Проблема распространения субкультуры среди студентов
Актуальность исследования:
Кризисные явления в общественной жизни, сопровождающиеся ростом бездуховности, потерей нравственных ориентиров и ценностей, особенно негативно сказываются на процессе социализации современной молодежи. Нежелание молодых людей работать, учиться, служить в армии является следствием крушения прежних общественных идеалов и ценностей, ростом потребительско-эгоистического отношения к жизни. Чем заполняется духовный вакуум, в котором оказалось сегодня наше общество? Уже самое поверхностное наблюдение за неформальным общением молодых людей позволяет зафиксировать наличие элементов криминальной субкультуры в их действиях и разговорном языке. Но насколько распространена в действительности данная субкультура? Насколько велико ее влияние? Эти вопросы нуждаются, по нашему мнению, в более подробном исследовании.
Описание проблемы:
Потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль, бездуховность, цинизм, пьянство, стяжательство, вещизм, растерянность перед жизнью — основные причины ухода молодых, образованных людей, молодёжи всех возрастов и национальностей в субкультуры.
Причины распространения криминальной субкультуры:
- политическая нестабильность;
- безработица;
- снижение дохода;
- наличие аутсайдеров;
- информация СМИ;
- агрессивность;
- зависимость от чего-либо и др.
Молодежная криминальная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.
|
Целью данного исследования является изучение распространения криминальной субкультуры в молодежной среде.
Задачи исследования:
1. Выявить наличие и степень распространенности среди молодежи установок, ценностных ориентаций, ритуалов и традиций криминальной субкультуры.
2. Выявить степень распространенности криминального жаргона в молодежной среде.
3. Выявить основные каналы и пути усвоения криминальной субкультуры.
Объектом данного исследования являются студенты ЧелГУ — носители информации по исследуемой проблеме. Студенты 1 курса характеризуются чрезвычайно высокой мобильностью, являются участниками многих молодежных общностей. Они, с одной стороны, еще не полностью адаптировались к учебе в вузе, не идентифицировались со студенческой средой и сохранили связь с прежними группами, а, с другой стороны, стали взрослыми и более самостоятельными в выборе круга людей и способов общения. Соответственно, они выступают субъектами множества социальных контактов и связаны с множеством различных молодежных групп.
Предметом данного исследования являются ценностные ориентации, мировоззренческие установки, устойчивые модели действия молодежи, студенческий сленг, ритуалы и традиции.
Методы исследования:
1. Метод анализа документов. Цель — сформировать представление о криминальной субкультуре, исходя из имеющихся научных данных (существующей научной литературе по проблеме).
2. Анкетные опросы. Цель — получить представление о ценностях, ценностных ориентациях, установках студенческой молодежи, выявить их отношение к элементам криминальной субкультуры.
|
3. Психологическое тестирование (тесты MMPI, Айзенка). Цель — получить информацию об особенностях личности участника социологического опроса.
Основные понятия исследования
Криминальная субкультура — система неформальных норм поведения, ценностей, установок, отличающих культуру криминальной группы от культуры большинства членов общества.
Неформальные нормы — правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между представителями неформальной группы.
Неформальная группа — вид малой группы, возникающий в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий своих членов; характеризуется относительной независимостью от социальных структур, нечетко выраженной групповой целью деятельности и неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства.
Социальные ценности — явления и процессы общественной жизни, рассмотренные с точки зрения того социального значения, которое им придается обществом в целом или социальной группой. Система социальных ценностей выступает как общепринятая в данной группе система образцов, при помощи которых люди соотносят и опосредуют свои взаимодействия друг с другом и систематизируют свой социальный опыт. Она создает у индивида предрасположенность к определенному поведению и служит основанием оценки действий других людей.
|
Ценностные ориентации личности — ее направленность на те или иные социальные ценности.
Установка — готовность к действию, устойчивая направленность сознания субъекта, определяющая выбор определенных моделей поведения, которая проявляется через конкретные акты поведения, а также через вербальные высказывания данного лица, позволяющие с определенной степенью вероятности сделать заключение о характере его установки.
Традиции — устойчивые образцы действия, воспроизводящиеся автоматически, которые служат способом поддержания идентичности (определения «своего лица») индивида и группы.
Культ — совокупность символов, служащих способом поддержания идентичности индивида и группы. Культ включает в себя совокупность действий (обрядов) и идей, которым группа придает особое, сакральное (священное) значение.
Ритуалы — образцы поведения по отношению к священному.
Язык — система коммуникации, осуществляемая на основе звуков и символов, имеющих условные, но структурно-обоснованные значения.
Сленг — разговорный язык определенной социальной группы.
Жаргон — «низкий» разговорный язык.
Символьная атрибутика группы — система неотъемлемых групповых признаков (деталей внешнего вида, условных имен), имеющих опознавательное значение для членов данной групп.
Гипотезы решения проблемы
Криминальная субкультура значительно распространена среди студенческой молодежи.
Ценностные ориентации студенческой молодежи обнаруживают в некоторой своей части сходство с ценностными ориентациями представителей криминальной субкультуры. В молодежных группах наличествуют ритуалы и традиции, похожие по содержанию на ритуалы и традиции криминальных группировок. Установки поведения молодежи обнаруживают сходство по части позиций с установками представителей криминальной субкультуры. Молодежь сознательно или бессознательно (автоматически, не задумываясь о смысле) использует в своей речи криминальный жаргон.
Существует целый ряд факторов, определяющих криминализацию сознания и поведения современной молодежи. Одним из ведущих факторов «криминализации» сознания современной молодежи выступают ценностные ориентации и установки родителей (фактор семьи). Так же усвоению криминальной субкультуры способствуют некоторые личные психологические качества личности: низкий интеллект, неуверенность в себе, неспособность к общению. Некоторые статусные характеристики личности (социальное происхождение, материальное положение, половая принадлежность, выбор профессии) увеличивают вероятность приобщения к криминальной субкультуре. Другими факторами «криминализации» сознания современной молодежи выступают ситуативный фактор и социально-экономическое положение, сложившееся в стране.
Существует множество каналов и способов распространения и усвоения криминальной субкультуры:
1. Основным каналом распространения криминальной субкультуры выступает неформальное межличностное общение в молодежных группах.
2. Средства массовой информации, имитирующие ситуацию межличностной коммуникации, являются одним из источников распространения криминальной субкультуры.
3. Распространение криминальной субкультуры в молодежной среде стимулируется «криминальной пропагандой» средств массовой информации.
4. Распространение криминальной субкультуры стимулируется «криминально ориентированными» людьми, входящими в молодежные группы.
Уважаемый респондент!
Челябинский государственный университет приглашает Вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым нами с целью изучения проблемы распространения криминальной субкультуры в студенческой среде. Нас интересует Ваше отношение к данной проблеме.
Фамилию указывать необязательно.