На сегодняшний день существует ряд классификаций, предложенных различными учеными, в области управления изменениями.
1. Для достижения стратегического преимущества менеджеры могут сосредоточиться на четырех типах изменений внутри организации:
-товаров и услуг;
-стратегии и структуры;
- культуры;
-технологии.
В каждой компании есть неповторимый набор товаров, услуг, стратегий, структур, элементов культуры и технологий, которые можно собрать воедино для «нанесения максимально мощного удара» по избранным рынкам.
Технологические изменения (изменения в технологии) — это изменения в процессе производства, в том числе в основных навыках и знаниях работников организации, которые дают им возможность приобрести особую, лишь для них характерную, компетентность. Эти перемены планируются для того, чтобы сделать производство более эффективным или увеличить объем выпускаемой продукции. Перемены в технологии затрагивают способы изготовления товаров или оказания услуг. Они включают методы работы, оборудование и ход работы. Например, в университете технологическими изменениями будут изменения в методике преподавания курса.
Изменения в товарах и услугах имеют отношение к конечным продуктам организации в виде товаров или услуг. Новые товары могут представлять собой усовершенствованный старый или абсолютно новый ассортимент продукции. Новая продукция, как правило, разрабатывается, чтобы увеличить долю рынка, приходящуюся на компанию, или освоить новые рынки, группы потребителей или клиентов.
Изменения в стратегии и структуре организации относятся к административной сфере, включающей контроль и управление. Здесь изменения происходят в структуре организации, стратегическом менеджменте, политике, системе вознаграждения, трудовых отношениях, в системах взаимосвязей, контроля и информации, в системе финансовой отчетности и планирования бюджета. Изменения структуры и стратегии обычно осуществляются сверху вниз, т.е. по распоряжению высшего руководства, тогда как перемены в области технологии и продукции могут идти снизу вверх. Для университета системные изменения сверху — это, например, новый, более эффективный учебный план. Уменьшение размеров корпорации, реструктуризация — все это примеры структурных изменений.
|
Изменения в культуре имеют отношение к изменениям в ценностях, установках, ожиданиях, убеждениях и поведении сотрудников организации. Культурные изменения затрагивают ментальные модели. Это скорее изменения в мышлении, чем в технологии, структуре или продукции. Корпоративная культура - «модель из основных положений, которые заданная группа придумала, открыла или разработала в попытке справиться с проблемами внутренней адаптации и внешней интеграции. Они исправно работают, что позволяет признать их жизнеспособными и навязать новым членам группы в качестве верного способа восприятия, мышления и ощущения данных проблем».
Культура не только присутствует в «ознакомительных программах», она преобладает в жизни организации. Корпоративная культура существенна для всех компаний благодаря своему влиянию на производительность труда.
Эти четыре типа изменений взаимозависимы: перемены в одном ведут к переменам в другом. Новый тип изделий может потребовать изменений в технологии производства, а изменение структуры — новых навыков от сотрудников. Например, в одной промышленной компании инженеры, внедрив роботов и более высокую технологию производства, тут же обнаружили, что она выдвигает повышенные требования к работникам. А повышение мастерства работников потребовало изменить систему оплаты их труда. Организация — взаимозависимая система, и изменение какой-то одной ее части вовлекает в процесс перемен и другие. Однако в самой организации можно выделить разные уровни организационных изменений.
|
2. Другие экономисты выделяют пять типичных изменений:
— использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля — продажа);
— внедрение продукции с новыми свойствами;
— использование нового сырья;
— изменения в организации производства и его материально- технического обеспечения;
— появление новых рынков сбыта.
Эти положения Й. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. [88]. Позднее, в 30-е гг. XX в. он ввел понятие инновации, трактуя ее как изменение в целях внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
3. Третья группа экономистов считает, что изменения затрагивают такие элементы организации, как: цели, технология, бизнес-процессы, люди, культура, структура, власть. В процессе развития менеджмент уделяет основное внимание какому-то одному из этих элементов, хотя системная природа организации означает, что трансформация оказывает воздействие и на состояние других элементов организации.
|
4. (Г. Минцберг [50]) Предлагается классифицировать изменения по двум основаниям (факторам): широте изменений и типу процесса изменений. Широта изменений варьируется от макро- изменений (затрагивают всю организацию) до микро- изменений (затрагивают какой-либо элемент организации). При этом выделяется три основных типа процесса перемен: запланированные, ведомые и развивающиеся.
Многие ученые по-разному классифицируют изменения; если обобщить и проанализировать все предложенные варианты, то можно предложить обобщенную и доработанную классификацию.
Для более полного и простого понимания видов изменений может быть рассмотрена классификация изменений, представленная в виде диаграммы. (см. рис. 2.1). Целью такой классификации является определение основных аспектов эффективного управления изменениями в организации.
В основе предпринимательского управления, обеспечивающего развитие организации, лежит целенаправленный поиск, а также внедрение нововведений.
Нововведения в организациях могут быть спонтанными, вызванными влиянием неожиданных факторов нестабильности, в этом случае причины возникновения организационных изменений и сами изменения имеют случайный характер. Если возможная причина возникновения изменений предсказуема и известна периодичность ее появления, то организационные изменения носят регулярный характер. Классификационный признак такого разделения изменений определен как характер возникновения потребности в изменениях.
По преемственности организационные изменения, приводящие к заимствованию существующих организационных элементов из опыта других организаций, являются замещающими. Изменения, приводящие к возврату к организационным элементам, используемым ранее, являются возвратными.
С точки зрения факторов общественного производства изменение рабочей силы предполагает изменение количественного и качественного состава персонала, уровня квалификации и т.д.
Изменение средств производства означает обновление технологии, парка оборудования, технических средств обеспечения техпроцессов; изменение продуктов труда — обновление производимых товаров, освоение новых товаров, расширение ассортимента; изменение процессов труда — изменение связей между участниками трудовой деятельности: сотрудниками, подразделениями, организациями.
Организационные изменения могут возникнуть в связи с изменениями, происходящими вне организации: изменениями в политике, экономике (включая среду непосредственного окружения), социальной сфере, технологии. В рамках данной книги предлагается еще одна классификация внутренних причин преобразований в организации, которые обычно прослеживаются в проблемах процесса и поведения.
Проблемы процесса — это срывы в принятии решений и нарушения связи. Решения либо не принимаются, либо принимаются слишком поздно, либо оказываются слабыми по своему качественному уровню. Связь оказывается или замкнутой, или чрезмерной, или неадекватной. Задачи не ставятся или не решаются до конца, так как ответственное лицо «не получило указаний».
Из-за неадекватной связи или ее отсутствия заказ клиента не выполняется, жалоба не рассматривается, счет поставщику не выписывается или поставка груза не оплачивается. Конфликт между отдельными личностями, отдельными подразделениями отражает срывы в процессах преобразований в рамках организации. Низкий моральный уровень и высокий уровень текучести кадров — это симптомы проблем поведения, которые следует выявлять в организации.
По масштабу организационные изменения могут затрагивать часть организации и являться локальными, в этом случае они затрагивают выполняемые обязанности сотрудников, задачи, стоящие перед подразделениями. Если изменения касаются организации в целом либо всего направления деятельности, включающего несколько организаций, то изменения имеют комплексный характер. При этом для одной организации комплексное изменение в рамках направления деятельности может быть локальным.
По степени формализации изменения можно разделить на концептуальные, или абстрактные, и конкретные. Первые связаны с переосмыслением, ревитализацией представления об организации и затрагивают такие элементы организации, как видение (перспектива), культура (новая энергия, новые жизненные силы), имидж и прочие элементы, для которых трудно представить их новую формализованную модель и можно только сформулировать требования и преследуемые цели. Конкретные изменения, или материальные, затрагивают позиции организации на рынке, организационную структуру, программы, системы.
Информационные системы, используемые для обеспечения проведения организационных изменений, адаптированы для моделирования таких элементов, затрагиваемых изменениями, как организационные структуры, функции, связи в рамках этих структур, используемые данные. Классификационный признак такого разделения можно определить как изменение элементов организации, поддающихся моделированию.
По направлению возникающих инициатив изменения сверху вниз предполагают установление основного курса реформ в виде комплекса четких, последовательных, постоянно генерируемых инициатив высшего руководства в целях концентрации всеобщего внимания на проблеме повышения эффективности и создании условий для ее решения.
Изменения снизу вверх характеризуются движением, направленным на поиск сотрудниками организации новых подходов к преодолению возникающих трудностей и обеспечению роста эффективности. В такой ситуации следует мобилизовать как можно большее число сотрудников (и в операционных, и во вспомогательных, и в управленческих подразделениях) на выполнение энергичной творческой работы, способствующей повышению эффективности функционирования организации.
Мероприятия по изменению, предпринимаемые по вертикальным осям (т.е. сверху вниз и снизу вверх), ограничиваются рамками существующей административной структуры. Рано или поздно предоставляемые ими возможности повышения эффективности оказываются исчерпанными.
В этом случае шансы на прорыв можно получить, только обратившись к горизонтальной (межфункциональной) оси. Изменения «горизонтальные» (межфункциональные) — реорганизация ключевых бизнес-процессов (установление новых взаимосвязей между направлениями деятельности, выполняемыми функциями и потоками информации) для достижения принципиальных прорывов в таких областях, как затраты, качество и своевременность.
Основной акцент в производственной деятельности и принятии решений перемещается с организации иерархических (вертикальных) связей на налаживание нового горизонтального взаимодействия, позволяющего преодолевать прежние ограничения (функциональные, географические и организационные).
По степени планирования изменения возможно разделить на непланируемые и планируемые.
Первые происходят независимо от желания руководства, их нельзя планировать, но можно и нужно учитывать, определяя будущее организации. Можно планировать мероприятия по предотвращению и устранению отрицательных последствий таких изменений. Большое число незапланированных перемен являются приспособительными. В организации их появление не планировали и очень часто не подозревали об этой необходимости до самого последнего момента, но все же осуществляли перемены, чтобы отреагировать на какие-либо события и тенденции, которые могут быть угрожающими или, напротив, имеющими неожиданные новые возможности.
Если организация подвержена лишь незапланированным изменениям, это знак плохого руководства, проявление нежелания или неспособности смотреть вперед и готовиться среагировать в нужный момент на будущие благоприятные возможности и трудности. Незапланированные изменения часто приходится осуществлять спонтанно, в неожиданных ситуациях, поэтому иногда их процесс может стать стихийным, неуправляемым. Планируемые изменения не могут полностью устранить необходимость в незапланированных переменах.
Однако планирование изменений помогает организации соответствующим образом подготовиться к ожидаемым изменениям и сводит к минимуму число ситуаций, когда в атмосфере паники приходится принимать поспешные решения. Более того, планирование изменений позволяет «создавать будущее» (например, путем технологического развития или запуска новых изделий и услуг), ставить и достигать сложные цели развития. Планируемые изменения осуществляются в рамках эволюционного развития, тенденции которого хорошо отслеживаются, и на основании этого заблаговременно намечается наиболее подходящий момент изменений.
По характеру протекания организационные изменения возможно разделить на эволюционные и революционные. К эволюционным изменениям можно отнести долгосрочный, тщательно осуществляемый, всеобъемлющий процесс изменений и развития организации и работающих в ней людей. Процесс основывается на обучении всех сотрудников путем прямого взаимодействия и передачи практического опыта. Сторонники эволюционной концепции исходят из того, что в первую очередь должны меняться взгляды, ценностные представления и модели поведения членов социотехнической системы, а затем и сама система [30]. Революционные изменения — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование организации и ее важнейших процессов. Результатом является резкое улучшение важнейших количественно измеряемых показателей издержек, качества, обслуживания и сроков. Речь должна идти о глубинной реорганизации предприятия по всей цепочке создания стоимости.
Целесообразно дополнить классификацию по признаку глубины проводимых изменений. По данному признаку изменения разделяют на коренные, радикальные, умеренные.
Необходимость в коренных изменениях возникает, например, когда организация покидает одну отрасль и переходит в другую. При этом меняются номенклатура ее продукции и рынки сбыта. Соответствующие изменения происходят в системе управления, составе персонала. Новое положение дел в организации может быть полностью отличным от старого положения.
Радикальные изменения, как правило, связаны с глубокими структурными преобразованиями внутри организации, связанными с разделением или со слиянием ее с другой аналогичной организацией. Объединение разных коллективов, появление новых продуктов структурных подразделений вызывают необходимость проведения изменений в структуре и соответствующей корректировки организационной культуры,
Умеренные изменения — это наиболее часто встречающиеся изменения. Необходимость в них возникает, когда организации выводят новый продукт на освоенный или новый рынок.
Изменения, как правило, связаны с изменениями в маркетинге и организации производства. Новое состояние имеет старую природу и новые только черты и характеристики. Изменения базируются на существующих системах ценностей, структурах и процессах.
В зависимости от глубины проводимых изменений, охвата ими организации, скорости протекания и некоторых других факторов изменения могут иметь разную срочность. На основании опыта организационных изменений их можно разделить по срочности проведения на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Обновление организации представляет собой процесс замены устаревших и неспособных в должной мере выполнять свои функции элементов новыми, усовершенствованными или дополнения их ранее не существующими с целью приблизить ее возможности к требованиям жизни, что позволяет предположить необходимость классификации по назначению.
Изменения могут затрагивать направления взаимодействия в организации и выполняемых обязанностей персонала, что вызвано наложением, например, информационной системы на структуру.
В этом случае основное назначение изменения — усовершенствование существующего положения дел в организации. Если в рамках промышленной организации происходит диверсификация деятельности и осваивается новый продукт, то на сотрудников ряда подразделений накладываются дополнительные к уже выполняемым обязанности (обеспечение дополнительной технологической и конструкторской поддержки, планирование выпуска новых продуктов), такие изменения являются дополнениями.
При снятии одного проекта и освоении другого изменение является замещением. Снятие продукта с производства без освоения нового приводит к ликвидационным изменениям.
По способности изменений к распространению можно выделить диффузные, если проводимое изменение приводит к цепи последовательных изменений в организации, и единичные. Для последних характерна незначительная распространенность проводимых изменений, которые касаются, например, только части обязанностей подразделения или сотрудника или если они приводят к незначительному объему последовательных изменений.
По стилю управления изменениями целесообразно разделить их на директивные и партисипативные.
Директивные (навязанные) изменения инициируются руководством. Часто это вызывает недовольство и возмущение, снижает деловую активность персонала, особенно если люди, которых они затрагивают, считают, что с ними должны были посоветоваться или по крайней мере проинформировать заранее. Правда, не всегда согласование тех или иных вопросов с исполнителями бывает возможным и целесообразным. Если перемены исходят от лица, обладающего властью, и навязываются им, то они могут быть внутренне неустойчивыми и исчезать с устранением источника власти или при отсутствии соответствующих мер наказания и санкций.
Примерами партисипативных изменений являются изменения с участием и изменения с использованием переговоров. Для изменений с участием характерно привлечение к процессу подготовки и осуществлению изменений тех людей, которых эти изменения затрагивают. Люди хотят знать, что готовится, и иметь возможность влиять на то, что их затрагивает. Это касается как глобальных решений на государственном уровне, так и стратегических перемен на уровне компаний. Менеджеры и администраторы все больше осознают это фундаментальное требование и реагируют на него, привлекая других к участию в разработке изменений.
По реакции на внешние воздействия возможно их разделение на активные и пассивные. Такая реакция в литературе [4] иногда называется активным и пассивным управлением изменениями. В табл. 3.1 представлена сравнительная характеристика активного и пассивного управления изменениями.
Таблица 3.1 - Сравнительные характеристики активного и пассивного управления изменениями
Пассивное управление | Активное управление |
Ответные меры — реакция на внешние изменения | Разработка ответных мер до начала внешних изменений |
Для оценки причины возникших отклонений требуется время | Характерен многовариантный поиск мер |
Пассивное управление | Активное управление |
Первоначально причины отклонений интерпретируются в соответствии с прошлым опытом | Проектные работы по поиску вариантов ответных мер максимально запараллелены |
Поиск новых методов начинается только после отсутствия эффекта от уже использованных | Значительный рост организационного сопротивления нововведениям и затрат на его преодоление |
Высокий риск упустить использование новых возможностей, открываемых изменяющейся внешней средой | Выбор ответных мер осуществляется из огромного количества разработанных альтернатив |
Более прогрессивной формой является активное управление изменениями. Разработка ответных мер начинается до начала внешних изменений. Этот процесс связан с внедрением нововведений, а это приводит к появлению сопротивления. Поэтому при наличии в распоряжении управляющих достаточного времени, чтобы снизить сопротивление, можно изменить неформальные элементы организационной культуры посредством обучения персонала и внедрения в сознание сотрудников новой системы ценностей и философии управления, затем формировать новые системы и структуры управления.
Следует отметить, что на практике может иметь место и смешанный тип управления изменениями, имеющий черты как активного, так и пассивного управления изменениями.
Следует также уделить должное внимание классификации изменений по уровню возникновения сопротивления изменениям. Как известно, любые изменения в большинстве своем сопровождаются сопротивлением, а следовательно, и классифицировать изменения необходимо согласно его уровню. В зависимости от того, что или кого затрагивают изменения, различают индивидуальный, групповой или комплексный уровни. Индивидуальные изменения подразумевают изменения, касающиеся одного конкретного работника. Групповые изменения затрагивают группу людей (сотрудников). Комплексные изменения проводятся во всей системе организации, в частности это изменения в экономике, организационные, технико-технологические и социально-культурные изменения.