Метод организационного развития используется и на современном этапе исследования в области организационного развития, однако со временем стали отчетливо проявляться его ограничения.
Особенно существенным оказалось то обстоятельство, что в 1980—1990-е гг. начали бурно развиваться информационные технологии. Новые технологии позволяют революционизировать многие традиционные виды бизнеса, использование компьютеров и новейших средств связи позволяет, например, не только ускорить процесс приема заказов или быстрее передавать информацию из одного офиса в другой, но и добиваться принципиально нового качества ведения бизнеса. Правда, происходит это лишь при условии, что пересмотру подвергаются буквально все элементы бизнеса.
Переход к новым технологиям потребовал анализа не отдельных бизнес-функций, а целостных бизнес-процессов. Так родилась столь популярная в наши дни концепция реинжиниринга бизнес-процессов.
Тему реинжиниринга специалисты по менеджменту начали разрабатывать уже во второй половине 1980-х гг., однако прорыв в исследованиях этого феномена принято ассоциировать со статей М. Хаммера «Реинжинирнг традиционных методов работы: не автоматизируйте их, а отвергайте» (Хаммер, 1990).
Несмотря на относительную новизну самого термина и множественность научно-практических публикаций о реинжиниринге, среди его адептов наблюдается согласие по основным его составляющим. Суть заключается в том, что компании должны заново определить содержание своей деятельности и, отказавшись во внутреннем управлении от примата пооперационной специализации, перенести акцент на межфункциональные бизнес-процессы (Катькало, 1997).
|
В 1993 г. американские специалисты по менеджменту М. Хаммер и Дж. Чампи в основных чертах сформулировали концепцию реинжиниринга бизнес-процессов. Согласно их определению реинжинирингом называется фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компании, имеющее целью резкое улучшение показателей их деятельности, таких как затраты, качество, сервис и скорость [82].
Данное определение является наиболее употребляемым и общепризнанным. Недостаток этого определения является прямым продолжением его достоинства — оно очень краткое.
Кроме этого определения в литературе существуют и другие [45, 52]. Проанализировав их, можно предложить следующее определение реинжиниринга бизнес-процессов (РБП).
РБП — это метод проведения запланированных комплексных изменений, основанный на процессном подходе и предназначенный для кардинального улучшения основных показателей деятельности организации путем глубокого анализа и коренного перепроектирования существующих бизнес-процессов с использованием новейших коммуникационных и информационных технологий.
Ключевыми моментами реинжиниринга, характеризующими его вклад в исследование организационных изменений, являются следующие.
1. Реинжиниринг предполагает создание в организации совершенно иного положения дел, полностью отличного от того, которое было ранее.
2. Перестройка должна осуществляться как бы с чистого листа, без учета предыдущего опыта.
3. Организация в процессе реинжиниринга модифицирует свою систему функционирования, кадровую политику, сферу управления и т.д., т.е. организационные изменения являются фундаментальными.
|
4. В результате РБП в организации внедряются принципиально другие, радикально новые, способы работы, в том числе:
— горизонтальное сжатие — объединение нескольких рабочих процедур в одну;
— функциональные подразделения сменяются командами процессов, совместно выполняющими законченную часть работы;
— работа исполнителя изменяется от простой к многоплановой, каждый член команды должен уметь при необходимости выполнять не одну, а несколько задач;
— члены команды уполномочены принимать самостоятельные решения;
— оплата труда осуществляется по принципу: от оценки деятельности к оценке результата;
— функции менеджеров изменяются от контролирующих к тренерским: помощь членам команды в самостоятельном решении проблем.
5. Период проведения организационных изменений в рамках реинжиниринга должен быть минимальным и иметь жесткие ограничения во времени и действиях, т.е. быть резким (скачкообразным).
Бизнес-процессы являются соединением операций (задач) различных функциональных подсистем (видов менеджмента). И это с очевидностью необходимо для «выпрямления» некоторых организационных процессов. Например, на малом предприятии сотрудники выполнят задачи самых разных процессов (видов менеджмента), начиная от приобретения ресурсов до реализации готовой продукции и не пропуская ни одной промежуточной задачи (совокупности операций). А значит, стираются грани между различными процессами организации.
|
Наиболее яркие проводники бизнес-процессов в организации — дивизиональные структуры, ориентированные на продукт или потребителя, численностью в несколько десятков работников, в которых явно прослеживаются четкие цепочки операций преобразования входов в выходы.
Оформление процессов деятельности организации необходимо экономически обосновать, технологически описать и практически реализовать. При этом необходимо доказать, что задачи различных функциональных подсистем (видов менеджмента) теснее связаны между собой, чем задачи одной подсистемы. На средних и крупных предприятиях управленческая деятельность требует переработки больших объемов информации, прежде чем какая-либо информация поступит в другое подразделение для дальнейшей переработки или принятия решений.
Актуальным становится развитие концепции реинжиниринга на основе функционального подхода.
Реинжиниринг — это перепроектирование организаций, возможное при признании необходимости модернизации или развития, направленности на другие ценности с применением достижений науки [82]. Реинжиниринг применяется в трех ситуациях [15]:
1) организация находится в состоянии глубокого кризиса, который может выражаться в очень высоком уровне издержек, массовом отказе потребителей от ее продукции/услуг, снижении качества и конкурентоспособности продукции и т.п.;
2) положение организации может быть признано удовлетворительным, но прогнозы ее деятельности на будущее являются неблагоприятными, поскольку организация сталкивается с нежелательными тенденциями в части конкурентоспособности и т.д.;
3) организация является благополучной и вследствие этого быстрорастущей, и поэтому ее стратегия состоит в ускоренном наращивании отрыва от конкурентов.
Объектом реинжиниринга является организация и ее основной компонент — функциональная структура. Универсальная модель реинжиниринга функциональной структуры представлена на рис. 4.1 [15].
Объектом реинжиниринга являются не отдельные функции управлении, а процессы. Процессный подход — подразделения организации выполняют действия, направленные на удовлетворение потребностей конкретного клиента, — ни в коем случае не заменяет функционального подхода — подразделения организации выполняют действия, направленные на реализацию определенной функции организации, — он дополняет его.
Рисунок 4.1 -Универсальная модель реинжиниринга функциональной структуры организации
Процессный подход предоставляет ряд дополнительных преимуществ по сравнению с функциональным.
Во-первых, люди кооперируются для достижения обещанного клиенту результата.
Во-вторых, структура процессов отражает «динамический взгляд» на то, как организация производит продукцию.
В-третьих, процессный подход ориентирует подразделения на сотрудничество, а не на соперничество.
В-четвертых, при ориентации на процессы специалисты имеют дело с оцениваемыми характеристиками, такими как стоимость, длительность, выход, качество.
Реинжиниринг как подход к управлению изменениями получил сегодня широкое распространение, обладает одним важным свойством: формализованная структура бизнес-процессов безлична, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми устанавливаются идеальные отношения, что не предполагает проведения детального анализа сложной динамики межличностного и межгруппового взаимодействия, возникающего в любой социальной системе. Трудности внедрения метода реинжиниринга бизнес-процессов во многом объясняются переносом акцента на технологическую компоненту организации в ущерб ее социальной составляющей.