Факультет менеджмента
Кафедра менеджмента
Исследование на тему: «Чтение печатных изданий и посещение библиотек студентами»
Родионова Мария
Служеникина Екатерина
Сосранова Фариза
215 группа
Научный руководитель
старший преподаватель кафедры социологии
А.С.Пронин
Санкт-Петербург, 2014
Проблема исследования.
Посещение библиотек в целях обучения и влияние использования электронных устройств на чтение печатных изданий.
Мы рассматриваем проблему, которая стала следствием некоторых изменений в социальном пространстве. Появились удобные устройства, интернет, что в корне меняет привычки поиска новой информации. Люди все меньше и меньше начали ходить в библиотеку и читать книжные издания, и эта проблема, в свою очередь, повлечет за собой иные последствия. Данная взаимосвязь причин и следствий помогает разобраться в понимании человеческого поведения, что и является основной целью такой науки, как социология. Мы хотим убедиться в предположении о том, что распространение электронных устройств соотносимо со снижением посещаемости библиотек и использованием печатных изданий.
Актуальность проблемы.
Нельзя отрицать влияние технического прогресса на нашу жизнь. В России, как и во всем мире, люди используют большое количество техники в повседневной жизни. Можно заметить, что в метро люди в большей степени читают с электронных книг, телефонов, планшетов, в университеты студентам не приходится носить с собой книги, даже в библиотеках люди используют электронные устройства. Нужно отметить, что данная ситуация порождает несколько социальных проблем:
|
- Снижение роли библиотек в повседневной жизни студентов.
- Снижение читаемости бумажных изданий.
Цель исследования.
Основной целью является выявление причин такой ситуации и подтверждение или опровержение этой тенденции. Влияет ли место жительства студента на пользование библиотекой? Где легче найти информацию: в интернете или в библиотеке? В чем электронные книги выигрывают у печатных книг? В этом и состоит задача исследования, которое, как мы надеемся, будет полезно в дальнейшем.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования – посещаемость библиотек и чтение печатных изданий.
Предмет исследования – факторы, влияющие на объект нашего исследования.
Выборка.
Нас интересует молодежь в целом, но опросить всю генеральную совокупность невозможно, поэтому мы сузили круг наших респондентов до студентов факультета менеджмента НИУ ВШЭ (СПб) 1 курса. В ходе исследования было опрошено 48 человек, что составляет 27% от общего количества студентов. Мы выбрали по 8 человек из каждой группы (8 человек умножить на 6 групп равняется 48). Опрошены были парни и девушки в одинаковом соотношении, из которых половина проживают в общежитии, а другая половина в комнате или квартире. Это было сделано с целью подтверждения ряда гипотез, которые будут перечислены ниже, и получения достоверных результатов.
Зависимые и независимые переменные.
В нашем исследовании независимыми переменными выступает использование студентами электронных устройств и использование интернета. Зависимые переменные – посещение библиотек и чтение печатных изданий.
|
Объяснение ключевых понятий
В рамках нашего исследования мы используем понятия, которые интерпретируются следующим образом:
Печатные книги (издания) – книги и журналы, выпущенные типографиями
Использование электронных устройств – чтение с компьютеров, смартфонов, электронных книг, планшетов
Место жительства студента – где проживает студент: в общежитии или в отдельной квартире (комнате)
Посещаемость библиотек – как много людей ходит в библиотеку за определенный промежуток времени
Гипотезы.
1. Посещаемость библиотек снижается из-за широкого использования электронных устройств, т.к. студенты не имеют нужды использовать книги и другую литературу в печатном виде. Из-за этого роль библиотек снижается.
2. Проживание в общежитии вынуждает студента посещать библиотеки чаще тех, кто живет в квартире, в связи с потребностью в уединении.
3. Парни и девушки в равной степени ходят в читальные залы для занятий.
4. Поиск информации в интернете является более быстрым и удобным способом, чем поиск информации в библиотеке, а следовательно, более предпочтительным.
5. Главным плюсом электронных устройств является портативность (то есть легкость, вместительность и др.), это и является определяющим фактором при выборе электронной или печатной книги.
6. Для обучения чаще используют электронные варианты книг, а для чтения в удовольствие студенты больше предпочитают печатные издания.
Методология.
|
Для построения гипотез мы использовали метод «включенного наблюдения». Благодаря полученной информации были составлены представления о том, какой именно контингент учащихся посещает библиотеки. Для подтверждения или опровержения гипотез мы воспользуемся методом анкетного опроса. Его преимущество заключается в следующем:
А) Легкость распространения анкет в интернет - среде
Б) Быстрота получения информации
В) Удобство обработки полученных результатов
Инструментарий.
Наша анкета, посвященная проблеме читаемости печатных изданий и посещению библиотек, состояла из восьми вопросов закрытого типа, благодаря которым мы провели анализ выдвинутых нами гипотез.
Первая гипотеза является базисной для всего нашего исследования. Поэтому она связана более чем с тремя вопросами нашего инструментария: первый, второй, третий и четвертый.
Вторая гипотеза подкреплена тремя вопросами: вопрос о месте проживания, частота посещения библиотек и вопрос о пользовании услугами библиотек, в котором один из вариантов – «занимаюсь в читальном зале», вполне может дать опору выдвинутой гипотезе.
Третью гипотезу мы анализировали с помощью вопросов про гендерное различие, четвертая же гипотеза полностью соотносится с шестым вопросом
Гипотеза номер пять подкреплена вопросом о том, какую книгу респонденты предпочтительнее возьмут с собой в поездку
Для проверки шестой гипотезы были заданы следующие вопросы: «В ходе обучения Вы чаще используете для чтения электронные устройства или печатные издания?» и «Какую книгу Вам комфортнее читать?”
В ходе анкетирования была получена обратная связь. Один из респондентов порекомендовал добавить еще один вариант ответа к четвертому вопросу. Мы учли это и внесли соответствующие изменения в анкету.
11. Анализ.
Опрос показал, что 26% студентов не посещают библиотеки совсем, остальные же 74% студентов в равной степени пользуются различными услугами (берут книги, занимаются в читальных залах и пользуются компьютерными залами). Мы предполагали, что проживающие в общежитии студенты посещают библиотеки намного чаще, чем те, кто живет в квартирах. Разница действительно есть, однако она не так велика, как мы ожидали (20 к 17).
Гипотеза про снижение роли библиотек подтвердилась вопросами о выборе способа поиска информации и частотой посещаемости библиотек. Всего 2 человека из 48 пользуются библиотекой для поиска информации, остальные же пользуются интернетом. Это подтверждение четвертой гипотезы. Показатели частоты посещаемости различаются: 62% ходят чаще/реже, чем раз в полгода, остальные 38% чаще, чем раз в месяц или раз в неделю. Из этих 38% процентов количество студентов, проживающих в общежитии в 2 раза больше (вторая гипотеза).
Гипотезу под номером три оказалось трудно подтвердить или опровергнуть, так как нами было опрошено слишком мало человек.
Наши гипотеза под номером шесть подтвердилась: для обучения 80% респондентов пользуются электронными устройствами, а 20% печатными изданиями. Как мы предполагали, для удовольствия студенты выбрали бы печатную книгу.
Гипотеза под номером пять не подтвердилась. Несмотря на удобство и мобильность электронной книги, печатное издание выбирали с той же частотой.
12. Вывод.
Наш инструментарий был сформулирован подходящим образом, а методология была выбрана верно. Большинство наших гипотез, кроме первой и третьей, мы смогли подтвердить. Для первой гипотезы требуются данные предыдущих лет для сравнения, а для третьей гипотезы было опрошено не достаточное количество человек.
Благодаря курсу социологии мы смогли применить полученные знания и навыки на практике, проведя это исследование.
Приложение.
Анкета на тему «Чтение печатных изданий и посещение библиотек студентами.»
Здравствуйте, уважаемые респонденты! Мы, студентки первого курса факультета менеджмента Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Санкт-Петербург (НИУ ВШЭ Санкт-Петербург), проводим социологическое исследование, посвященное проблеме снижения читаемости печатных изданий книг и посещаемости библиотек. Вашему вниманию предоставляется анкета, содержащая вопросы закрытого типа. Она полностью анонимна. Данные, полученные в ходе исследования, будут использованы только в рамках данного исследования.
* Обязательно
Начало формы
Укажите Ваш пол *
· Мужской
· Женский
Вы проживаете в *
· общежитии
· квартире/комнате
Пользуетесь ли Вы услугами библиотек? *
(Возможны несколько вариантов ответа)
· Беру книги
· Занимаюсь в читальном зале
· Пользуюсь компьютерным залом для поиска информации
· Не пользуюсь совсем
Как часто вы посещаете библиотеку? *
· Чаще, чем раз в неделю
· Чаще, чем раз в месяц
· Чаще, чем раз в полгода
· Реже, чем раз в полгода
В ходе обучения Вы чаще используете для чтения *
· электронные устройства
· печатные издания
Для поиска информации в ходе учебного процесса Вы чаще прибегаете к помощи *
· интернета
· библиотеки
Какую книгу Вам комфортнее читать? *
· Электронную
· Печатную
· Не имеет значения
В поездку Вы обычно берете *
· электронную книгу
· печатную книгу
· не беру книг вообще
Список литературы.
А) Социология / Гидденс Э. // Москва, 2005
Б) Социологический метод / Хеллевик О. // Москва, 2002
В) Традиционная бумажная книга в современном социокультурном пространстве / Система ценностей современного общества / Огурцова Н.А. // Новосибирск, 2011