Выход в новый способ познания




Безмолвие разума

Первым этапом в йоге Шри Ауробиндо и главной задачей, решение которой служит ключом ко многим постижениям, является установление безмолвия разума. Могут спросить: зачем нужно это безмолвие ума? Очевидно, что если мы хотим открыть новую страну внутри себя, то для начала нам необходимо покинуть старую. Иногда это похоже на вспышку. Что-то кричит в нас: «Довольно этой болтовни!», и мы сразу оказываемся на пути и идем, не оборачиваясь назад. Другие колеблются до бесконечности между двумя мирами. Подчеркнем, что мы не стремимся оторвать от себя то, что у нас уже есть и что досталось нам тяжелым трудом, во имя Мудрости - Мира - Просветленности, МЫ СТРЕМИМСЯ НЕ К СВЯТОСТИ, А К ЮНОСТИ – ВЕЧНОЙ ЮНОСТИ ВЕЧНО РАСТУЩЕГО СУЩЕСТВА, МЫ СТРЕМИМСЯ НЕ К УЩЕМЛЕННОМУ БЫТИЮ, НО К СУЩЕСТВОВАНИЮ БОЛЕЕ СОВЕРШЕННОМУ И ПРЕЖДЕ ВСЕГО БОЛЕЕ ШИРОКОМУ.

Действительно, когда останавливается машина ума, то человек делает разные открытия и понимает, что если способность думать - это замечательный дар, то способность не думать - дар гораздо более великий. Пусть ищущий попытается не думать хотя бы в течение нескольких минут — он быстро увидит, с чем имеет дело! Он поймет, что живет в невидимом хаосе, в изматывающем вихре, заполненном исключительно его мыслями, ощущениями и реакциями. «Я», всегда «я» - гном-переросток, который во все вмешивается, все затемняет, видит и слышит только себя, знает только себя. В определенном смысле мы - есть ни что иное - как сложный сгусток ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе управляющими идеями, желаниями и ассоциациями. К восемнадцати годам мы как будто сформировались, сформировались наши главные вибрации. А затем, вокруг этой первичной структуры все более плотными, более изысканными и утонченными слоями,наращивается одно и то же - то, что имеет тысячу лиц и что мы называем культурой или нашим «я». В действительности, мы заключены в какую-то конструкцию, которая может быть совершенно непроницаемой, без малейшего отверстия; или изящной, как минарет, но так или иначе, мы замурованы. Первая задача йоги - это научиться свободно дышать. И разрушить ментальную завесу, которая пропускает лишь один вид вибраций; раскрыть наконец многоцветную бесконечность, увидеть мир и людей такими, каковы они есть в действительности; и найти внутри себя другое «я», которое невозможно оценить на ментальном уровне.

Активная медитация

Когда мы сидим с закрытыми глазами с тем, чтобы установить молчание ума, вначале мы оказываемся затопленными потоком мыслей. Они появляются отовсюду, подобно испуганным или агрессивным крысам. Есть только один путь их утихомирить: пытаться выполнять это вновь и вновь, терпеливо и настойчиво, а главное - не делать ошибки: не бороться с умом ментально - необходимо сконцентрироваться на другом. У всех нас над умом или глубоко внутри есть стремление, которое привело нас на путь, некий пароль, который имеет для нас особое значение. Если мы придерживаемся этого стремления, то из отрицательной,работа превращается в положительную, и чем больше мы повторяем наш пароль, тем более действенным он становится. Можно также использовать образ, например, безбрежный океан, гладкую поверхность без зыби, на которой мы лежим, становясь этой спокойной беспредельностью. Так мы учимся не только успокоению ума, но и расширению сознания. На самом деле, каждый должен найти свой путь, и чем меньше напряжения вкладывается в эти поиски, тем быстрее придет успех.

Но упражнения в медитации не являются подлинным решением проблемы (хотя вначале они могут сообщитьначальный импульс), потому что даже если мы достигаем относительного безмолвия ума, мы теряем его сразу же, попадая в привычную суету. Нам нужна жизнь во всей ее полноте, мы хотим жить в истине нашего существа каждый день, каждую минуту, а не только по праздникам или в уединении. И достичь этого медитациями в идиллической обстановке просто невозможно. В нашем духовном уединении мы можем закостенеть и обнаружить, что нам трудно применить к жизни наши достижения, относящиеся к высшей Природе. Когда мы обратимся к внешнему, чтобы к нашим внутренним завоеваниям присоединить и это царство, то обнаружим, что мы слишком привыкли к чисто субъективной деятельности, которая на материальном плане неэффективна. Истина внутри нас по-прежнему отделена болезненным разрывом от невежественного механизма нашей внешней природы. Поэтому единственное решение - практиковать успокоение ума там, гдеэто кажется труднее всего: на улице, в метро, за работой - везде. Вместо того чтобы проходить четыре раза в день по бульвару, вечно спеша, мы можем идти, сознавая все внутри и вовне. Вместо того, чтобы жить рассеянными во множестве мыслей, которые не приносят никакого удовольствия и выматывают, мы можем собрать разбегающиеся нити нашего сознания и работать над собой каждую минуту. И тогда жизнь становится удивительно увлекательной, потому что малейшее обстоятельство становится возможностью для победы - мы сосредоточены, мы куда-то идем вместо того, чтобы идти в никуда. Ибо йога - это не способ действия, но способ существования.

 

Переходный период

Итак, мы заняты поисками иной страны. Но нам следует знать, что между той страной, которую мы покидаем итой, которую мы еще не достигли, лежит новая земля, где все находится в крайнем смятении. Это период испытания, продолжительность которого зависит от нашей решимости. Но, как известно, история духовного восхождения человека всегда сопровождалась испытаниями.

Основная трудность переходного периода - это внутренняя пустота. После того, как мы долго жили в ментальном возбуждении, мы вдруг начинаем чувствовать себя, как выздоравливающий после серьезной болезни - растерянными, со странным шумом в голове; мир кажется нам ужасно шумным и утомительным. Мы становимся чрезвычайно чувствительными - создается такое впечатление, будто мы ударяемся обо все на свете - о серых и агрессивных людей, о тяжелые предметы, об отвратительные события - весь мир представляется нам сплошным абсурдом. Это верный признак начала погружения вовнутрь. Однако, если мы пытаемся с помощью медитации сознательно нисходить внутрь себя, то находим там все ту же пустоту - что-то вроде темного колодца или аморфного безразличия; если мы настойчиво продолжаем наше нисхождение, то можем даже погрузиться в сон; на самом деле, это не обычный сон - мы лишь переходим в другое сознание, но пока еще нет связи между ним и нашим обычным сознанием, когда кажется, что мы выходим из него не более просвещенными, чем вошли. Такое состояние, характерное для переходного периода, может привести к довольно нелепому нигилизму: нет ничего вовне, но и внутри - тоже ничего. И именно здесь мы должны быть очень осторожны, чтобы после того, как мы разрушили наши внешние ментальные построения, не стать пленниками иной конструкции, обладающей ложной глубиной несущей в себе иллюзорность. Мы должны идти дальше. Ищущий должен понять, что он рождается к другой жизни, и его новые органы чувств еще не сформировались. На самом деле, это не умаление сознания, но переход к другому сознанию. Единственным средством, к которому мы можем обратиться в данных обстоятельствах - это держаться нашего стремления, позволить ему расти подобно огню, в который мы кидаем все наши старые одежды, идеи, чувства; просто мы должны иметь непоколебимую веру в то, что за этим переходом откроется дверь. И вера наша не безрассудна, это не глупость доверчивости, но предчувствие - что-то, что знает раньше нас, видит раньше нас и посылает свое знание на поверхность как стремление и необъяснимую веру. «Вера - это интуиция, которая не только ожидает опыта, подтверждающего ее, но и ведет к опыту». (Шри Ауробиндо)

 

Нисхождение силы

Мало-помалу пустота заполняется. У нас появляется целый ряд наблюдений и переживаний, но их невозможно представить в виде логической последовательности, потому что с того момента, как мы покидаем старый мир, мы обнаруживаем, что все возможно и что не бывает двух одинаковых случаев.

Прежде всего, когда в уме довольно прочно установилось если не безмолвие, то относительный покой; когда наше стремление, наша потребность выросли и стали постоянными, - мы наблюдаем феномен, имеющий огромные последствия для нас. Вокруг головы, и особенно в затылке, мы ощущаем необычное давление. Вначале нам может показаться, что это — головная боль; мы не можем долго выносить ее и пытаемся от нее избавиться, отвлекаясь на что-нибудь или «пытаясь думать о чем-то другом». Постепенно это давление обретает более конкретную форму, и мы действительно начинаем чувствовать нисходящий ток силы, который подобен текучей массе. И тогда мы понимаем, что ложная головная боль была вызвана нашим сопротивлением нисхождению этой Силы, и единственное, что нужно делать, - это не препятствовать потоку, а позволить ему низойти с головы до пят. Вначале это нерегулярный, спазматический ток, и необходимо сознательное усилие, чтобы вновь связаться с ним, когда он исчезает. Потом он становится непрерывным, естественным и возникает спонтанно, автоматически, принося приятное ощущение свежей энергии, подобно новому дыханию, более полному, чем дыхание легкими. Этот поток окружает, омывает, озаряет нас и придает нам устойчивость. Мы не осознаем по-настоящему его истинной силы до тех пор, пока по той или иной причине (отвлечение внимания, ошибка) мы не оказываемся отрезанными от этого потока. Тогда мы вдруг чувствуем себя опустошенными, словно нам не хватает кислорода. Это первый признак преображения наших энергий. Вместо того чтобы обращаться к привычному источнику, который находится вокруг нас в жизни, мы черпаем свыше. Эта энергия гораздо более ясная, постоянная, без перерывов и более динамичная. Этот ток наполняет нас. Само ощущение «тока» исчезает, как если бы все тело с головы до ног было заряжено огромной энергией - плотной и прозрачной одновременно. Ощущение такое, как будто купаешься в Источнике. Эта «нисходящая сила» есть не что иное, как Сила Духа - Шакти. И здесь мы подходим к фундаментальному отличию данной йоги от других йог. Ведь отличительной чертой традиционных йогических систем является то, что после определенного периода занятий, практикующие начинают ощущать восходящую силу (а не нисходящую), которая пробуждается довольно грубо - у основания позвоночного столба и затем восходит от уровня к уровню, пока не достигает макушки головы, где она «распускается» в некую светящуюся, излучающую пульсацию, что сопровождается ощущением необъятности. Все йогические методы, которые можно назвать термогенетическими (асаны хатха-йоги, все виды концентрации раджа-йоги, дыхательные упражнения или пранаяма и т. д.), направлены на пробуждение этой восходящей силы. Они могут быть очень опасны и создать глубокие нарушения. Здесь необходимо присутствие и защита просветленного Учителя. Это различие в направлении тока (восходящее — нисходящее) объясняется различием целей этих йог. Традиционные йоги и религиозные учения Запада стремятсяк освобождению сознания: ищущий пытается пробиться за пределы видимого и выйти вверх, в Покой или экстаз. Но целью нашей йоги, является не только восхождение, но и нисхождение; не только найти вечный Покой, но и преобразовать Жизнь и Материю, начав с той маленькой частички, которую представляем собою мы. Переживание нисходящего тока - это переживание преобразующей Силы. Именно эта сила будет делать за нас йогу автоматически (если мы позволим), именно она обновит нашу истощающуюся энергию, именно эта сила начнет действовать там, где кончаются другие йоги, озаряя сначала вершину нашего существа, а затем мягко, спокойно сделает универсальным все наше существо. Она работает одновременно и ради совершенства и для освобождения; она берет часть за частью всю нашу природу и работает с ней, отвергая то, что должно быть отринуто, возвышая то, что должно быть возвышено, создавая то, что должно быть создано. Она все объединяет, приводит в гармонию.

Выход в новый способ познания

Молчание разума приносит еще одно изменение, которое имеет огромную важность, но которое трудно заметить, потому что оно растягивается иногда на несколько лет и признаки его вначале незаметны. Его можно назвать выходом в новый способ познания.

Мы можем допустить, что безмолвие разума можно сохранять в толпе, во время прогулки или когда мы отдыхаем, но как это сделать за работой или когда мы беседуем? Нам необходимо думать, вспоминать, подыскивать мысли. Однако опыт показывает, что это вовсе не является необходимым - это лишь результат длительной привычки: мы привыкли зависеть от ума, обращаясь к нему за обоснованием действия, но это не больше, чем привычка, которую можно изменить. Йога в основном это не столько способ научиться, сколько способ отучиться от массы привычек.

Когда ищущий делает усилия, чтобы успокоить свой разум, он проходит через несколько стадий. Вначале ему с трудом удается время от времени вспоминать о своем стремлении и прекращать на несколько минут работу, чтобы вновь настроиться на нужную волну; затем все снова поглощается повседневной рутиной. Но по мере того, как он развивает привычку совершать усилие везде, где бы он ни находился - интенсивность усилия постепенно растет и уже само усилие может притягивать внимание ищущего в любой его деятельности - он вспоминает все чаще и чаще. Постепенно меняется природа этого воспоминания — вместо волевого вмешательства, ищущий чувствует внутри себя нечто живое, похожее на приглушенную вибрацию внутри своего существа. Стоит ему ненадолго погрузиться в себя, как он вновь обретает вибрацию молчания в любое время. И он открывает, что она всегда там, где-то внутри его существа; в любое время он может обновить свои силы и расслабиться прямо в суете, в самой гуще забот.Вскоре эта вибрация становится все более ощутимой и продолжительной, и ищущий чувствует некое разделение в своем существе: безмолвную, вибрирующую глубину внутри и довольно тонкую поверхность, где разворачиваются его деятельность, мысли, жесты и слова.Он открывает в себе Свидетеля. Теперь он будет все меньше и меньше позволять захватывать себя этой внешней игре, которая непрестанно пытается поглотить его. На этой стадии становится легче заменить старую привычку ментального размышления,воспоминания, планирования, привычкой обращаться в безмолвии к этой вибрирующей глубине.На практике этот переход длится долго и сопровождается задержками, спадами и продвижениями, а также противодействием старого механизма, который стремится вмешаться и вернуть себе утраченные права; наша лень может оказать ему поддержку, когда мы находим более удобным для себя «действовать как обычно». Но с другой стороны, работе освобождения оказывают мощную помощь, во-первых, переживание нисходящей Силы, а во-вторых, накопление тысяч все более ощутимых маленьких опытов, которые дают нам понять, что мы можем прекрасно обходиться без ума, что на деле без него гораздо лучше.

Постепенно мы открываем, что нет никакой необходимости думать, запоминать, потому что точная информация приходит к нам в нужную минуту; нет необходимости планировать действия, потому что скрытый источник приводит все в действие помимо нашей воли или нашей мысли. Мы видим, что чем больше мы доверяем и подчиняемся этим неожиданным «указаниям», тем более частыми, яснымии естественными они становятся, напоминая интуитивный процесс. Несомненно, будут заблуждения и ошибки; ищущий должен быть готов к тому, что он совершит множество ошибок. Он увидит, что ошибки всегда являются результатом вторжения ментального процесса: каждый раз, когда вмешивается ум, он затемняет все и задерживает. В конце концов, мы поймем раз и навсегда, что ум — это не орудие познания, а лишь организатор. Когда ум спокоен, все - слова, речь, действие - приходят автоматически, с поразительной точностью и скоростью. Поистине это иной, более светлый способ существования.

Всеобщий разум

До сих пор мы говорили о прогрессе в терминах «внутреннего», но прогресс этот проявляет себя и внешне, т.к. стена, разделяющая внутреннее и внешнее, становится все более тонкой. Ищущий чувствует, как эта стена постепенно утоньшается; он испытывает определенное изменение в конституции своего существа, как будто он становится более светлым, более прозрачным. Поначалу это изменение дает о себе знать неприятными симптомами, ибо ищущий, в отличие обыкновенного человека, которого защищает его толстая кожа, уже не имеет этой защиты - он получает мысли людей, их желания и страсти в их истинной форме, такими, как они есть - в виде атак.И здесь мы должны подчеркнуть, что не только «дурные мысли» или «злая воля» несут в себе насилие; нет ничего более агрессивного, чем добрые намерения, высокие чувства, альтруизм - в любом случае это эго, выпячивающее себя под видом нежности или насилия.Мы цивилизованы только на поверхности. Под ней в нас продолжает жить каннибал. Поэтому абсолютно необходимо, чтобы ищущий мог чувствовать и использовать эту Силу. И в самом деле, космическая мудрость не допустит, чтобы такая прозрачность пришла без соответствующей защиты.Затем, вооруженный «своей» Силой, с успокоенным умом, ищущий постепенно обнаруживает, что он открыт всем внешним влияниям, ударам, которые он получает отовсюду, он может отчетливо воспринять мысль друга, находящегося от него за десять тысяч миль, чей-то гнев или страдание.Стоит только настроиться в безмолвии на какое-то конкретное место или на человека, как он получает более или менее точное восприятие ситуации, причем это «более или менее» зависит от его способности сохранять состояние безмолвия. Поэтому безмолвный ум приводит к расширению сознания, которое становится способным обратиться к любой точке реальности, чтобы получить знание, которое ему необходимо.

В этой безмолвной прозрачности мы вскоре приходим еще к одному открытию. Мы обнаруживаем, что не только чужие мысли приходят к нам извне, но и наши собственные мысли, тоже приходят тоже извне! Когда мы становимся достаточно прозрачными, мы можем чувствовать в молчании ума вращающиеся завихрения, которые касаются нашей атмосферы подобно маленьким, слабо различимым вибрациям, притягивающим наше внимание.Когда мы приближаемся к ним, чтобы увидеть, что это такое, то внезапно обнаруживаем, что наши мысли чем-то заняты: то, что мы чувствовали на периферии нашего существа, есть мысль в своей чистой форме или ментальная вибрация, существовавшая перед тем, как незаметно войти в нас и появиться на поверхности нашего существа, приняв личную форму и давая нам право торжественно заявить: Это моя мысль. Но на самом деле, ЕСЛИ БЫ МЫ БЫЛИ СПОСОБНЫ СОЗДАТЬ СВОИМИ СИЛАМИ ХОТЯ БЫ ОДНУ КРОШЕЧНУЮ МЫСЛЬ, ТО МЫ БЫЛИ БЫ СОЗДАТЕЛЯМИ МИРА! Но обыкновенный человек не способен воспринять этот процесс, потому что он живет в постоянной суете и процесс присвоения вибраций срабатывает мгновенно и автоматически.Благодаря воспитанию и окружению, человек привыкает выбирать из всеобщего Разума диапазон вибраций, которые близки ему. Весь остаток своей жизни он будет принимать все ту же длину волны, воспроизводить все ту же вибрационную тональность, произнося более или менее высокопарные слова, лишь облачая их в новые формулировки. Но этот прогресс - лишь иллюзия. Да, мы меняем свои идеи, но смена идей - это не продвижение вперед. Это вовсе не означает возвыситься до более высокой вибрационной тональности; это просто новый пируэт все в той же среде.

Когда ищущий увидел, что мысли приходят к нему извне и после того, как он сотни раз повторил этот опыт, он обладает ключом к подлинному господству над умом. Вот как Шри Ауробиндо описывал этот опыт, который он впервые пережил: «Все ментально развитые люди, достигшие уровня выше среднего, должны так или иначе разделять ум на две части — на активную, которая является фабрикой мыслей, и на спокойную, господствующую часть, которая есть одновременно Свидетель и Воля и которая наблюдает эти мысли, рассматривает их, отвергает, исключает, принимает, вносит поправки и изменения - Хозяин в Доме Разума, способный к самоуправлению. Йогин идет еще дальше - он не только становится там хозяином, но, даже оставаясь связанным с разумом, он как бы выходит из него и находится над ним или вне его и свободен». Принципиальное назначение нашего ума - реагировать на эти волны мысли, принимая или отвергая их, или придавать личную ментальную форму веществу мысли из окружающей Силы-Природы. Медитируй сидя, но не думай, а лишь смотри на свой ум; ты увидишь, как в него входят мысли; прежде, чем они смогут войти, отбрасывай их от своего ума до тех пор, пока ум твой не станет абсолютно безмолвным.

Когда ищущий оглядывается назад и видит то несложное ментальное построение, с которого он когда-то начинал, он недоумевает, как можно было жить в такой тюрьме. Особенно поразительно для него видеть то, что в течение многих лет он жил в окружении ограниченных мыслей и представлений о возможном и невозможном: «не делай того, не делай этого; это нелогично; это невозможно». Он открывает, что все возможно; истинное препятствие заключается в самом убеждении, что что-то является трудным. Прожив двадцать или тридцать лет в ментальной скорлупе, как мыслящий моллюск, он начинает дышать свободно. Он обнаруживает также, что разрешено вечное противоречие внутреннего и внешнего, что это противоречие не более чем догма нашей ментальности. В действительности «внешнее» повсюду внутри! Было бы заблуждением полагать, что если нам только удастся осуществить некие идеальные условия покоя, красоты и идиллического уединения, то все станет гораздо легче. Это не так, потому что всегда найдется что-нибудь, что будет мешать нам, притом везде. Поэтому вместо того, чтобы стремиться осуществить эти условия, мы можем решиться разрушить наши построения и принять в себя все «внешнее», тогда мы будем везде дома. То же самое касается противопоставления медитации действию; ищущий установил внутри себя безмолвие, и, следовательно, его действие есть медитация: принимает ли он душ или занимается своими служебными делами, в него вливается Сила. Он навеки созвучен мирам иным. И в заключение он увидит, что действия его становятся более точными, более эффективными и при этом они абсолютно не нарушают его покоя. Если приходят мысли или действия, то онипроходят сквозь ум, как птицы, летящие по небу в безветренном воздухе. Даже если тысячи образов, отражающих самые бурные события, пройдут через него, все равно остается тихая неподвижность нерушимого мира. Ум, который достиг такой тишины, может начать действоватьинтенсивно и сохранит при этом свою основу - неподвижность - ничего не создавая из себя, но получая Свыше и придавая этому ментальную форму.

 

«Шри Ауробиндо или Путешествие сознания»

 

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!