Анкета на тему «Чтение печатных изданий и посещение библиотек студентами.»




Факультет менеджмента

Кафедра менеджмента

 

 

Исследование на тему: «Чтение печатных изданий и посещение библиотек студентами»

 

Родионова Мария

Служеникина Екатерина

Сосранова Фариза
215 группа

 

 

Научный руководитель

старший преподаватель кафедры социологии

А.С.Пронин

 

 

Санкт-Петербург, 2014

 

Проблема исследования.

 

Посещение библиотек в целях обучения и влияние использования электронных устройств на чтение печатных изданий.

Мы рассматриваем проблему, которая стала следствием некоторых изменений в социальном пространстве. Появились удобные устройства, интернет, что в корне меняет привычки поиска новой информации. Люди все меньше и меньше начали ходить в библиотеку и читать книжные издания, и эта проблема, в свою очередь, повлечет за собой иные последствия. Данная взаимосвязь причин и следствий помогает разобраться в понимании человеческого поведения, что и является основной целью такой науки, как социология. Мы хотим убедиться в предположении о том, что распространение электронных устройств соотносимо со снижением посещаемости библиотек и использованием печатных изданий.

 

Актуальность проблемы.

 

Нельзя отрицать влияние технического прогресса на нашу жизнь. В России, как и во всем мире, люди используют большое количество техники в повседневной жизни. Можно заметить, что в метро люди в большей степени читают с электронных книг, телефонов, планшетов, в университеты студентам не приходится носить с собой книги, даже в библиотеках люди используют электронные устройства. Нужно отметить, что данная ситуация порождает несколько социальных проблем:

 

- Снижение роли библиотек в повседневной жизни студентов.

- Снижение читаемости бумажных изданий.

 

 

Цель исследования.

Основной целью является выявление причин такой ситуации и подтверждение или опровержение этой тенденции. Влияет ли место жительства студента на пользование библиотекой? Где легче найти информацию: в интернете или в библиотеке? В чем электронные книги выигрывают у печатных книг? В этом и состоит задача исследования, которое, как мы надеемся, будет полезно в дальнейшем.

 

Объект и предмет исследования.

 

Объект исследования – посещаемость библиотек и чтение печатных изданий.

Предмет исследования – факторы, влияющие на объект нашего исследования.

 

Выборка.

 

Нас интересует молодежь в целом, но опросить всю генеральную совокупность невозможно, поэтому мы сузили круг наших респондентов до студентов факультета менеджмента НИУ ВШЭ (СПб) 1 курса. В ходе исследования было опрошено 48 человек, что составляет 27% от общего количества студентов. Мы выбрали по 8 человек из каждой группы (8 человек умножить на 6 групп равняется 48). Опрошены были парни и девушки в одинаковом соотношении, из которых половина проживают в общежитии, а другая половина в комнате или квартире. Это было сделано с целью подтверждения ряда гипотез, которые будут перечислены ниже, и получения достоверных результатов.

 

 

Зависимые и независимые переменные.

 

В нашем исследовании независимыми переменными выступает использование студентами электронных устройств и использование интернета. Зависимые переменные – посещение библиотек и чтение печатных изданий.

 

Объяснение ключевых понятий

 

В рамках нашего исследования мы используем понятия, которые интерпретируются следующим образом:

Печатные книги (издания) – книги и журналы, выпущенные типографиями

Использование электронных устройств – чтение с компьютеров, смартфонов, электронных книг, планшетов

Место жительства студента – где проживает студент: в общежитии или в отдельной квартире (комнате)

Посещаемость библиотек – как много людей ходит в библиотеку за определенный промежуток времени

 

Гипотезы.

 

1. Посещаемость библиотек снижается из-за широкого использования электронных устройств, т.к. студенты не имеют нужды использовать книги и другую литературу в печатном виде. Из-за этого роль библиотек снижается.

2. Проживание в общежитии вынуждает студента посещать библиотеки чаще тех, кто живет в квартире, в связи с потребностью в уединении.

3. Парни и девушки в равной степени ходят в читальные залы для занятий.

4. Поиск информации в интернете является более быстрым и удобным способом, чем поиск информации в библиотеке, а следовательно, более предпочтительным.

5. Главным плюсом электронных устройств является портативность (то есть легкость, вместительность и др.), это и является определяющим фактором при выборе электронной или печатной книги.

6. Для обучения чаще используют электронные варианты книг, а для чтения в удовольствие студенты больше предпочитают печатные издания.

 

Методология.

 

Для построения гипотез мы использовали метод «включенного наблюдения». Благодаря полученной информации были составлены представления о том, какой именно контингент учащихся посещает библиотеки. Для подтверждения или опровержения гипотез мы воспользуемся методом анкетного опроса. Его преимущество заключается в следующем:

А) Легкость распространения анкет в интернет - среде

Б) Быстрота получения информации

В) Удобство обработки полученных результатов

 

Инструментарий.

Наша анкета, посвященная проблеме читаемости печатных изданий и посещению библиотек, состояла из восьми вопросов закрытого типа, благодаря которым мы провели анализ выдвинутых нами гипотез.

Первая гипотеза является базисной для всего нашего исследования. Поэтому она связана более чем с тремя вопросами нашего инструментария: первый, второй, третий и четвертый.

Вторая гипотеза подкреплена тремя вопросами: вопрос о месте проживания, частота посещения библиотек и вопрос о пользовании услугами библиотек, в котором один из вариантов – «занимаюсь в читальном зале», вполне может дать опору выдвинутой гипотезе.

Третью гипотезу мы анализировали с помощью вопросов про гендерное различие, четвертая же гипотеза полностью соотносится с шестым вопросом

Гипотеза номер пять подкреплена вопросом о том, какую книгу респонденты предпочтительнее возьмут с собой в поездку

Для проверки шестой гипотезы были заданы следующие вопросы: «В ходе обучения Вы чаще используете для чтения электронные устройства или печатные издания?» и «Какую книгу Вам комфортнее читать?”

В ходе анкетирования была получена обратная связь. Один из респондентов порекомендовал добавить еще один вариант ответа к четвертому вопросу. Мы учли это и внесли соответствующие изменения в анкету.

 

 

11. Анализ.

Опрос показал, что 26% студентов не посещают библиотеки совсем, остальные же 74% студентов в равной степени пользуются различными услугами (берут книги, занимаются в читальных залах и пользуются компьютерными залами). Мы предполагали, что проживающие в общежитии студенты посещают библиотеки намного чаще, чем те, кто живет в квартирах. Разница действительно есть, однако она не так велика, как мы ожидали (20 к 17).

 

Гипотеза про снижение роли библиотек подтвердилась вопросами о выборе способа поиска информации и частотой посещаемости библиотек. Всего 2 человека из 48 пользуются библиотекой для поиска информации, остальные же пользуются интернетом. Это подтверждение четвертой гипотезы. Показатели частоты посещаемости различаются: 62% ходят чаще/реже, чем раз в полгода, остальные 38% чаще, чем раз в месяц или раз в неделю. Из этих 38% процентов количество студентов, проживающих в общежитии в 2 раза больше (вторая гипотеза).

Гипотезу под номером три оказалось трудно подтвердить или опровергнуть, так как нами было опрошено слишком мало человек.

 

Наши гипотеза под номером шесть подтвердилась: для обучения 80% респондентов пользуются электронными устройствами, а 20% печатными изданиями. Как мы предполагали, для удовольствия студенты выбрали бы печатную книгу.

 

Гипотеза под номером пять не подтвердилась. Несмотря на удобство и мобильность электронной книги, печатное издание выбирали с той же частотой.

 

12. Вывод.

Наш инструментарий был сформулирован подходящим образом, а методология была выбрана верно. Большинство наших гипотез, кроме первой и третьей, мы смогли подтвердить. Для первой гипотезы требуются данные предыдущих лет для сравнения, а для третьей гипотезы было опрошено не достаточное количество человек.

Благодаря курсу социологии мы смогли применить полученные знания и навыки на практике, проведя это исследование.


Приложение.

Анкета на тему «Чтение печатных изданий и посещение библиотек студентами.»

Здравствуйте, уважаемые респонденты! Мы, студентки первого курса факультета менеджмента Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Санкт-Петербург (НИУ ВШЭ Санкт-Петербург), проводим социологическое исследование, посвященное проблеме снижения читаемости печатных изданий книг и посещаемости библиотек. Вашему вниманию предоставляется анкета, содержащая вопросы закрытого типа. Она полностью анонимна. Данные, полученные в ходе исследования, будут использованы только в рамках данного исследования.

* Обязательно

Начало формы

Укажите Ваш пол *

· Мужской

· Женский

Вы проживаете в *

· общежитии

· квартире/комнате

Пользуетесь ли Вы услугами библиотек? *

(Возможны несколько вариантов ответа)

· Беру книги

· Занимаюсь в читальном зале

· Пользуюсь компьютерным залом для поиска информации

· Не пользуюсь совсем

Как часто вы посещаете библиотеку? *

· Чаще, чем раз в неделю

· Чаще, чем раз в месяц

· Чаще, чем раз в полгода

· Реже, чем раз в полгода

В ходе обучения Вы чаще используете для чтения *

· электронные устройства

· печатные издания

Для поиска информации в ходе учебного процесса Вы чаще прибегаете к помощи *

· интернета

· библиотеки

Какую книгу Вам комфортнее читать? *

· Электронную

· Печатную

· Не имеет значения

В поездку Вы обычно берете *

· электронную книгу

· печатную книгу

· не беру книг вообще

Список литературы.

А) Социология / Гидденс Э. // Москва, 2005

Б) Социологический метод / Хеллевик О. // Москва, 2002

В) Традиционная бумажная книга в современном социокультурном пространстве / Система ценностей современного общества / Огурцова Н.А. // Новосибирск, 2011



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: