Становление и развитие государственности - один из ключевых векторов русской истории.




История

Государственность Руси – России (IХ - XVI вв.). Расширенный конспект лекции

1. Древнерусское государство и его распад (IХ - ХIII вв.)

2. Последствия борьбы Руси с внешними вторжениями в ХIII в.

3. Образование Российского (Московского) государства. Становление самодержавия и формирование сословной организации общества (XIV - XVI вв.)

Становление и развитие государственности - один из ключевых векторов русской истории.

Древнерусское государство образовалось в процессе объединения восточнославянских племен под властью киевских князей. Согласно “Повести временных лет” (ХII в.) в 862 г. из варяжских земель в Новгород был призван княжить Рюрик. В 879 г. Рюрик умер, передав княжение своему родственнику Олегу. В 882 г. Олег с большим войском, в которое входили варяги, словени, кривичи, чудь, весь, меря, захватил Смоленск, позднее - Киев. Так произошло объединение двух крупнейших восточнославянских центров, положившее начало древнерусскому государству. В ХVIII в. на основе данного летописного сказания возникла " норманская теория ", основателями которой были немецкие ученые Г.Ф. Миллер, И.Г. Байер, Шлецер. Переход от родовых отношений к государству не был и не мог быть одномоментным. Он осуществлялся постепенно и сопровождался складыванием определенных предпосылок. Важнейшей предпосылкой формирования государственности у восточнославянских племен является складывание военно-политических союзов между племенами и замена родовой демократии военной демократией.

Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей была направлена на объединение всех восточных славян и укрепление международного авторитета. Одной из важнейших внешнеполитических задач Руси была организация обороны государства, борьба с кочевниками: половцами, печенегами, хазарами.

Первоначальная структура управления древнерусским государством была относительно простой. Во главе государства стоял Великий киевский князь. Вся Русская земля считалась владением Великого князя. Племенные князья подчинялись ему, должны были выплачивать дань и присылать воинов в великокняжескую дружину. Дружина делилась на старшую, младшую, личную. Старшие дружинники - бояре составляли круг приближенных к князю советников, из которых впоследствии сформировался совещательный орган управления - Боярская дума. За службу бояре получали земельное вознаграждение - вотчины, которые со временем прибрели характер наследственного владения. Младшая дружина исполняла оборонительные функции, поддерживала внутренний порядок в стране, выполняла судебные функции и занималась сбором налогов.

По-прежнему, созывалось вече - народное собрание, в случае опасности созывалось народное ополчение. Глава народного ополчения - тысяцкий - выполнял обязанности и в управлении. С Х в. значительную роль в государстве стал играть глава церкви - митрополит. По мере роста государства, возникла необходимость в местном управлении. В разные области государства назначались посадники - бояре или князья отдельных земель. С Х в. формируется традиция назначения в качестве посадников в городах сыновей Великого князя.

В ХI в. появился первый правовой документ древнерусского государства - "Русская правда", составление которой началось в княжение Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.). Согласно "Русской правде", население древнерусского государства делилось на свободное (мужи) и зависимое. К свободному населению относились князья, бояре, дружинники.

Древняя Русь была государством раннефеодального типа, ему были свойственны все признаки феодального общества, но они находились еще в стадии формирования: складывалось боярское землевладение, свободные крестьяне-смерды все чаще попадали в зависимость от феодалов. Если раньше общинники облагались только данью (подданные) и оставались свободными, то оказавшись на земле феодала, они вынуждены были платить и оброк. По мере совершенствования собственнических отношений земля приобретала все большее значение. Земля по-прежнему являлась собственностью государства, но к рубежу X- XI вв. старшие дружинники бояре наделялись за службу землями-вотчинами и становились землевладельцами, менее независимыми от княжеской власти.

На рубеже ХI - ХII вв. древнерусское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств. Феодальная раздробленность - это политическая и экономическая децентрализация государства, т. е. отсутствие единых законов, единой армии, единого центра власти и управления.

В конце ХII начале ХIII вв. выделилось три основных политических центра ( Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, Новгород), каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь и в соседних с ним землях и княжествах.

Переход к феодальной раздробленности ознаменовался крупными сдвигами в социально-экономическом, политическом и культурном развитии. Особенностью данного периода на Руси стало сохранение единства языка, культуры, религии. Не произошло распада древнерусской народности. Отрицательными последствиями феодальной раздробленности стало ослабление обороноспособности, усиление борьбы за власть между князьями, междоусобицы. В период феодальной раздробленности произошло дальнейшее развитие феодальных отношений. Негативные последствия феодальной раздробленности начали проявляться, когда Западная Русь попала под влияние Литвы, а затем и Польши, а Восточная Русь оказалась в зоне влияния Золотой Орды. В результате такого раскола возникли предпосылки для этнического разделения единого древнерусского этноса на три народа: русских, украинцев и белорусов. Одним из последствий феодальной раздробленности стало перемещение центра русских земель с юга на северо-восток. За два с половиной века Северо-Восточная Русь значительно увеличила свой хозяйственно-экономический и культурный потенциал и, в связи с этим, время раздробленности можно расценивать, как переходный период от Киевской Руси к Руси Московской.

XIII в. стал для Руси временем страшных испытаний. Децентрализованная, ослабленная княжескими усобицами она подверглась нападению с Востока и Запада. Русские земли не стали частью Золотой Орды – государства созданного ханом Батыем, после двух походов на Русь и в Западную Европу, но оказались в экономической и политической зависимости, которую характеризуют как иго (1240-1480).

В целом, монголо-татарское иго нанесло огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию. Ордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от стран Западной Европы, способствовало консервации феодализма. Произошли существенные демографические изменения. Началось перемещение населения на запад и северо-запад Волго-Окского Междуречья, тем самым увеличивалось количество безземельного населения. Они попадали в зависимость от землевладельцев. Начал формировался целый класс зависимых крестьян. Изменилось положение знати и князей. Если раньше они существовали за счет сбора дани, кормлений, теперь они этого лишились, поэтому возросла роль земельной собственности. Усилилась власть князя над населением. Князь становился гарантом безопасности своих земель.

В исторической литературе существуют разные точки зрения на последствия ига монголо-татарских ханов. Н.М. Карамзин (XVIII в.) считал, что иго подтолкнуло процесс создания единого централизованного государства. С.М. Соловьев, В.О. Ключевский (XIX в.) полагали, что монголо-татары оказали незначительное влияние. В советское время историки акцентировали внимание на негативных последствиях ига. Л.Н. Гумилев считал, что ига не было, а было военное соглашение между русскими князьями и монгольскими ханами. За военную поддержку против Запада Русь платила дань. А.Н. Фоменко считал, что Русь была частью Орды.

Различные точки зрения на последствия ига монголо-татарских ханов можно объяснить отсутствием документальных данных. До наших дней сохранилось мало письменных источников, среди которых можно назвать "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище".

Монголо-татары не разрушили политическую систему русских земель, сохранялись правление князей, законы, вече, народное ополчение. Покоренное православное население Руси не притеснялось по религиозному принципу. Церковь освобождалась от уплаты дани. Но монголы не были единственной опасностью для Руси. Западные соседи, воспользовавшись ее ослаблением, также предприняли наступление на русские земли. Для оправдания колониальных захватов земель полабско-прибалтийских славян, других языческих народов в Прибалтике была использована идея крестовых походов. Движение завоевателей на восток было приостановлено, создав тем самым благоприятные условия для будущего возрождения русских земель. Центром этого возрождения стала территория Северо-Восточной Руси (бывшее Владимиро-Суздальское княжество) и Новгородская земля. Именно здесь начало формироваться Российское государство со столицей в Москве и начала складываться великорусская народность.

Развитие Руси на протяжении веков шло в том же направлении, что и в западноевропейских странах. Тенденция к политическому объединению русских земель наметилась на рубеже XIII - XIV вв., но сам процесс складывания Русского централизованного государства занял более двух столетий и был крайне непростым. Хронологически он совпадал с аналогичными процессами в Западной Европе, где они в основном завершились к концу XV в.

При всей общности социально-экономических и политических факторов, лежащих в основе государственно-политической централизации в западноевропейских странах и на Руси, она имела и свои конкретно-исторические особенности. В Западной Европе создание централизованных государств было подготовлено длительным естественно-историческим процессом формирования предпосылок, способствовавших объединению. Важнейшими социально-экономическими факторами были: развитие товарно-денежных отношений, рост городов и торговли, укрепление экономических связей. Объединительные процессы происходили в условиях, когда начали развиваться буржуазные отношения. Прогрессивную роль играл и политический фактор - сильная королевская власть, опиравшаяся на поддержку городов, дворянства, крестьян. На Руси экономическое развитие также играло определенную роль, но объединение диктовалось, прежде всего, внешней опасностью. Процесс централизации проходил в крайне неблагоприятных условиях, связанных с более чем двухвековым монголо-татарским игом. Это не могло не сказаться на замедлении темпов социально-экономического и культурного развития, усилении феодальной раздробленности, на всем процессе складывания российской государственности.

К XIV - XV вв. на Руси был восстановлен домонгольский уровень экономического развития. Одним из главных факторов социально-экономического развития стал рост феодального землевладения и связанный с ним процесс усиления феодальной зависимости и эксплуатации крестьянства. Русское государство формировалось на феодальной основе, при слабом развитии товарно-денежных отношений на большинстве территорий. Города и торговля имели иной, чем в Западной Европе, удельный вес в экономике; на их основе еще не сформировался широкий внутренний рынок и влиятельное «третье» сословие.

Относительная слабость типичных для Запада социально-экономических предпосылок к объединению компенсировалось на Руси сильным политическим фактором - необходимостью свержения монголо-татарского ига и защиты от посягательств на русские земли Великого княжества Литовского и Ливонского ордена.

Процесс создания единого государства на Руси проходил при иной, чем в европейских странах, расстановке политических сил. Его поддерживали все социальные слои русского общества, поскольку главным фактором объединения стала общенациональная борьба за самостоятельную и сильную государственность. Роль объединяющей силы, которую на Западе играло «третье» сословие, на Руси взяла на себя великокняжеская власть. Важной предпосылкой ликвидации феодальной раздробленности была примерная синхронность политического, экономического и культурного развития русских княжеств. Близки были и их правовые нормы, восходящие к Русской Правде.

Говоря о создании Русского централизованного государства, следует иметь в виду несколько взаимосвязанных процессов: территориальное объединение вокруг общенационального центра — Москвы, борьбу за национальное освобождение, централизацию государственного управления и создание новых структур власти.

Особенно окрепло и усилилось Московское княжество при Иване Даниловиче Калите (1325 - 1340). Со времени Калиты складывается тесный союз княжеской власти с церковью, сыгравшей большую роль в образовании единого государства. В 1326 г. митрополит Петр перенес свою резиденцию из Владимира в Москву. Вскоре после смерти он был возведен в ранг Святых и почитался как небесный покровитель Москвы. Сочувствие и поддержка духовенства, как отмечал В.О. Ключевский, «может быть, всего более помогли Московскому князю укрепить за собою национальное и нравственное значение в Северной Руси». Так, в одном городе, впервые после нескольких столетий утвердилась гражданская и церковная власть.

Победа на Куликовом поле открыла путь к национальному освобождению и консолидации русских земель. Московское государство, как справедливо писал В.О. Ключевский «родилось на Куликовом поле». Орда вынуждена была уменьшить дань и признать право московских князей передавать «великое княжение Владимирское» по наследству. Московское княжество было признано как территориальный и национальный центр складывающего Русского государства.

Конец XV в. стал значительной вехой в истории мировой цивилизации. Начиналась эпоха великих географических открытий и зарождения капитализма, величайших реформаций и утверждения абсолютных монархий. Это время стало решающим и в русской истории: завершается объединение русских земель и создается Русское централизованное государство во время княжения Ивана III (1462 - 1505) и первых лет княжения его сына Василия III (1505 - 1533).

В течение полувека создавалось одно из самых крупных государств в Европе. С конца XV в. стало употребляться понятие «Россия». Знаменитое «стояние на Угре» (1480 г.) означало окончательное освобождение русских земель, обретение Московским государством национальной независимости.

Создание единого государства оказало влияние на развитие экономики, социального и политического строя Руси. Объединение подтолкнуло развитие производительных сил, хотя в разных землях этот процесс шел неравномерно. Экономика страны сохраняла традиционный характер, основанный на господстве натурального хозяйства и феодальных отношениях, которые в XV - XVI вв. получили свою развитую форму.

Определяющими тенденциями в социально-экономическом развитии были рост и укрепление феодального землевладения, закрепощение крестьян, усиление сословной дифференциации. Русское государство формировалось как феодально-крепостническое. Судебник 1497 г. ограничил право крестьянского перехода двумя неделями в году на всей территории страны (введение Юрьева дня). В конце XVI в. Русское государство переходит к созданию государственной системы крепостного права.

Для Московского государства характерным был сословный строй. Князья и бояре составляли высший слой феодального общества - «господствующее сословие». Экономической основой феодальной аристократии было вотчинное землевладение. Бояре пользовались большим влиянием в государстве, входили (по назначению царя) в Боярскую думу, занимали высшие должности в военном и гражданском управлении. Служилое сословие дворян, имевших «условные держания», было крайне неоднородным по своему социальному и национальному составу. Доступ в состав «государевых служилых людей» был открыт первоначально всем свободным людям. В XVI в. прослеживается тенденция к постепенному стиранию юридических перегородок между боярами и дворянами. Устанавливался единый порядок государственной (военной) службы (1556). К концу XVI в. четко определяются повинности посадских людей (городское торгово-ремесленное населения) в пользу феодального государства.

Политический строй Московского государства в XV - XVI вв. развивался в направлении централизации и становления самодержавной власти. Во главе государства стоял великий князь Московский и Владимирский. Звание «великий князь» обозначало уже не только титул, но и понятие сюзерена - верховного владыки и в какой-то мере соответствовало королевскому титулу в Западной Европе. Иван III, последовательно проводя политику возвышения великокняжеской власти, принял титул Государя всея Руси, а в сношениях с зарубежными странами называл себя царем и единодержцем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Новый титул отражал политическую доктрину единства Русской земли, исторической преемственности российской государственности. С падением Византии (1453) московский князь, как супруг последней византийской царевны, становился как бы преемником императора, почитавшегося главою всего православного Востока. Русь приняла от Византии государственную символику - герб и регалии. Атрибуты царской власти были лишь внешними проявлениями процесса установления в Русском государстве особой монархической формы правления - самодержавия.

Самодержавие означает обретение внутреннего суверенитета, когда монарх независимо «держит» свое государство. Власть русского царя была огромной, она считалась выше светских законов, не была ограничена никакими нормами права. Монарху принадлежали верховные права в законодательстве, в верховном управлении, в высшем суде. Истоки самодержавия усматривают во взаимовлиянии ряда факторов: в специфике традиционных форм государственности, длительное время развивающейся в условиях изоляции, в единении верховной власти и народа перед угрозой внешней опасности, в византийском и монгольском влиянии, что обусловило деспотические тенденции в политической организации общества, в особенностях морально-нравственных норм православия. Самодержавие не было синонимом самовластия. Отношения монарха с подданными строились на Руси не столько на правовых, сколько на нравственно-религиозных основаниях, а в практической политике его действия согласовывались с политическими верхами общества и интересами государства.

С конца XV в. изменяется система сюзерено-вассальных отношений. Все феодалы становились подданными монарха. В правление Ивана III князья и бояре должны были присягать на верность Московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Переход их на службу к другому государю рассматривался как государственное преступление - измена. Аристократия и дворянство обязаны были служить государю. Служебные назначения определялись на основе системы местничества (по правилу старшинства, родовитости, знатности). Эта система долго служила основным механизмом сохранения власти в руках боярской аристократии. И все же власть Московского князя не была еще полностью самодержавной и единоличной. Подчиняя своей власти князей и бояр, он вынужден был считаться с их влиянием. При князе существовал постоянно действующий совет знати - Боярская дума. Формально монарх мог не принимать во внимание решения Думы, но чаще всего они утверждались единогласно.

При Иване III начинает формироваться новая структура государственного управления - приказная система, в основе которой лежали древние принципы неразрывности судебной и административной власти. В середине XVI в. имелось уже более двадцати приказов. Они осуществляли централизованное, функционально-территориальное, независимое от феодальной подчиненности управление. Местное управление основывалось на системе кормлений. Слишком независимые наместники («кормленщики») к концу XV в. становятся неприемлемыми для центральной власти: постепенно сокращаются сроки их службы, регламентируются штаты и нормы податей. Позднее приказы стали назначать на места своих уполномоченных, что подорвало, а затем и позволило отменить данную систему. Унифицировалось и управление городами - здесь появились должности городовых приказчиков, ставленников центральной власти. В их руках сосредоточились военные, финансовые и полицейские функции.

Наиболее сильной феодальной организацией в Московском государстве, с которой считались и великие князья, была русская церковь. Она сыграла важную роль в становлении независимой и единой России. Выступая носителем национально-православной идеологии, церковь оказывала огромное влияние на политику и общественное сознание. Великие московские князья ценили поддержку церкви, охраняли ее права в государстве, защищали перед константинопольским патриархом. Они стремились прежде всего в своих интересах обеспечить полную независимость русской церкви от Византии. С 1449 г. она становится автокефальной (административно-самостоятельной от константинопольской патриархии). Дальнейший ход государственной централизации сопровождался укреплением роли церкви, однако велико-княжеская власть не оставляла попыток ослабить ее позиции как крупного феодального собственника.

Вторая половина XVI в. связана с именем Ивана IV (1533 - 1584). Он наследовал власть в сложное время формирования централизованного государства, ломки старых управленческих структур, столкновения сословных интересов, социального неспокойствия. В этих условиях проблема «сильной власти» осознавалась многими как одна из важнейших. Церковный обряд венчания Ивана IV на царство (1547) рассматривался как существенный шаг в этом направлении. Дополнение короткого слова «царь» и в без того уже пышный титул «Великий князь» повышало престиж самодержавной власти, как в самом Русском государстве, так и за его пределами. Новый титул получила и Москва, которая отныне стала «царствующим градом». Русская земля стала называться Российским государством.

Время Ивана IV Грозного - период крайне неоднозначный, в оценке его до настоящего времени идут споры. Хронологически в нем можно выделить два этапа: первый - до 60 гг. XVI в. и второй, заканчивающийся смертью Ивана IV. Общей тенденцией, связывающей эти этапы, стало укрепление самодержавия в условиях формирующейся сословно-представительной монархии. Первый период правления Ивана IV (1547 - 1560 гг.) с полным правом можно назвать реформаторским. Реформы затрагивали различные сферы общественно-политической жизни Русского государства и в целом способствовали укреплению российской государственности.

К середине XVI в. реформы постепенно угасают, а потом появилась опричнина. Историки по-разному трактуют опричнину. До сих пор имеет место карамзинское представление, в котором опричнина рассматривается лишь как бессмысленное порождение психически больного царя-тирана. Другие историки видят в опричной политике стремление царя завершить централизацию, укрепить режим личной власти, но при отсутствии соответствующих исторических предпосылок эта задача могла быть осуществлена только путем насилия. С помощью кровавого жестокого террора власть стремилась, с одной стороны, компенсировать свою слабость и неэффективность, а с другой стороны - парализовать волю народа к сопротивлению, заставить людей безропотно подчиниться. Опричная политика помогла Ивану IV подорвать политическое влияние боярской аристократии, и установить единоличную власть царя - самовластие, держащегося на насилии.

Создание централизованного Русского государства стало важным шагом для возвращения России в международную политику. В XV - XVI вв. торговые и дипломатические отношения связывали ее со многими странами (Германия, Англия, Индия и др.). Произошло присоединение значительных территорий - Казанское и Астраханское ханства, Башкирские земли, Западная Сибирь. Сложнее складывалась обстановка на западных и северо-западных границах, где геополитические интересы России столкнулись с Литовским княжеством, Речью Посполитой, Ливонским Орденом, Швецией. Россия не сумела закрепиться на побережье Балтийского моря, проиграв длившуюся почти четверть века Ливонскую войну (1558 - 1583)

Образование Российского государства стало важным событием в мировой истории. Новая мощная держава, возникшая на востоке Европы, резко изменила геополитическую ситуацию в регионе, активно заявила о себе на международной арене не только в военно-политическом, но и в религиозном плане, став оплотом православия. Русское государство росло и крепло. К середине XVI в. окончательно оформилась его социальная и политическая структура. Одновременно шел процесс складывания русской народности в качестве этнического ядра многонационального объединения, формировалась русская культура. Русское государство утверждалось как самодержавно-крепостническое. Определяющая роль самодержавной власти в сфере общественных отношений влияла на весь ход исторического развития страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: