Вопрос 2: Различные подходы в менеджменте




Тема 1: Концептуальные подходы к науке в менеджменте.

Вопрос 1: Понятие и сущность менеджмента

Управление как самостоятельная система претерпела ряд изменений, связанных с развитием общества. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в, как минимум, трех сферах человеческой деятельности:

1) оборонительная;

2) политическая;

3) экономическая.

На первом этапе, когда группы были незначительные, управление осуществлялось одним человеком. По мере разрастания и усложнения функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциация функций.

Менеджмент – специфический вид деятельности, который занимается управлением.

Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы.

Сущность менеджмента – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов. Элементы, на которые направлена управленческая деятельность, образуют объект управления, направление управленческой деятельности называется субъектом управления, им может быть отдельный человек или группа людей.

Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики, совокупность принципов, методов. средств и форм управления производства, разработанных в условиях рыночной экономики и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли и прибавочной стоимости.

 

Вопрос 2: Различные подходы в менеджменте

Эффективность и качество управления определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, то ее подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа.

1.Исторический подход.

Истоки управления как деятельности неразрывны с развитием экономики и уходят в глубину веков, но возникновение менеджмента как научной дисциплины обычно связывают с зарождением капитализма. Каждое поколение решало свои проблемы с производством материальных благ, спросом и предложением, убытками и прибылью, трудом и управлением и, хотя во многом человеческие отношения следуют одним и тем же образцам, идеи управления не всегда были такими, как сегодня. Но не следует представлять это так, что современные идеи лучше прежних. Просто другие условия жизни: производительные силы, окружающая среда (главное — природа) и сам человек изменяются, а значит, должны изменяться подходы к управлению. Причем сами идеи и принципы могут оставаться неизменными (разделение и кооперация труда, дисциплина и др.), но их реализация соотносится с требованиями и условиями конкретной ситуации.

Спиралеобразное развитие цивилизации позволяет иногда обнаруживать аналогию настоящего в прошлом, как бы подтверждая известную пословицу, что новое — это хорошо забытое старое. Изучение истории менеджмента должно способствовать формированию у менеджеров чувства уверенности в решении возникающих проблем через обогащение их познаниями о прошлом и условиями конкретной ситуации.

2.Системный подход — объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь.

Системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению. Система— это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Системный подход строится следующих принципах:

-процесс принятия решений должен начинаться с выявление четкого формулирования конкретных целей;

-проблема рассматривается как целое, система, выявляются и последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

-выявляются и анализируются возможные альтернативные пути достижения цели;

-цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

-восходят от абстрактного к конкретному;

-единство анализа и синтеза, логического и исторического;

-выявляются в объекте разнокачественные связи и их взаимодействие.

3.Нормативный подход представляет собой установление нормативов управления по всем подсистемам менеджмента.

Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем:

- целевой (показатели качества и ресурсоемкости товара, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды)

- функциональной (нормативы качества планов, организации системы менеджмента, качества учета и контроля, стимулирования качественного труда);

- обеспечивающей (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения стоящих перед ними целей и задач, эффективности использования различных видов ресурсов в целом по фирме; нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности во времени и по масштабу применения).

Нормативами функционирования элементов внешней среды предприятие не управляет, но оно должно иметь соответствующий банк нормативов, строго их соблюдать (особенно правовые и экологические), принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления.

4.Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуация – это конкретная система обстоятельств и условий, которые наиболее сильно влияют на организацию.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс.

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: