Предполагаемые результаты




Ассоциативный эксперимент

Теоретическая база

В настоящее время ассоциативный эксперимент является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики речи.

Психолингвистические варианты ассоциативного эксперимента были разработаны Дж. Дизе и Ч. Осгудом. Одной из главных отличительных особенностей ассоциативного эксперимента является его простота и доступность применения, поскольку он может проводиться и индивидуально и одновременно с большой группой испытуемых.

Ассоциации бывают синтагматическими, грамматический класс которых отличен от грамматического класса слова-стимула и которые всегда выражают предикативные отношения. Парадигматические ассоциации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы. Они подчиняются семантическому принципу «минимального контраста», согласно которому чем меньше отличаются слова-стимулы от слов-реакций по составу семантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации слова-реакции в ассоциативном процессе.

Некоторые исследователи полагают, что парадигматические ассоциации отражают языковые отношения (в частности, отношения слов-лексем в рамках лексических и грамматических парадигм), а синтагматические — отображаемые в речи предметные отношения.

Среди словесных реакций в психолингвистике выделяют также реакции, отображающие родовидовые отношения (кошка — домашнее животное, стол — мебель), «звуковые» ассоциации, имеющие фонетическое сходство со стимулом (кошка — крошка, дом — том), реакции, отображающие ситуационные связи обозначаемых предметов (кошка — молоко, мышка), «клишированные», восстанавливающие «речевые клише» (мастер — золотые руки, гость — незваный), «социально-детерминированные» (женщина — мать, хозяйка) и др.

Метод ассоциативного эксперимента находит широкое применение в разных областях психолингвистики (социопсихолингвистика, прикладная психолингвистика и др.). Благодаря тому, что он обычно проводится на большом количестве испытуемых, на основе полученных данных можно построить таблицу частотного распределения слов-реакций на каждое слово-стимул. При этом у исследователя имеется возможность вычислить семантическую близость («семантическое расстояние») между разными словами. Своеобразной мерой семантической близости пары слов считается степень совпадения распределения ответов, т. е. сходство данных на них ассоциаций.

 

Исследовательский вопрос и гипотеза эксперимента

В целях экспериментального исследования субъективных семантических полей слов, формируемых и функционирующих в сознании человека, а также характера семантических связей слов внутри семантического поля используется метод ассоциативного эксперимента.

На характере ассоциаций сказываются и возраст, и географические условия, и профессия человека. По данным А. А. Леонтьева, разные реакции на один и тот же стимул в его эксперименте давали люди разных профессий: дирижер (кисть — плавная, мягкая), медсестра хирургического отделения больницы (кисть — ампутация) и строитель (кисть — волосяная). Возможно, среди студентов разных факультетов и специальностей будет подобная разная реакция на один и тот же стимул[U1].

 

Методология

При анализе словесных реакций испытуемых выделяют, прежде всего, так называемые синтагматические (например: небо — голубое, дерево — растет, машина — едет, курить — вредно) и парадигматические (например: стол — стул, мать — отец) ассоциации.

 

Участники

В эксперименте принимают участие студенты университетов г. Томска. Возраст участников составляет 17-27 лет.

 

Стимулы

В качестве слов-стимулов были выбраны слова: хлеб, семья, свобода, город, война, религия, дом, Томск, развод, шапка.[U2]

 

3.3 Процедура и дизайн [U3]

Процедура ассоциативного эксперимента состоит в следующем: участникам предъявляется слова один за другим [U4] на слайдах презентации и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Каждому испытуемому дается 10 слов-стимулов [U5] (на родном для участников языке) и 3 секунды на каждый ответ.

Результаты ответов записываются в таблицу эксперимента:

Стимул Ответ на слово-стимул
хлеб  
семья  
свобода  
город  
война  
религия  
дом  
Томск  
развод  
шапка  

Предполагаемые результаты

Существует несколько вариантов возможной интерпретации результатов ассоциативного эксперимента. Ассоциативный эксперимент должен показать следующие результаты:

· Одной из личностно-психологических особенностей ассоциативных реакций испытуемых разного возраста является выраженная в разной степени ведущая ориентировка на фонологические и грамматические признаки слова-стимула.

· Наличие в значении слова психологического компонента.

· Значительная часть словесных ассоциаций у студентов-подростков и взрослых студентов обусловлена речевыми штампами, клише. При этом ассоциации также отражают различные аспекты культурно-исторического опыта испытуемого.

 

Обсуждение

Таким образом, ассоциативный эксперимент дает возможность выявить или уточнить семантическую структуру любого слова. Его данные могут служить ценным материалом для изучения психологических эквивалентов того, что в психолингвистике определяется понятием «семантическое поле», за которым стоят объективно существующие в сознании носителя языка семантические связи слов.

Принадлежность к определенному народу, одной культуре делает «центр» ассоциативного поля в целом достаточно стабильным, а связи — регулярно повторяемыми в данном языке.

Так, например, по данным отечественного психолингвиста А. А. Залевской, характер словесных ассоциаций определяется также культурно-историческими традициями того или иного народа. Вот каковы, например, типичные вербальные ассоциации на слово «хлеб»: у русского человека — хлеб-соль, узбека — хлеб-чай, француза — хлеб-вино и т. п. Показательны в этом отношении данные, полученные А. А. Залевской при сопоставлении словесных ассоциаций «в исторической перспективе». Так, когда автор сопоставила ассоциации на одни и те же стимулы, то оказалось, что три самые частые реакции на слово-стимул «хлеб» в 1910 г. в среднем составляли примерно 46% всех ответов-реакций, а в 1954-м — уже около 60% всех ответов, т. е. самые частые реакции стали еще более распространенными. Это можно объяснить тем, что в результате стандартного образования, влияния радио, телевидения и других средств массовой коммуникации стереотипность речевых реакций увеличилась, а сами люди стали осуществлять свои речевые поступки более однотипно.

 

Список литературы

1. Попова Т. Ассоциативный эксперимент в психологии. – Litres, 2015.

2. Горошко Е. И. Проблемы проведения свободного ассоциативного эксперимента //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2005. – №. 3.

3. Паутова Л. А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения //Социология: методология, методы, математическое моделирование. – 2007. – №. 24. – С. 149-168.

4. Городецкая Л. А. Ассоциативный эксперимент в коммуникативных исследованиях //Теория коммуникации и прикладная коммуникация:(Сб. тр./Ростов н/Д, ИуБиП─ Выпуск 1, 2001). ч с. – 2002.

5. Алимушкина О. А. Возможности изучения стереотипов в ассоциативных полях //Альманах современной науки и образования. – 2010. – №. 2-2.

[U1]так в чем гипотеза эксперимента? обычно она очень конкретна в эксп. исследованиях.

[U2]чем обусловлен выбор стимулов?

[U3]что качается дизайна: как я поняла, возраст- это фактор, переменная (то, что влияет на результат и чем Вы манипулируете при создании эксперимента) в Вашем эксперименте (подростки- взрослые)?

если так, пропишите, что у Вас 2 возрастные группы и не забудьте указать границы возраста.

плюс, в конце Вы пишете про культурно-исторический опыт. Это, получается, тоже переменная, верно? (например, жил за границей-не жил за границей – это просто пример)

а также Вы пишете про психологический компонент в словах. тоже переменная (наличие-отсутствие)?

я насчитала уже 3 переменных.

Не могли бы Вы их расписать, как это расписано в задании 10?

[U4]лучше все время менять порядок представления стимулов.

это делается, чтобы исключить влияние определенной последовательности.

первый стимул влияет на ассоциации второго и т.д., а если меняете порядок стимулов, то это влияние минимизируется.

[U5]мало. надо хотя бы 20- 25. считается, что 25-30 на условие. если, например, у Вас слова с псих компонентом/без псих. компонента, то должно быть по 25 минимум каждого типа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: