II. Духовная (церковная) музыка эпохи Возрождения (продолжение).




Лекция Гнатовской Л.И.

 

Наиболее прочно, последовательно и окончательно стиль «строгое письмо» был представлен в так называемой «нидерландской школе».

Нидерландская школа полифонии..

Нидерланды той поры - территория, охватывающая северо-восточную Францию, юго-западную Голландию, Бельгию, Люксембург. Это была передовая, экономически развитая страна с широчайшими торговыми связями.

 

Интенсивность экономического и политического развития в Нидерландах вызвала и расцвет науки, культуры, искусства.

Наряду с блестящими достижениями живописи, огромных успехов достигла музыка.

В стране насчитывались сотни хоровых капелл; большую роль в подъёме музыкального искусства сыграли метризы – специальные школы-приюты, организованные при кафедральных соборах и готовившие высококвалифицированных певчих.

Профессиональное композиторское творчество в Нидерландах развивалось в тесной связи с фольклором.

 

Нидерландскую композиторскую школу XV-XVI веков часто именуют франко-фламандской, подчёркивая тем самым её преемственные связи с музыкой других стран. Истоки нидерландской полифонии можно обнаружить в английской, французской, немецкой и итальянской песенности. Вместе с тем нидерландцы обобщив опыт многих национальных школ, создали самобытный вокально-хоровой полифонический стиль, ставший первым важным этапом в развитии так называемого «строгого письма».

 

/Для того, чтобы во всех подробностях разработать сложнейшую полифоническую технику «Строгого письма», история не случайно выбрала сдержанных жителей Нидерландов. Действительно, голландцы немногословны, им несвойственны артистическая живость французов и огненный темперамент итальянцев. «Упрямы, холодны, без всякого вкуса, вечно мрачны», - писал француз из Тулузы о голландцах./

 

Высочайшее мастерство контрапункта, умение писать с учётом бесчисленных ограничений и правил позволили таким композиторам нидерландской школы, как Окегем и Обрехт стать создателями строгого стиля в буквальном смысле этого слова.

«Agnus Dei» из мессы «Maria Zart» Якоба Обрехта – типичный образец ясного и лишённого витиеватости классического «строгого письма». Пример 7.

 

Связующим началом в развёртывании музыкальной формы у нидерландцев стала имитация. Часто искусные полифонические приёмы «накладывались» друг на друга, образуя многослойную ткань, в «сетях» которой терялись не только отдельные слова, но и целые фразы. Вот почему именно музыкастановилась более выразительной, выходила на первый план, а текст служил фоном, теряя свою смысловую роль.

 

Естественно, что подобные музыкальные построения требовали безупречного владения техникой имитационного письма. И техника эта достигла у нидерландцев высочайшего расцвета. В полифонической изобретательности они достигли мастерства, во многих отношениях непревзойдённого и поныне.

 

Вместе с тем, это мастерство приводило порой к образно-художественнойабстракции, к выхолащиванию индивидуальных черт творчества. Терялась связь с бытовыми истоками, музыка приобретала сугубо отвлечённый характер.

(Однако подобные тенденции были характерны лишь для небольшого периода в развитии нидерландской школы (середина XV века) и на рубеже XV-XVI веков сменились безусловным подчинением техники письма образному содержанию./

Основное место в творчестве нидерландцев занимали мессы, магнификаты,псалмы ит.п. Вместе с тем они создавали и светские сочинениямадригалы, многоголосные песни. Духовные и светские черты свободно сочетались в одном из ведущих жанров этой эпохи – мотете.

Мотет жанр вокальной многоголосной музыки, зародившийся ещё в XII-XIII веках. Истоки его восходят к ранним формам церковной полифонии. Вместе с тем этот жанр сразу формировался и как типично бытовой, светский. Чаще – на три голоса.

/Вспомним: Необычным в мотете было сочетание голосов: сопоставлялись мелодии с разнойритмикой и – что очень характерно для этой формы – с разными по содержанию, а во многих случаях и разноязычными текстами. (Само название «мотет» происходит от французского mot – слово). При этом нижний голос (тенор) чаще всего основывался на литургическом напеве с латинским текстом; в среднем голосе (который, как и вся пьеса в целом, носил название «мотет») звучала обычно на родном языке какая-нибудь типично светская песня, чаще любовного содержания; наконец, верхний голос (который именовался «триплум ») исполнял народную мелодию, нередко шуточного или танцевального склада.

Естественно, что при одновременном звучание религиозного, мирского и народнопесенного текстов смысловой элемент терял значение, и на первый план выдвигались чисто музыкальные закономерности. Мотет стал по существу первой исторически сложившейся формой светской контрастной полифонии

 

С XV века начинается новая эпоха в развитии мотета. Борьба католической церкви против «вульгарных» образцов этого жанра приводит к установлению

1) единого (церковного) текста во всех голосах;

2) исполнение на латинском языке;

3) количество голосов могло быть разным, но чаще – как и в мессе – 4;

4) целостная прежде форма подвергается членению. Мотет развивается как многочастное хоровое произведение;

Такие мотеты получили название «духовные».

Но мотеты могли иметь и более «светский», праздничный характер и сочинялись не только в строго полифоническом, но и в аккордовом складе. Состояли, как правило, из 2-3-х разделов и были близки по стилю другим жанрам светской вокальной музыки XV-XVI веков.

Таким образом, мотет является наиболее гибким из музыкальных жанров этого времени, соединяя два стиля – церковный и мирской.

 

===========================

 

В Нидерландской школе обычно различают несколько периодов развития, причём каждый последующий начинается в рамках предыдущего, чётких временных границ эти периоды не имеют.

Так, к виднейшим представителям ранней нидерландской школы (её иногда именуют бургундской) относят Гийома Дюфаи и Жиля Беншуа (середина XV века).

На первых порах нидерландская полифония ещё не рассчиталась с изысканным стилем Гийома де Машо. Извилистая мелодия, часто помещаемая в верхнем голосе, пение в сопровождении инструментов, сложная ритмика. Но уже есть стремление к упорядоченности, благозвучию.

(Мотет Данстейбла «Veni Sanctus Spiritus»)

 

Следующая, так называемая «вторая нидерландская школа», представлена в первую очередь именами Йоханнеса Окегема и ЯкобаОбрехта (2-я половина XV века); именно в ней получают наибольшее развитие элементы самодавлеющего мастерства (особенно в композициях Й. Окегема). Природа их творчества скорее конструктивна. Они – «композиторы –инженеры».

 

Качественно новый этап в развитии нидерландской школы представляет творчество Жоскена Депре (рубеж XV-XVI вв.). Филигранно владея композиторской техникой, он стремится подчинить её высокохудожественным задачам.

И, наконец, вершина её – композиторская деятельность Орландо Лассо (середина и конец XVI века).

Несмотря на обилие сложнейших контрапунктических построений, стиль XVI века кажется свободным и раскованным. Композиторам удалось совместить несовместимое: импровизационность с упорядоченностью.

 

Кроме того к нидерландской школе относят и других композиторов – учеников или прямых последователей выдающихся нидерландских мастеров. Это -

Александр Агрикола, Генрих Исаак, Генрих Финк, Адриан Вилларт, Киприан де Роре, Филипп де Монте.

 

Высокие художественные достижения нидерландцев, тесная связь их музыки с народнопесенными элементами оказали также воздействие на постепенное формирование в недрах полифонии гомофонно-гармоническогостиля.

Таким образом, если истоки нидерландской школы кроются в образцах раннего многоголосия (XII-XIII вв.), то влияния её распространяются далеко за пределы эпохи Возрождения и могут быть обнаружены даже в творчестве И.С. Баха.

Жоскен Депре (Жоскин де Пре). 1450-1521. Франко-фламандский композитор.

Вошёл в историю как один из завершителей столетнего развития знаменитой нидерландской школы полифонистов. Выдающийся композитор, блестящий педагог, Жоскен Депре оказал сильнейшее воздействие на западноевропейскую музыкальную культуру. Непревзойдённый мастер полифонии, он внёс вместе с тем огромный вклад в развитие музыки гомофонно-гармонического склада.

Биографические сведения

 

Родился около 1450 года в Кондэ на Шельде (Фландрия). Одарённый прекрасным голосом и слухом, он с юных лет служил певчим в церковных хорах у себя на родине и в других странах. Был учеником Й. Окегема. (Много лет спустя, став мастером, Жоскен Депре памяти своего учителя посвятил одно из лучших своих произведений – пятиголосный «Плач», исполненный светлой печали и виртуозного изящества).

Двадцатилетним юношей он попадает в Италию. В 1474-94 гг служил певчим в Милане и Риме. Испытал на себе могущественное воздействие итальянской природы и искусства. Именно здесь, в Италии, Жоскен Депре превратился из церковного певчего в композитора, заставившего заговорить о себе во многих европейских странах.

На рубеже XV-XVI Жоскен Депре много путешествовал: жил в Ферраре, Камбре, Париже. Теперь он уже признанный мэтр, окружённый учениками и последователями. Среди них – Клеман Жаннекен.

В эти годы Жоскен Депре проявил себя не только как мастер культовой музыки, но и светской – становится одним из провозвестников французской chanson.

Жоскен Депре технически и эстетически был сильнее итальянских и французских полифонистов XV века. Вот почему в области чисто музыкальной он гораздо больше повлиял на них, нежели испытал на себе их влияние. Он оставался нидерландцем, «мастером из Кондэ». И как ни блистательны были заграничные достижения и почести, он, подчиняясь «зову земли», уже на склоне лет вновь вернулся на берега Шельды и скромно окончил свой жизненный путь каноником в родном Кондэ в 1521 году, за десять лет, как на свет появился Орландо Лассо.

 

Наследие Жоскена Депре включает свыше 30 месс, около 100 мотетов на церковные и светские тексты, французские шансон, итальянские фроттолы. Особое значение его творчества в том, что, блистательно владея филигранной композиторской техникой, он всюду подчинял её высокохудожественным задачам. Каждый из его опусов – будь то монументальная месса или хоровая миниатюра – отмечен яркостью тематизма. Характерной чертой его стиля является индивидуализация хоровых голосов и главное – особая мелодическая рельефность верхнего голоса.

Могучее дарование Жоскена Депре ярко проявилось в его мессах. Лучшие из них («Вооружённый человек», «Геркулес», «Поведай, язык мой», «La-sol-fa-re-mi») отмечены философской углублённостью содержания, ясностью формы, эпической силой образов.

Многообразны и его мотеты: среди них встречаются небольшие по размерам мотеты-песни и развёрнутые хоровые поэмы, построенные по принципу многочастных композиций. К числу лучших мотетов Депре можно отнести «Ave Maria», «Плач Давида». «Tulerunt Dominum meum», «Praeter rerum seriem».

Пронизанный неисчерпаемой полифонической изобретательностью и вместе с тем «прояснённый» стиль Жоскена Депре стал поворотным пунктом в развитии западноевропейской полифонии.

 

=======================

Орландо Лассо (ок. 1532-1594) – франко-фламандский композитор.

Жизнь Лассо как и многих других деятелей эпохи Возрождения, отмечена странствиями, насыщена разнообразными событиями, встречами с выдающимися людьми своего времени. Уроженец Фландрии, он вырос в Италии, жил во Франции, Англии и завершил свой путь придворным капельмейстером мюнхенской капеллы.

Ярчайший представитель нидерландской школы, Лассо легко и органично осваивал жанровые и интонационные особенности музыкальной культуры других стран и народов. По-своему преломив достижения итальянской, французской и немецкой музыки, он создал блистательные образцы во многих жанрах, придавая всему отпечаток своей могучей индивидуальности. Даже в области культовой музыки (мессы, мотеты, псалмы) Лассо смело ломает сложившиеся традиции, привносит в духовные песнопения ряд приёмов песенного и мадригального склада. Ещё в молодые годы Лассо достиг всемирной славы. Любовь и преклонение окружающих сопровождали его всю жизнь. В приложении к нему не казались чрезмерными титулы «князь музыки», «бельгийский Орфей», которыми его удостоили современники.

Исключительность дарования Лассо проявилась ещё в детстве: известно, что его неоднократно похищали из хора, в котором он пел, прельстившись необыкновенной красотой голоса. В 12 лет он попадает в свиту вице-короля Сицилии Фердинанда Гонзаги. Сопровождая своего патрона, Лассо объездил многие города Италии и Франции. Он знакомится с музыкой итальянских и фламандских композиторов, с работами художников Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, встречается с Тицианом, а также многими выдающимися поэтами. В 1556 году Лассо, уже известный композитор, попадает в Мюнхен. Здесь он проводит последние 38 лет жизни, возглавляя (с 1563 года) придворную капеллу.

Творческое наследие Лассо огромно. Он едва ли не самый плодовитый композитор в истории музыки. В общей сложности им создано свыше 2000 композиций: более 50 месс, около 100 магнификатов, почти 1200 мотетов, огромное количество песен (немецких, французских, итальянских), несколько сборников мадригалов и т.п. Лассо воспринимается нами как типично вокальный композитор, культивировавший стиль a cappella. Между тем, опусы его подразумевали инструментальное сопровождение, хотя по традиции оно и не фиксировалось. Многообразны источники поэтических текстов, которые выбирал композитор; это стихи Виргилия, Горация, Петрарки, Тассо, Ронсара.

Обращаясь к различным жанрам, Лассо создавал яркие картины современной емужизни, пленяющие истинно шекспировской многогранностью, сочностью, выразительностью. Его стиль органично сочетает профессиональное мастерство с ясностью и доступностью музыкального языка. Поэтому Лассо – не только один из самых глубоких, но и самых демократических художников позднего Возрождения. Наибольшую ценность представляют его светские сочинения, главным образом французские шансон, немецкие многоголосные песни, итальянские вилланеллы. Здесь есть черты народного песнетворчества: уличные сценки, шуточные и бытовые зарисовки, сатира на духовенство; характерные песенные интонации, танцевальные ритмы. Такие хоровые миниатюры Лассо, как «Эхо», «Тик-Так», «Солдатская серенада».

К числу крупнейших достижений композитора в области духовной, культовой музыки относятся 7 «Покаянных псалмов Давида», «Страсти по Матфею». Безусловно, лучший из жанров в творчестве Лассо – мотет. В 1604 году по инициативе сыновей композитора были отобраны 516 лучших его мотетов, которые вышли под названием «Великое музыкальное творение».

 

/Дополнительно.

Музыковед Д. Кирнарская о о «Строгом письме».

«Строгое письмо» по своему значению в истории музыкальной культуры уникально, потому что оно невоспроизводимо. Так же как с помощью современной строительной техники мы не сможем повторить египетские пирамиды, так же, и изучив весь большой путь развития музыкального искусства с XVI до XX века, мы не сможем создать мессу, подобную тем, которые во множестве писали мастера Возрождения. Это тем более удивительно, что другие музыкальные стили могут воспроизводить даже особо одарённые дети-вундеркинды, которые по природе своей прекрасные копиисты и подражатели. Многие музыканты свободно импровизируют в стиле Баха и Моцарта, создают прямо за инструментом сложнейшие фуги, сочиняют в стиле позднего романтизма, в стиле Вагнера и Брукнера, которые писали произведения весьма масштабные и сложные по языку. И только «строгое письмо», все правила которого известные, все запреты которого налицо, не поддаётся механическому воспроизведению и подражанию. Студенты-музыканты с немалым трудом изучают лишь некоторые основные элементы «строгого письма», но свободно овладеть его секретами никому не дано.

Причина здесь в том, что «строгое письмо» - не просто композиционная техника, а система музыкального мышления, построенная на особом понимании свободы творчествакак добровольного подчинения определённым и весьма жёстким ограничениям. Современному человеку, которому чуждо пантеистическое мироощущение Возрождения, трудно совместить в своём сознании творческую раскрепощённость и Закон. Ведь пантеизм – это радостное слияние с Богом и Природой, соблюдение своих обязанностей по отношению к ним… Нам же, «подчинившим» Природу своему произволу и пожинающим сейчас горькие плоды такого к ней отношения, невозможно полностью раствориться в Природе… и свободно творить по её законам.

Поэтому система музыкального мышления под названием «Строгое письмо» вечно остаётся для нас недоступной тайной, тайной неувядающей Красоты и Совершенства природной Гармонии. /

 

================================

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: