Список библиографических источников для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по разделам учебной дисциплины.




МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

ОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

Физиология высшей нервной деятельности

 

 

направление(я) 37.03.01 Психология

направленность(и) профиль(и) Общая психология и психология личности

 

 

Новосибирск 2016

Методическое руководство по организации самостоятельной работы разработано

Мозолевской Натальей Владимировной– к.б.н., доцент кафедры Психологии, педагогики и правоведения

 

Методическое руководство по организации самостоятельной работы прошло экспертизу УМУ

 

[И.О. Фамилия]

 

Утверждено на заседании кафедры Психологии, педагогики и правоведения (протокол от «__» ___ 20__ г. № ___).

 

 

Заведующий кафедрой

к. псих.н. Т.А. Филь


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ


РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

Организация самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к практическому (семинарскому) занятию по учебной дисциплине Физиология высшей нервной деятельности:

Самостоятельная работа студентов осуществляется в следующих формах:

1. Проработка конспекта лекций;

2. Изучение материала из рекомендуемых источников

3. Работа с интернет источниками

Формой текущего контроля самостоятельного изучения студентом отдельных тем является опрос или контрольные работы с применением образовательных технологий, отраженных в Рабочей программе учебной дисциплины.

 

Содержание практических (семинарских) занятий

Практические (семинарские) занятия по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом и планом практических занятий, отраженными в Рабочей программе, утвержденной на заседании кафедры Психологии, педагогики и правоведения протокол № …. от «….» октября 2016 г.

 

 

Раздел 1. Физиология сенсорных систем

Тема 1. 1. Общая физиология сенсорных систем.

Понятия «орган чувств», «анализатор», «сенсорная система». Принципы строения и основные функции анализаторов. Рецепторы, классификация рецепторов, механизм рецепции, рецепторное поле. Механизмы обработки афферентных импульсных потоков в местах переключения. Корковое представительство анализатора. Нервная система с позиции теории информации. Принципы переработки информации в сенсорных системах. Взаимодействие сенсорных систем. Объективная и субъективная сенсорная физиология.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить сообщение по следующим темам:

2. Нервная система с позиции теории информации.

3. Принципы переработки информации в сенсорных системах.

4. Взаимодействие сенсорных систем.

5. Объективная и субъективная сенсорная физиология.

6. Биологический смысл избирательности сенсорных систем.

7. Биологический смысл адаптивности сенсорных систем.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

 

1. Понятия «орган чувств», «анализатор», «сенсорная система».

2. Принципы строения и основные функции анализаторов.

3. Рецепторы, классификация рецепторов, механизм рецепции, рецепторное поле.

4. Механизмы обработки афферентных импульсных потоков в местах переключения.

 

 

Практическое задание

Сведите в виде сравнительной таблицы задачи объективной и субъективной сенсорной физиологии?

Тема 1.2. Нейрофизиология зрительной системы.

Оптическая система глаза. Строение сетчатки, фоторецепторы. Фотохимические процессы при действии света. Острота зрения. Зрачковый рефлекс. Аккомодация. Обработка зрительной информации в коленчатых телах и зрительной коре. Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение по следующим темам:

1. Развитие зрительной системы в филогенезе

2. Развитие зрительной системы человека в онтогенезе

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Оптическая система глаза.

2. Строение сетчатки, фоторецепторы.

3. Фотохимические процессы при действии света.

4. Аккомодация, механизм и значение.

5. Обработка зрительной информации в коленчатых телах и зрительной коре.

 

Практическое задание

Какова роль сенсорных систем в психической деятельности мозга?

 

Тема 1.3. Нейрофизиология слуховой и вестибулярной систем.

Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Кортиев орган. Механизм возбуждения волосковых клеток. Кодирование интенсивности звуковых сигналов. Проведение и обработка слуховой информации. Нейроны слуховых ядер, коленчатых тел и слуховой коры.

Строение и функции вестибулярного анализатора. Отолитовый аппарат и полукружные каналы. Нейронные механизмы кодирования, направления вектора силы углового и линейного ускорений движения. Вестибулярные ядра и тракты. Роль вестибулярного анализатора в оценке положения тела в пространстве и при его перемещении. Механизм поддержания позы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение по следующим темам:

1. Особенности слуховой системы животных, обусловленные образом жизнедеятельности.

2. Формирование слуховой системы в филогенетическом развитии.

3. Формирование слуховой системы человека в онтогенезе.

4. Возрастные особенности слухового восприятия.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха.

Кортиев орган.

2. Механизм возбуждения волосковых клеток. Кодирование интенсивности звуковых сигналов.

3. Проведение и обработка слуховой информации.

4. Строение и функции вестибулярного анализатора.

5. Отолитовый аппарат и полукружные каналы.

6. Вестибулярные ядра и тракты.

7. Роль вестибулярного анализатора в оценке положения тела в пространстве и при его перемещении.

8. Механизм поддержания позы.

 

Практическое задание

Опишите, проявляется принцип двусторонней симметрии в работе сенсорных систем?

Тема 1.4. Нейрофизиология вкусовой, обонятельной и соматосенсорной систем.

Вкусовые рецепторы. Вкусовые луковицы. Вкусовые волокна барабанной струны и языкоглоточного нерва. Нейроны ядра одиночного пучка. Функция нейронов таламуса в детекции вкуса. Центры вкуса.Рецепторный блок обонятельного анализатора. Обонятельный эпителий, обонятельные рецепторы. Обонятельные луковицы, обонятельный тракт. Механизм восприятия запахов. Первичная обонятельная кора. Участие нейронов обонятельной системы в поведенческих реакциях.Соматосенсорный анализатор. Рецепторные образования кожи. Механорецепция, проприорецепция и терморецепция. Висцеральная чувствительность. Барорецепторы, осморецепторы и волюморецепторы. Проприоцептивная чувствительность. Специфические и неспецифические пути проведения проприоцептивной информации. Болевая чувствительность. Ноцицепторы. Соматическая и висцеральная боль. Проводящие пути болевой чувствительности. Антиноцицептивная система.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение по следующим темам:

1. Биологическое значение органа вкуса.

2. Формирование вкуса в онтогенезе.

3. Участие нейронов обонятельной системы в поведенческих реакциях.

4. Соматическая и висцеральная боль.

5. Проводящие пути болевой чувствительности.

6. Антиноцицептивная система.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Вкусовые рецепторы.

2. Функция нейронов таламуса в детекции вкуса.

3. Центры вкуса.

4. Рецепторный блок обонятельного анализатора.

5. Обонятельный эпителий, обонятельные рецепторы.

6. Механизм восприятия запахов.

7. Первичная обонятельная кора.

8. Соматосенсорный анализатор.

9. Рецепторные образования кожи.

10. Специфические и неспецифические пути проведения проприоцептивной информации.

11. Болевая чувствительность.

 

 

Практическое задание

Приведите пример адаптации на дорецепторном уровне.

 

Раздел 2. Нейрофизиология обучения и памяти

Тема 2.1. Формы индивидуального обучения.

Классификация форм обучения. Неассоциативное обучение. Суммационный рефлекс, импринтинг, подражание, сенсибилизация, фасилитация, привыкание. Ассоциативное обучение. Роль классических и инструментальных условных рефлексов в процессе обучения. Когнитивные формы обучения. Психонервная (образная) и элементарная рассудочная деятельность. Вероятностное прогнозирование.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить сообщение по следующим темам:

2. Классификация форм обучения.

3. Неассоциативное обучение.

4. Привыкание, его биологическая значимость.

5. Психонервная (образная) и элементарная рассудочная деятельность у животных.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Классификация форм обучения.

2. Неассоциативное обучение.

3. Суммационный рефлекс, импринтинг, подражание, сенсибилизация, фасилитация, привыкание.

4. Ассоциативное обучение.

5. Когнитивные формы обучения.

 

Практическое задание

 

Какова роль знания механизмов и принципов ассоциативного обучения в современной педагогике?

Тема 2.2. Безусловно-рефлекторная и условно-рефлекторная деятельность коры головного мозга.

Безусловные рефлексы и инстинкты, их значение для приспособительной деятельности организма. Классификация безусловных рефлексов. Безусловный рефлекс как врожденная генетическая память. Локализация безусловных рефлексов в ЦНС (центры голода, насыщения, жажды, агрессии и т. д.). Иерархия врожденных реакций организма.Условный рефлекс. Условия и правила образования условных рефлексов. Классические и инструментальные условные рефлексы. Дуга условного рефлекса. Временная связь. Механизм образования и замыкания временной связи. Роль доминантного состояния центров ЦНС для образования условных рефлексов. Биологическая роль условных рефлексов.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить сообщение по следующим темам:

2. Безусловные рефлексы и инстинкты, их значение для приспособительной деятельности организма. Классиф

3. Безусловный рефлекс как врожденная генетическая память.

4. Иерархия врожденных реакций организма.

5. Биологическая роль условных рефлексов.

6. Инстинкты, их значимость, классификация.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Классификация безусловных рефлексов.

2. Локализация безусловных рефлексов в ЦНС (центры голода, насыщения, жажды, агрессии и т. д.).

3. Условный рефлекс. Условия и правила образования условных рефлексов.

4. Классические и инструментальные условные рефлексы.

5. Механизм образования и замыкания временной связи.

6. Роль доминантного состояния центров ЦНС для образования условных рефлексов.

 

 

Практическое задание

Сравните безусловные и условные рефлексы, заполните таблицу.

Безусловные рефлексы   Условные рефлексы
Врожденные  
Видовые  
Постоянные  
Осуществляются за счет низших отделов ЦНС  
Возникают на адекватное раздражение  
Стереотипны  


Тема 2.3. Торможение условных рефлексов. Анализ и синтез в коре большого мозга.

Безусловное торможение. Ориентировочный рефлекс. Запредельное торможение. Условное торможение и его виды: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз и запаздывание. Механизм образования условного внутреннего торможения. Биологическая роль отрицательных условных рефлексов и безусловных видов торможения.Движение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Иррадиация, концентрация. Положительная, отрицательная и последовательная индукция. Динамический стереотип (ДС) и его роль в понимании поведенческих реакций. Значение ДС для обучения, приобретения трудовых, спортивных и других навыков.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить сообщение по следующим темам:

2. Безусловное торможение.

3. Ориентировочный рефлекс.

4. Биологическая роль отрицательных условных рефлексов и безусловных видов торможения.

5. Динамический стереотип (ДС) и его роль в понимании поведенческих реакций.

6. Значение ДС для обучения, приобретения трудовых, спортивных и других навыков.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Безусловное торможение. Запредельное торможение.

2. Условное торможение и его виды: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз и запаздывание.

3. Механизм образования условного внутреннего торможения.

4. Движение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Иррадиация, концентрация.

5. Положительная, отрицательная и последовательная индукция.

6. Формирование динамического стереотипа.

 

 

Практическое задание

Опишите интегративную деятельность мозга по поддержанию постоянства состава кислорода в крови человека.

 

 

Тема 2.4. Нейрофизиология памяти.

Виды памяти. Структурная организация памяти. Нейронная теория памяти. Память и научение. Временная организация памяти. Энграмма. Центры образования и хранения энграмм. Механизмы формирования кратковременной памяти. Консолидация энграмм. Молекулярные синаптические механизмы формирования долговременной памяти.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить сообщение по следующим темам:

2. Нейронная теория памяти.

3. Память и научение.

4. Центры образования и хранения энграмм.

5. Молекулярные синаптические механизмы формирования долговременной памяти.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

.

1. Виды памяти. Структурная организация памяти

2. Нейронная теория памяти.

3. Память и научение.

4. Временная организация памяти. Энграмма.

5. Центры образования и хранения энграмм.

6. Механизмы формирования кратковременной памяти.

7. Консолидация энграмм.

8. Молекулярные синаптические механизмы формирования долговременной памяти.

 

 

Практическое задание

Дайте краткую характеристику и приведите примеры проявления сенсорной, кратковременной и долговременной памяти.

 

Раздел 3. Нейрофизиология адаптивного поведения

Тема 3.1. Организация поведенческих реакций. Модулирующая система мозга.

Уровни интегративной деятельности мозга. Интегрирующая роль ЦНС. Четыре уровня интеграции ЦНС: нейрон, нейронный ансамбль (модуль), нервный центр, высший уровень – единая регулирующая система НС.Концептуальная рефлекторная дуга. Командные нейроны, нейроны – детекторы, модулирующие нейроны, сенсорные нейроны (Е. Н. Соколов).Функциональная система как структурная модель поведенческого акта. (Анохин П. К., Судаков К. В.). Стадии функциональных систем. Афферентный синтез. Доминирующая мотивация, пусковая и обстановочная афферентация, аппарат памяти. Стадия принятия решения и формирование акцептора результата действия. Стадии афферентного синтеза, результат действия. Стадия обратной афферентации. Нейронные механизмы поведения. Биологически детерминированные виды целенаправленного поведения (пищевое, оборонительное, половое и т.д.). Социально детерминированные виды поведения (трудовая деятельность человека, обучение).Модулирующая система мозга в организации адаптивного поведения. Ретикулярная формация. Нейроанатомия. Стволовая ретикулярная формация. Восходящие и нисходящие, активизирующие и тормозные влияния. Неспецифические и специфические влияния ретикулярной формации. Роль ретикулярной формации в важнейших поведенческих и вегетативных реакциях нервной системы. Моноаминергическая система. Морфофункциональная организация. Влияние на лимбическую, гипоталамическую и подкорковую системы. Моноаминергическая система и мотивации. Противоболевые механизмы и моноаминергическая система.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение по следующим темам:

1. Интегрирующая роль ЦНС. Концептуальная рефлекторная дуга. (Е. Н. Соколов).

2. Функциональная система как структурная модель поведенческого акта. (Анохин П. К., Судаков К. В.).

3. Социально детерминированные виды поведения (трудовая деятельность человека, обучение).

4. Роль ретикулярной формации в важнейших поведенческих и вегетативных реакциях нервной системы.

5. Моноаминергическая система и мотивации.

6. Противоболевые механизмы и моноаминергическая система.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Уровни интегративной деятельности мозга.

2. Стадии функциональных систем.

3. Нейронные механизмы поведения.

4. Биологически детерминированные виды целенаправленного поведения

5. Модулирующая система мозга в организации адаптивного поведения.

6. Моноаминергическая система и мотивации.

7. Противоболевые механизмы и моноаминергическая система.

 

 

Практическое задание

К каким группам в химической классификации медиаторов относят нейромедиаторы МАЕС?

Тема 3.2. Мотивационные детерминанты поведения.

Детерминанты потребностей, классификация. Биологические, социальные и идеальные потребности. Потребности и воспитание.Функциональная структура мотиваций, биологическая роль мотиваций. Виды мотиваций. Потребности как основа мотивации. Общие свойства различных видов мотиваций. Мотивация как доминанта. Мотивация как основа поведенческих реакций. Роль гипоталамуса и коры больших полушарий в формировании мотиваций. Нейрофизиология эмоций. Функции эмоций. Физиологическое выражение эмоций. Степени эмоционального напряжения. Структуры мозга, участвующие в формировании эмоций. Теории эмоций. Нейрохимические механизмы эмоций. Биологическая роль эмоций. мотивации и эмоции как основные компоненты поведения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить сообщение по следующим темам:

2. Детерминанты потребностей, классификация.

3. Биологические, социальные и идеальные потребности.

4. Потребности и воспитание.

5. Теории эмоций.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Потребности как основа мотивации.

2. Общие свойства различных видов мотиваций.

3. Роль гипоталамуса и коры больших полушарий в формировании мотиваций.

4. Нейрофизиология эмоций.

5. Функции эмоций.

6. Физиологическое выражение эмоций.

 

 

Практическое задание

Назовите детерминанты поведения:

1) Внутренние –

2) Внешние –

Тема 3.3. Временная организация поведения.

Время как фактор организации поведения. Адаптивное значение суточных ритмов. Роль сна в функционировании нейронов центральной нервной системы. Современные теории механизмов сна. Фазы сна. Электрическая активность мозга в цикле «сон-бодрствование». Участие ретикулярной формации в механизме сна. Роль сна в информационной деятельности ЦНС. Регуляция цикла «сон-бодрствование». Патологические формы сна.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить сообщение по следующим темам:

2. Адаптивное значение суточных ритмов.

3. Современные теории механизмов сна.

4. Патологические формы сна.

5. Теории сновидений.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Время как фактор организации поведения.

2. Адаптивное значение суточных ритмов.

3. Роль сна в функционировании нейронов центральной нервной системы.

4. Фазы сна.

5. Электрическая активность мозга в цикле «сон-бодрствование».

6. Участие ретикулярной формации в механизме сна.

7. Регуляция цикла «сон-бодрствование».

 

 

Практическое задание

Укажите возможные причины, по которым центры речи находятся в левом полушарии.

 

Тема 3.4. Особенности высшей нервной деятельности человека.

Вторая сигнальная система и речь. Биологические предпосылки к возникновению и развитию высших функций мозга человека. Первая и вторая сигнальные системы. Речь. Основные функции речи. Организация центров речи в коре больших полушарий. Межполушарная асимметрия и речь. Развитие второй сигнальной системы у ребенка. Функциональная асимметрия полушарий. Морфофункциональная асимметрия полушарий. Виды функциональной асимметрии. Сенсомоторная асимметрия. Особенности психических процессов правого и левого полушарий. Физиология левого и правого полушарий. Асимметрия полушарий и ее роль в реализации высших психических функций.Типы высшей нервной деятельности. Теории индивидуальности. Теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Основные корковые механизмы, положенные в основу классификации типов высшей нервной деятельности. Художественный, мыслительный и средний типы по И. П. Павлову. Темперамент в структуре индивидуальности. Типологические особенности цнс и их роль в поведении. Сознание и мышление человека. Физиологические аспекты феномена сознания. Мышление. Структура процесса мышления. Развитие абстрактного мышления. Образное и вербальное мышление.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение по следующим темам:

1. Биологические предпосылки к возникновению и развитию высших функций мозга человека.

2. Основные функции речи.

3. Развитие второй сигнальной системы у ребенка.

4. Морфофункциональная асимметрия полушарий.

5. Типы высшей нервной деятельности.

6. Теории индивидуальности.

7. Теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

8. Типологические особенности цнс и их роль в поведении.

9. Физиологические аспекты феномена сознания.

10. Понятие осознания, осознавания. Феномен осознанности.


 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Вторая сигнальная система и речь.

2. Основные функции речи.

3. Организация центров речи в коре больших полушарий.

4. Развитие второй сигнальной системы у ребенка.

5. Виды функциональной асимметрии.

6. Сенсомоторная асимметрия.

7. Особенности психических процессов правого и левого полушарий.

8. Асимметрия полушарий и ее роль в реализации высших психических функций.

9. Типы высшей нервной деятельности.

10. Основные корковые механизмы, положенные в основу классификации типов высшей нервной деятельности.

11. Сознание и мышление человека.

 

Практическое задание

Кратко охарактеризуйте роль различных мозговых структур в обеспечении процесса мышления.

 

 


 

Список библиографических источников для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по разделам учебной дисциплины.

1. Анатомия и физиология человека: учебник/ Н.И.Федюкович.- Изд.23-е, стер.-Ростов н/Д: Феникс.2014.-510с.: ил.

2. Анатомия и физиология гомеостаза [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Ю.Н. Самко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 94 с.

3. Основы физиологии и анатомии человека. Профессиональные заболевания: Учебное пособие / С.В. Степанова, С.Ю. Гармонов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 205 с.

4. СтоляренкоА.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 463 с

5. Физиологические основы психической деятельности: Учебное пособие / Р.И. Айзман, С.Г. Кривощеков - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192с.

 

Дополнительная учебная литература

1. Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный справочник под ред. А.С.Батуева. Питер, 2007-256с.

2. Богданов а.в. Физиология центральной нервной системы и основы простых форм адаптивного поведения. Учеб. пособие. – М., 2005. – 544 с.

3. Жуков Д.А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2т.-М.: Альпина нон-фикшн, 2014.-374с.

4. Орехова Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования [Электронный ресурс]: монография / Т. Ф. Орехова. - 2-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 353 с.

5. Свааб Дик. Мы- это наш мозг: От матки до Альцгеймера/Пер с нидерл. Д.В.Сильвестрова._ СПб.: Изд=во Ивана Лимбаха, 2014.-544.,ил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: