. до н.э. афинский философ Сократ совершил поворот в философии предложив изучать не мир, а человека. "Мне нет дела до звезд на небе, потому что им тоже до меня нет никакого дела". Наблюдая за своими друзьями Сократ обнаружил, что люди оценивают одинаково совершенно различные, непохожие друг на друга предметы. Красота это не материальное явление а духовная сущность, которая в материальных предметах только присутствует. Такие духовные сущности Сократ называл идеями и считал, что единственное настоящее знание это знание идеи, например если человек знает что такое красота, то всегда сможет увидеть ее в любом материальном воплощении. С точки зрения Сократа человек не может быть счастливым, если не знает что такое счастье и не может быть добрым, если не знает что такое добро. Материальные вещи являются только воплощением идей и сами по себе не ценны. Иногда они даже свидетельствуют не о тех идеях на которые рассчитывает человек, например дорогой пиджак, надетый в теплую погоду свидетельствует не о богатстве, а о его непомерной спеси. Такая философия не понравилась афинянам, больше всего ценившим материальное богатство и телесную красоту. Сократ казался им чудаком, осмеявшим святыни. И поэтому он был арестован и казнен по ложному доносу. Ученик Сократа Платон начал свою философию с вопроса- "Может ли быть настоящим мир, в котором казнят не за что?". И пришел к выводу, что такой мир это только тень мира настоящего, который нельзя создать, прежде чем узнаешь, какой он. Опираясь на Сократа Платон утверждал, что любая вещь или человек этот всегда двойственность идеи или материи.

Ключ это идея, а металл это материя. Если ключ сломать, то ни идея, ни материя не погибнут, но разъединятся. Идеальный ключ никогда бы не портился, открывал любые замки, но поскольку реальный ключ железный, то свойства железа мешают идеям выразится полностью.

Платон учил, что стремление быть идеальным заложено в самой природе вещей. Например, зернышко стремится стать цветком, даже не умея думать, оно все равно стремится стать прекраснее и совершеннее. Поэтому для человека, который умеет думать и действовать отказ от идеалов равен преступлению.

Для того, чтобы людям было легче быть идеальными, Платон предположил создать новый тип государства, в котором каждый человек занимался бы только своим делом. Люди делились бы на 3 группы: правители, воины и ремесленники. И человек попадал бы в группу в раннем детстве, когда старшие замечали бы его душевные склонности.

Для того, чтобы искоренить коррупцию и кумовство Платон предложил отменить частную собственность и семью. Ни у кого не должно быть своих вещей и никто не должен знать своих детей. Этот план возмутил ученика Платона Аристотеля. Тот полагал, что идея это цель вещи, ее сущность и причина, но возможность реализовать идею все таки содержится в материи. Например, самый замечательный конструктор не сможет сделать автомобиль из бумаги. По этой же причине идеальное государство Платона никогда не будет существовать, ведь реальные люди так жить не захотят. Аристотель учил, что прежде чем выбирать для себя идеал, человеку нужно узнать свои возможности, например хромой не может быть бегуном, как бы об этом не мечтал, зато все остальные дороги для него открыты. И ему достаточно просто выбрать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: