Группы факторов риска здоровья учащихся




Дисциплина «Управление здоровьесберегающей деятельностью в образовательной организации»

Группы факторов риска здоровья учащихся

Здоровье – понятие многогранное и включает в себя физический, социально–психологический и духовно–нравственный аспект.

В условиях социально-экономического кризиса проблемы здоровья детей в России, остаются предельно острыми, и их безотлагательное решение жизненно необходимо.

Среди причин, способствующих возникновению заболеваемости у детей, основными являются: ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни в малообеспеченных и неблагоприятных семьях, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.

Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания.

Происходящие в обществе негативные социально-экономические процессы особенно болезненно сказываются на детях. Постоянно увеличивается число детей, лишенных родительского попечения.

Состояние здоровья детского населения во многих регионах страны вызывает очень серьезное опасение специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы. 80% – имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе. Высок процент юношей призывного возраста, которые по медицинским критериям не готовы к военной службе.

Специалисты доказали, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие в основном определяются средой, в которой он проводит достаточно большое время. Поэтому такое важное значение придается как социально-психологической, так и физкультурно-оздоровительной адаптации ребенка в образовательной среде.

Для ребенка от 6 до 17 лет такой средой является школа, как среда получения образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени бодрствования ребенка школьного возраста. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих нормальную адаптацию и здоровье детей школьного возраста. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Хорошо адаптированным психологи считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.

Ученые выделяют ряд внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся.

I. Гигиенические условия: шум и резкий школьный звонок, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы), используемые стройматериалы, краска, мебель: размеры, размещение в помещении, видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры, пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды, используемой в школе, экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования.

II. Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы):

Объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника, расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году, организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.), объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время), особенности устава школы и норм жизни школы, медицинское и психологическое обеспечение школы, участие родителей учащихся в жизни школы, стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали», психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали», наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся, позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя):

Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения учителя с учащимися, характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска), особенности работы с «трудными подростками» в классе, соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе), личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью, профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать вышеперечисленные школьные факторы риска, и выделить наиболее важные разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.

Факторы риска:

1) стрессовая педагогическая тактика;

2) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

3) несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

4) недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5) провалы в существующей системе физического воспитания (система зачетов без учета конституциональных особенностей ребенка);

6) интенсификация учебного процесса;

7) функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

8) отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке адаптационных механизмов и выключению процессов саморегуляции физиологических функций, что способствуют развитию хронических болезней.

При рассмотрении гигиенических условий и факторов риска, школа может существенно улучшить свои показатели по следующим показателям:

- уменьшить шум (заменить сиреноподобный звонок на перемену музыкальным и мелодичным, использовать специальные покрытия, создавать рекреационные зоны, вводить культуру поведения, создавать специальные зоны для выхода энергии ребят: отвести часть коридора под шумные и подвижные игры по типу миниспортзалов и т.д.), привести в норму освещенность, привести в норму цветовое оформление, пересмотреть распределение мебели и т.д.

Можно организовать санитарные посты, ввести ритмику на переменах, праздники здоровья, недели и дни психологии, бюллетени и стенгазеты, семинары и беседы, рекомендации по организации работы с отдельными детьми и др. проводить изучение психологического климата в коллективе и его формирование (анкеты, опросы, тренинги). Так же следует вести мониторинг комфортности детей в образовательном учреждении. Совместно с родителями следует организовывать выезды на природу, экскурсии, встречи, беседы. А для самих родителей организовать интересную учебу.

Важно соблюдение четкого плана конкретных действий по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и повышения адаптационных ресурсов всех участников образовательного процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: