Тема «Изобразительное искусство Древнего Рима»




 

История Древнего Рима охватывает период с YIII-YII вв. до н.э. по Y в. н.э. Древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистический портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения прикладного искусства. Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но выросло оно на земле, где уже была собственная, древнеиталийская культура, начало которой восходит еще к III тыс. до н.э. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков.

Происхождение и язык этрусков до сих пор полностью не выяснены. Уже в 8 в. до н.э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Города этрусков были прекрасно укреплены, соединялись благоустроенными дорогами и мостами. Это были маленькие военно-жреческие рабовладельческие города-государства с царями во главе. Как и греки, этруски были язычниками, но их религия была мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, а главными богами были Юпитер, Юнона и Минерва.

Архитектура этрусков близка греческой, но обладала рядом серьезных отличий. Этрусский храм стоит на высоком постаменте - подиуме и имеет фундамент из камня, к колоннаде портика ведет лестница, каркас храма сделан из дерева, а стены из сырцового кирпича. Как и греки, этруски украшали храм расцвеченными рельефами и статуями, но из терракоты. По пластике эта скульптура соответствует греческой пластике периода архаики, но много условнее, орнаментальнее и динамичнее.

Представление о жизни и быте этруском дают сохранившиеся до наших дней росписей гробниц. Гробницы этрусков либо высечены в скалах, либо построены из камня наподобие кургана. Стены гробниц расписаны сценами заупокойного культа, изображениями охот, пиров, состязаний, битв, сюжетами из мифологии.

У этрусков рано развилась скульптура. Терракотовые погребальные урны 7-6 вв. до н.э. имеют крышки с изображением фигуры или бюста усопшего, всегда портретного характера. Такого же типа полуфигуры украшают крышки саркофагов. Изображение условно, в чем-то схематично, но при этом мастером создан вполне реальный образ.

Этрусская керамика близка по форме греческой, но отличается техникой исполнения. Сосуды обжигали до черноты, полировали так, что они походили на изделия скорее из бронзы и украшали либо процарапанным рисунком, либо рельефным изображением животных и птиц. Особенно славились этруски ювелирным мастерством - они знали техники зерни и филиграни, но особенно были искусны в бронзовом литье. Именно этрускам принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (нач. 5 в. до н.э.), сохраняемая в Риме как величайшая реликвия, т.к. напоминает о знаменитой легенде о создании Рима.

С 5 в. до н.э. начинается упадок этрусских городов, их главным соперником на море становятся Сиракузы. В 4 в. до н.э. Этрурия попадает под власть Рима, и с этих пор римское искусство уже играет главную роль. Но традиции этрусков несомненно сказались на формировании искусства Древнего Рима.

После завоевания Римом Греции началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римляне почитали за образец. Греческие статуи заполнили общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Но поэтического вдохновения греческого искусства в Риме не было никогда. Римское искусство всегда было более утилитарным.

Утилитарность мышления римлян сказалась и в архитектуре. Со 2 в. до н.э. римляне начинают строить длинные, иногда тянущиеся десятки километров акведуки, т.к. снабжение Рима водой с Альбенских гор из-за непригодности воды из Тибра было одной из главных задач. Остатки каменного акведука со свинцовыми и глиняными трубами и по сей день сохранились в окрестностях Рима.

Открытие нового строительного материала - бетона дало новые конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий. Снаружи здание облицовывалось мрамором или камнем. В культовом зодчестве римляне использовали либо тип греческого периптера, либо тип ротонды, круглого в плане храма, окруженного со всех сторон колоннами.

Во времена Республики центральной площадью Рима - Форумом - было место между холмами Капитолий и Палатин. Здесь размещались основные общественные здания - сенат, суды, архив, тюрьма, главные храмы, трибуна. Здесь ставили прижизненные и посмертные статуи прославленным горожанам Рима. Размеры Форума в 1 в. до н.э. были 160х80 м, но его облик менялся со временем. Храмы наполнялись скульптурами и предметами искусства, ввозимыми завоевателями отовсюду. В 55-52 гг. до н.э. на Марсовом поле был построен театр Помпея - самостоятельное здание, а не скамьи под открытым небом.

Римский скульптурный портрет - одно из величайших достижений римского искусства. В отличие от греческой скульптуры, ставившей своей задачей создание идеально прекрасного образа гражданина греческого полиса, римский портрет передает неповторимую индивидуальность модели. Истоки римского портрета лежат в этрусском погребальном портрете и в древних обычаях самих римлян ставить в домах изображения предков хозяина дома. Подобный обычай научил римских скульпторов точной передаче черт человеческого лица. Бронзу как основной скульптурный материал сменил в 1 в. до н.э. мрамор, и первые мраморные портреты характеризуются некоторой жестокостью и мелочностью в обработке и моделировании формы, но с течением времени натуралистичность уступает художественному обобщению. В статуе в рост римляне решили другую проблему - образ делового человека, оратора, гражданина Республики. Его поза проста и естественна, жест полон достоинства. В лице нет идеализации. Фигура облачена в тогу, отсюда условное название таких фигур - "тогатус".

В конце 1 в. до н.э. Римское государство, раздираемое борьбой сословий, приходит к военной диктатуре, превращаясь из Республики в Империю. Первым императором Рима был Октавиан, титулованный Августом, т.е. божественным. Беря за образец греческое искусство, стали изображать Октавиана и многих других императоров в бесчисленных идеализированных статуях (т.н. августовский классицизм в период правления Октавиана). Полуобнаженная фигура напоминала греческих атлетов 5 в. до н.э., модель являлась явно героизирована. Иногда император изображался в виде бога, чаще всего Юпитера.

Римляне явились создателями т.н. исторического рельефа. Стена Алтаря мира (13-9 гг. до н.э.), установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира. В торжественной процессии принимают участие Август и его семья, его приближенные и сенаторы. Каждый император в поисках славы сооружал новые площади, административные здания, зрелищные сооружения. Октавиану Августу приписывают слова: "Я взял Рим глиняным, я оставляю его мраморным". Он расширил Форум, восстановил на нем некоторые здания (Базилику Юлия, например), построил так называемый театр Марцелла (14 г. до н.э.).

При Флавиях, императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 гг. н.э. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев Колизей (от лат. Слова "колоссеум" - колосальный, по мнению некоторых исследователей, слово "колизей" возникло потому, что у амфитеатра Флавиев была поставлена статуя Нерона в 39 м высотой, позже переделанная в фигуру Гелиоса на манер Колосса Родосского), по типу которого и по сей день сооружаются стадионы. В плане Колизей представляет собой эллипс, его длина 188 м, ширина 156 м. Стены, высотой 50 м состоят из трех ярусов сводчатых арок, четвертый - последний - глухой, разделенный лишь окнами. Первый ярус украшен полуколоннами дорического ордера, второй - ионического, третий - коринфского, а верхний - коринфскими пилястрами. Верхний ярус сохранил кронштейны для натягивания тента в случае непогоды и от солнца. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. Под ареной Колизея, на которой могло сражаться сразу до 3 000 пар гладиаторов, были размещены помещения гладиаторов, клетки для зверей и система водоснабжения. Арену можно было затопить водой и разыгрывать в Колизее морские бои. Арка и свод, а также бетон в сочетании с кирпичом и мрамором - травертином, примененные в строительстве, стали вкладом римлян в мировое зодчество. Плохая сохранность Колизея объясняется тем, что в средние века и вплоть до 18 в. он служил каменоломней.

Римлянам принадлежит и тип триумфальной арки, одно-, трех- и пятипролетной, в честь того или иного императора. Так, в 81 г. до н.э. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33 м, Триумфальная арка на священной дороге, ведущей через римский Форум к Капитолийскому холму. Мраморная арка, высотой около 20 м служила, по сути, постаментом для скульптуры Тита. В аттике над пролетом была высечена надпись-посвящение, арку украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, решенные пространственно, в сложных ракурсах и движении.

В 79 г. от извержения Везувия погибли несколько городов недалеко от Неаполя - Помпеи, Стабии и Геркуланум. В результате многолетних раскопок открылись улицы, довольно широкие, торговые площади, административные здания, храмы, мастерские, гладиаторская школа, жилые дома - одно- или двухэтажные, из кирпича и бетона, с черепичными крышами. Дом делился на две части. Официальным центром был атриум с бассейном посередине. Крыша над бассейном, поддерживаемая четырьмя колоннами, имела отверстие - для наполнения бассейна дождевой водой и для освещения. Этот принцип был заимствован римлянами у этрусков. В центре бассейна помещался фонтан, украшенный статуей. В другой части дома, где проходила жизнь семьи обязательным был перистиль - внутренний двор прямоугольной формы, заимствованный римлянами у греков, любимое место отдыха. Его украшали фонтаны, ниши, статуи. Полы в богатых домах украшались мозаикой - наборной живописью из естественных горных пород или цветных морских камешков - гальки, а также из цветной стеклянной пасты (смальты).

Стены дома расписывались фресками. Во 2 в. до н.э. чаще всего фреска подражала цветному мрамору и разным породам камня (т.н. инкрустационный стиль). В 1 в. до н.э. стиль росписей несколько изменился. Росписи стали включать разные архитектурные детали - колонны, карнизы, пилястры, капители, иногда это были большие многофигурные композиции

(т.н. архитектурный стиль). Позднее уже в период Империи, создается третий стиль, который часто называют "египтизирующим" (по египетским мотивам).

В 1 в. н.э. росписи наполняются изображением фантастической архитектуры, иллюзорно раздвигающей пространство комнат, предметом изображения становятся сады и парки, долины, реки, холмы и площади, жанровые сцены, натюрморты. В центре изображения как самостоятельная картина пишется сцена на мифологический сюжет (т.н. фантастический стиль).

Во 2 в. н.э. в период наивысшего могущества Римская держава простиралась от Испании и Галии на западе до Египта и Сирии на Востоке.

Каждый из императоров старался украсить Римский Форум. Наиболее грандиозным был Форум императора Траяна, построенный архитектором Аполлодором. Его площадь - 116х95 м. К площади примыкали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями, на площади стояла колонна Траяна и храм в его честь. До наших дней сохранилась лишь колонна Траяна, ствол которой более 30 м высотой сложен из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Колонна завершалась бронзовой фигурой Траяна. Колонна облицована плитами мрамора, по которым спиралью в 200 м тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101-103 и 106-107 гг.).

При императоре Адриане был возведен и другой знаменитейший памятник римской архитектуры - Пантеон "Храм всех богов", построенный из камня, кирпича и бетона в 118-125 гг., круглое в плане здание высотой в 42,7 м, перекрытое куполом 43,2 м в диаметре. Экстерьер Пантеона очень скромен: его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из темно-красного гранита; основное внимание уделено интерьеру. Пантеон представляет собой образец технического совершенства римского зодчества. Отделка интерьера относится к 3 в. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена на два яруса. Нижний имеет глубокие ниши, где ранее стояли статуи богов, а верхний расчленен пилястрами из цветного мрамора. Интерьер Пантеона огромен, но гармоничен и соразмерен: диаметр равен высоте храма, высота стен, на которые опирается купол составляет половину высоты всего здания. Освещение интерьера решено отверстием в куполе (диаметр его 9 м, так называемый глаз Пантеона). Пол под "окном" имеет незаметный скат для стока воды.

Римлянами был создан еще один тип сооружения - термы, общественные бани. Термы - это не просто бани в современном понятии слова, это целый комплекс сооружений, служащих не только для омовения, но и местом отдыха и развлечения. До нашего времени сохранились руины терм Каракаллы (211-216) площадью более чем 11 гектаров.

Портретная пластика периода Римской империи характерна своей яркой реалистичностью. Развитие скульптурного портрета эпохи империи прошло несколько стадий: глубокий интерес к человеческой личности и тонкую характеристику человеческих чувств или их трезвую реалистичную оценку (1 в. портреты Веспасиана, Вителлия), стремление создать идеал, подобный греческому (2 в. изображение Антиноя), и сатирический, обличительный пафос портретов последних веков существования Рима (3-4 вв.). Менялся и выразительный язык скульптуры. Зрачок, окрашиваемый в портретах 1 в., со 2 в. стали намечать пластически; употреблялась полировка мрамора. В 3-4 вв. появляется техника насечки, подчеркивающая шероховатость мрамора, упрощается скульптурная моделировка. Географическая пестрота римского мира, породила много портретов людей неримского происхождения.

Около 170 г. была отлита конная статуя императора Марка Аврелия, послужившая образцом для последующих европейских монументов. В 16 в. Микеланджело поставил ее в центре площади на Капитолии. "Философ на троне", Марк Аврелий изображен как бы в глубоком раздумье.

Со второй половины 2 в. глубокий экономический и социально-политический кризис, в который вступает Римская империя, порождает конфликт между индивидом и обществом. В середине 3 в. варвары вторглись в римские провинции, с востока наступали персы. Города гибли от эпидемий, голода, землетрясений. Скульптурный портрет этого времени полон жестокими и грубыми образцами, навеянными самой жизнью. В целом римская скульптура с конца 3 в. теряет чувство гармонии, рельефы перегружены деталями, фигуры деформированы. Разрыв с античностью был вызван изменением религии, - на смену язычеству приходит христианство.

В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала. Рим был захвачен и разгромлен варварами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: