Поскольку среди специалистов существуют различные подходы к организационному развитию, рассмотрим определения организационного развития разных авторов.
1. По мнению П. Вэйла, организационное развитие — это организационный процесс, направленный на понимание и улучшение любых и всех самостоятельных процессов в организации, которые могут быть развиты, на рассмотрение и представление любых задач и любых объектов, т.е. это «процесс для улучшения процессов».
2. Дж. Л. Гибсон [18] определяет организационное развитие как плановый, управляемый и систематический процесс преобразований в области культуры, систем и поведения организации в целях повышения эффективности организации в решении ее проблем и достижении ее целей. В данном случае акцент делается на организационном развитии как на плановом процессе в течение какого-то времени, который должен быть оправдан с точки зрения эффективности организации.
Однако это определение все еще остается неполным. Концепция организационного развития должна быть достаточно широкой, чтобы включать в себя не только подход в области поведения, но и другие подходы.
3. В следующем определении идентифицированы все значимые аспекты организационного развития. «Организационное развитие подразумевает нормативную стратегию переобучения, направленную на оказание влияния на убеждения, оценки и отношение к работе в рамках организации с тем, чтобы она могла лучше адаптироваться к ускоренному темпу изменений в технологии, в нашем индустриальном окружении и в общении в целом. Организационное развитие включает в себя формальную организационную реконструкцию, которая зачастую начинается, получает поддержку и подкрепление в результате нормативных преобразований и перемен в области изменения поведения».
|
4. Р. Бекхард рассматривает организационное развитие как целенаправленную работу, осуществляемую высшим руководством для увеличения эффективности и жизнеспособности организации посредством планируемых изменений процессов, протекающих в ней, используя при этом знания и методы науки о поведении и науки управления. Он подчеркивает, что это должны быть планируемые изменения, которые охватывают организацию. Высшее руководство должно принимать активное участие в реализации программы работ по организационному развитию, а программа должна быть направлена на увеличение эффективности и улучшение состояния организации посредством планируемых «интервенций» в организационные процессы.
5. По мнению У. Бенниса, организационное развитие — это ответ на изменения, комплексная образовательная стратегия, предназначенная для изменения верований, отношений, норм и ценностей и структурирования организации таким образом, чтобы сотрудники смогли лучше адаптироваться к новым технологиям, рынкам и сами могли бы творчески генерировать форму изменений.
6. Р. Шмук и М. Майлс определяют организационное развитие как планируемое и длительное непрерывное применение знаний поведенческих наук для улучшения системы с использованием рефлексии и методов самоанализа.
7. У. Бурк определяет организационное развитие как планируемый процесс изменения организационной культуры через использование технологий, исследований и теории поведенческих наук.
|
8. По мнению Т. Каммингс и С. Ворлей, организационное развитие — это система применения знания поведенческих наук для планирования развития и пересмотра организационных стратегий, структур и процессов в целях повышения организационной эффективности.
9. М. Бир так определяет цели организационного развития:
— достижение соответствия между организационными структурами, процессами, стратегией, людьми и культурой;
— развитие и создание новых организационных решений;
— развитие способности организации к самообновлению и самовозрождению.
10. Д. Порраси и П. Робертсон рассматривают организационное развитие как набор научно обоснованных теорий, ценностей, стратегий и техник, нацеленных на проведение планируемого изменения работы организации в целях достижения индивидуального развития и улучшения организационного поведения через изменение и перестройку членами организации рабочего поведения.
11. У. Френч и С. Белл считают организационное развитие долговременной работой по усовершенствованию процессов решения проблем и обновления в организации путем более эффективного совместного регулирования культурных постулатов организации при особом внимании к культуре внутри формальных рабочих групп с помощью агента перемен, или катализатора, с применением теории и технологий прикладной науки о поведении, включая исследование действием.
Приведенные определения частично совпадают, а частично представляют свое уникальное видение явления. Общее в том, что организационное развитие — это область применения знаний поведенческих наук, имеющих отношение к планируемому изменению. Целью изменения является вся организация как система. Целями же организационного развития являются увеличение организационной эффективности и индивидуальное развитие.
|
Суть этого определения можно сформулировать как целенаправленное фундаментальное изменение организационной культуры в целях адаптации организации к меняющимся условиям внешней среды. Из этого определения следует, что основным объектом воздействия в рамках проектов организационного развития является корпоративная культура, а значит, социальная подсистема организации.
Критики организационного развития отмечают, что управленческий метод непременно основан на управленческих ценностях менеджеров организации, поскольку инициаторами перемен, как правило, выступают менеджеры высшего звена или собственники компаний. При этом сложившееся соотношение власти в организации воспринимается как данное. В результате процесс организационного развития оказывается неэтичным, так как даже при повышении результативности организации основное соотношение власти остается неизменным, а сотрудниками манипулируют без их согласия.
Сторонники организационного развития доказывают, что процесс организационного развития является не более неэтичным, чем какие-либо другие мероприятия в области менеджмента. Наиболее эффективной защитой от злоупотреблений в манипулировании является деятельность менеджеров, создающих и укрепляющих организационную культуру, которая поддерживает этичное поведение. В связи с этим процесс организационного развития уделяет внимание и тому, каким образом сотрудники в организациях в большей степени познают себя и других. Упор делается на психологическое состояние сотрудников, развитие навыков общения и взаимодействия друг с другом. Сторонники организационного развития считают, что эффективность организации можно увеличить, если сотрудники примут участие в честном и открытом обсуждении имеющихся проблем.
Процесс целеполагания является одним из ключевых в теории и практике управления.
А.И. Пригожин пишет: «...Организация возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей» [61]. В практике организационного развития мы имеем дело с исключительно сложным, плохо структурированным и сложно формализуемым процессом формулировки и реализации целей. Причем цели здесь выступают одновременно в качестве описаний желаемых состояний, рекламно-информационных продуктов и инструментов влияния и средств отстаивания индивидуальных и групповых интересов.
Другая критика организационного развития [82] основывается на убеждении, что гуманистические ценности не учитывают реальности, например роли рынка в определении успеха организации, и что они препятствуют внедрению теорий, касающихся многочисленных проявлений власти в организации.