Прочитайте текст. Определите суффиксы выделенных существительных. Какого стиля данный текст.




П.З.№9 Многозначность морфем. Употребление приставок в различных стилях речи. Употребление суффиксов в различных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов


1 Прочитайте, подчеркните слова с одинаковыми приставками. Укажите стилистическую роль повторения одних и тех же приставок.

1. Стремится вытесать свой мир попросторнее, да посветлее, да пообзорнее. (В.Липатов). 2. Повысыпали школьники. Сначала старательные двигались. Потом заторопились лежебоки, и, всех сбивая, побежали сони… Замелькало, задвигалось все сразу, загалдело. (И. Снегова). 3. А когда не хватает энергии для последних мгновений пути, помогают законы инерции добежать, добрести, доползти. 4. Прогрызают Арбат. Обращаются хижины в прах! Только МАЗы храпят и буксуют на бывших дворах… Наша участь такая – пробивать, прогрызать, прорубать. (Р. Рождественский). 5. Все громче и громче загрохотало, заухало, заревело по всей реке, и в этом отчаянном шуме хлопотливо затокал пулемет. (А. Толстой).

Выпишите слова в два столбика: 1) образованные с помощью суффиксов оценочных; 2) с помощью суффиксов смысловых.

Мужество, руководитель, книжонка, испытатель, вымогатель, издательство, рощица, внучок, полюшко, сапожище, собачонка, лошаденка, пальтишко, глазастый, смелость, голубушка, деревце, девчонка, зазнайство.

Образуйте ласкательные формы мужских и женских имен.

Образец: Владимир – Володя, Володенька, Володюшка.

Ольга – Оля…, Наталья – Наташа…, Дмитрий – Дима…, Иван – Ваня…, Александр – Саша…, Николай – Коля…, Ирина – Ира…, Юрий – Юра…

В данных рядах найдите лишние, то есть слова, не имеющие оценочных суффиксов.

Сестрица, пуговица, салатница, косица, водица, частица, страница. Починка, былинка, тропинка, разминка, соринка, морщинка, картинка. Цветок, огонек, орешек, платок, грибок, росток, разок.

Прочитайте предложения. Подчеркните существительные с суффиксом –аж-. Определите, в каком слове он не выделяется. Укажите, какую стилистическую окраску имеет этот суффикс. В каком стиле написаны данные высказывания?

1. Витраж – это сюжетная декоративная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет.

2. Репортаж – это рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, рассказ, который раскрывает читателю какую-то новую сторону действительности, обогащает его знания, расширяет представление о жизни, о протекающих в ней процессах.

3. Вернисаж – это закрытый просмотр художественной выставки, а также день ее открытия.

4. Дренаж – это осушение заболоченных почв посредством системы дрен (подземных труб для сбора и отвода почвенно-грунтовых вод).

5. Демонтаж – это разборка оборудования, инженерного сооружения или снятие их с места установки.

Запомните значение слов витраж, репортаж, вернисаж, дренаж, демонтаж. Составьте с ними предложения.

Прочитайте текст. Определите суффиксы выделенных существительных. Какого стиля данный текст.

Как повлияет на процесс мышления человека внедрение компьютеров в повседневную жизнь? Понятно, что они освобождают мозг от привычной рутинной работы, например, от запоминания и хранения в уме многих фактов, их учета, анализа и сравнения и т. п. Все это быстрее и лучше сделает за человека машина. Но как будет реагировать на это человеческий мозг? Что раньше делал специалист, столкнувшись со сложной проблемой? Шел в архив или библиотеку, листал книги по соответствующим вопросам. При этом его мозг все время пытливо работал, искал выход из затруднительного положения. Теперь же, имея свой компьютер, в который заложена информация, он просто нажимает несколько клавиш и тут же получает ответ на свой вопрос. С одной стороны, шевельнулась ли у него при этом хотя бы одна извилина? А может быть, именно при такой экономии, освобождении от рутинной работы он сможет мыслить шире и глубже, успешно двигать вперед науку? Кто ответит на эти вопросы со всей определенностью?

Специалисты считают, что распространение все более эффективных запоминающих устройств, их внедрение даст людям возможность больше думать над сложными проблемами, а не тратить время на рутинную работу мозга. Причем и специалисты, и практики подчеркивают, что повседневная работа с компьютером – дело, прежде всего творческое

Эффект отдачи зависит также от самого человека, который обращается к электронной машине за помощью. Компьютер лентяю не помощник.

Комментарии к тексту: рутинный – консервативный, следующий заведенному шаблону; боящийся перемен, нового, здесь – в значении бесполезный.

Задания к тексту:

1. Прокомментируйте предложения: Компьютер лентяю не помощник. Очень важно освободить мозг от рутинной работы. Необходимо на главный вопрос ответить со всей определенностью. Подберите к выделенным словам синонимы.

2. Ответьте на вопросы: Согласны ли вы с мнением, что компьютеры освобождают мозг от рутинной работы? Может ли специалист мыслить шире и глубже при наличии компьютеров? Какова точка зрения специалистов на широкое применение компьютеров в нашей повседневной жизни?

3. Расскажите о роли компьютера в жизни человека.

 

Критерии оценивания:

При выполнении каждого задания студент максимально может получить 10 баллов(если не допущены ошибки, при наличии 2-х ошибок студент получает 5 баллов). Затем баллы суммируются, максимальное количество баллов - 50, что соответствует оценке «отлично»;

40-49 баллов - «хорошо»;

39-30 баллов – «удовлетворительно»;

Менее 30 баллов – «неудовлетворительно».

 

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Итог (балл; оценка)
           

 

Выполненная работа должна быть направлена на проверку не позднее 28 марта 2020г. на электронный адрес olg7812@mail.ru или личным сообщением по ссылке в vk id19487393.

 

По всем возникающим вопросам обращаться по ссылке в vk id19487393 или на электронный адрес olg7812@mail.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: