Закон перехода количества в качество




Чувственное познание

В «Критике чистого разума» И. Кант отвечает на первый вопрос и на вопросы: как возможны чистое знание, чистая математика, чистое естествознание, то есть рассматривает познавательные возможности человека и возможность априорного знания.

Познание человеком мира начинается с опыта – эмпирического, апостериорного знания, но знание может быть и чистым, априорным (доопытным). Вводя понятие «априорное знание», И. Кант придаёт опыту такие качества, как всеобщность и необходимость, тем самым пытаясь преодолеть скептицизм Д. Юма, отрицавшего наличие этих качеств у опыта и считавшего опыт человеческой привычкой связывать одно явление с другим.

Всеобщность и необходимость опыту придают пространство и время – чистые формы чувственности, чистые формы созерцания, которые даны нам априорно, что позволяет получать априорное синтетическое знание. Пространство задаёт внешнюю форму опыта, время – внутреннюю.

Благодаря пространству и времени возможна чистая математика: геометрия – пространству, арифметика – времени.

Теоретическое познание

Априорное синтетическое знание возможно как синтез ощущений и их априорных форм — пространства и времени — с априорными категориями рассудка: «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить».

Познание представляет собой априорное упорядочение явлений, конструирование предметов на основе ощущений.

Кант выделяет 12 категорий, которые он делит на 4 группы:

1. Количество: единство, множество, целокупность.

2. Качество: реальность, отрицание, ограничение.

3. Отношение: субстанция и акциденция, причинность и зависимость, общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся действию).

4. Модальность: возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность.

Благодаря категориям рассудка возможно естествознание как наука.

Антиномии

Кант ограничивает рассудок сферой опыта, так как рассудок исследует всё конечное и временное, сфера вечного – это уже сфера разума. Однако разум не опирается на опыт, а потому впадает в антиномии (Антино́мия (др.-греч. ἀντι-νομία - противоречие в законе или противоречие закона самому себе; от др.-греч. ἀντι- - против + νόμος - закон): об одном и том же разум говорит как «за», так и «против» с одинаковой степенью доказательства.

По Канту, есть 4 антиномии разума, из них 2 математические и 2 динамические:

1. Мир конечен во времени и пространстве; мир бесконечен во времени и пространстве.

2. Мир прост, мир сложен.

3. В мире существует свобода, в мире всё закономерно.

4. Бог есть, Бога нет.

Таким образом, познавательные возможности человека ограничены сферой опыта, миром явлений, феноменов – феноменальным миром, о мире ноуменов человек ничего знать не может. Иными словами, мы можем знать, как вещь проявляет себя во взаимодействии с другими предметами (вещь для нас), но не знаем, что есть вещь сама по себе (вещь в себе).

 

Этика

Учение о нравственности И. Кант рассматривает в «Основоположениях к метафизике нравов» (1785), «Критике практического разума» (1788), «Метафизике нравов» (1797).

Ключевыми понятиями в этике И. Канта являются «максима» и «императив». Максима – это «субъективный принцип воления», его можно выразить формулой: «Я хочу ». В зависимости от того, какие мотивы принимает максима, она может быть доброй или злой.

Императив (лат. imperativus) - требование, приказ, закон) – это объективный закон, «правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку...», он выражается формулой: «Я должен ».

Кант различает гипотетический и категорический императивы:

1) гипотетический императив подразумевает исполнение действия при определённых условиях,

2) категорический императив подразумевает действие без всяких условий.

Цель этики Канта – максима человека должна выражать категорический императив – всеобщий закон, причём он принимает его добровольно: «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

(1770-1831)

1. Законы диалектики:

а) закон перехода количества в качество,

б) закон единства и борьбы противоположности,

в) закон отрицания отрицания.

2. Философия истории.

 

Закон перехода количества в качество

«Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определённом этапе приводит к качественным, а новое качество порождает новые количественные интервалы (Ильин)».

Под качеством или свойством Гегель понимал способность вещи «проявляться в соотношении с другими вещами. Она обнаруживает это свойство лишь при наличии соответствующего характера другой вещи, но в то же время оно ей присуще и есть её тождественная с собой основа; это рефлектированное качество называется поэтому свойством».

Иными словами, качество – это система характерных черт предмета, утратив которые, он перестаёт быть предметом.

Количество для Гегеля - это «определённость бытия, но безразличное к бытию, внешняя ему определённость», то есть количество выражает степень наличия какого-то качества в предмете.

Мера – это взаимосвязь качества и количества. В границах меры предмет сохраняет свои качества, при нарушении меры предмет утрачивает одни качества и обретает другие. В рамках новых качеств предмет получает новые границы меры.

Существует понятие «безмерность» в данном случае предмет не имеет границ, ограничивающих его качество.

Скачок – это момент перехода от одного качества к другому: «Говорят, в природе не бывает скачков, и обыденное представление полагает постепенное возникновение или исчезновение. Но изменение не только переход одной величины в другую, но и переход качественного кВ количественное и наоборот…. Вода через охлаждение становится твёрдой не постепенно…, а сразу ».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: