Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)




Вид учебной работы Всего часов для очной формы обучения Всего часов для заочной формы обучения
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины    
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)    
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции    
Семинары    
в т. ч. в активной и интерактивной формах    
Внеаудиторная работа (всего)    
В том числе - индивидуальная работа обучающихся с преподавателем -  
Самостоятельная работа обучающихся (всего)    
В том числе:    
Ознакомление с основной и дополнительной литературой    
Творческая работа (эссе)    
Разбор конкретных ситуаций и технологий включения общественного мнения в практику; Разбор конкретных методик изучения общественного мнения.    
Составление исследовательского проекта изучения общественного мнения по актуальным проблемам    
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет) зачет зачет 4

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

Для очной формы обучения

№№ п/п Раздел дисциплины Общая трудо- емкость (часах) всего Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся, и трудоемкость (в часах Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия Самостоятельная работа  
лекции Семинары, практические занятия
1. Генезис и развитие теории общественного мнения. Сущность общественного мнения         Устный опрос, практические задания, эссе
2. Закономерности формирования и функционирования общественного мнения         Устный опрос, практические задания, эссе
3. Методическое обеспечение социологического изучения общественного мнения         Устный опрос, исследовательский проект по изучению ОМ
  Итого          

 

Для заочной (очно-заочной) формы обучения (если есть дисциплины на заочном отделении)

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость (часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
1. РАЗДЕЛ 1Генезис и развитие теории общественного мнения. Сущность общественного мнения          
2. РАЗДЕЛ 2. Закономерности формирования и функционирования общественного мнения          
3. РАЗДЕЛ 3. Методическое обеспечение социологического изучения общественного мнения          
  Зачет          
4. Всего по курсу          

 

 

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

Наименование раздела дисциплины Содержание
1. Генезис и развитие теории общественного мнения. Сущность общественного мнения  
Содержание лекционного курса
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Генезис и развитие теории общественного мнения в социологии Значение общественного мнения в современном обществе. Предмет, задачи и структура курса. Общественное мнение как специальная теория и прикладные исследования. Множественность определений общественного мнения.. Представление об общественном мнении в истории философской и социологической мысли. Зарождение представлений об общественном мнении (античная философия, мыслители итальянского гуманизма, Н. Маккиавелли, Ж.-Ж.Руссо, французские материалисты, Дж. Мэдисон, Т. Джефферсон, Г. Гегель, А. де Токвиль и др.). Понимание категорий общественного мнения в социальной мысли ХХ века (Г. Тард, Г. Лебон, Ф. Теннис, В. Липпман, Дж. Гэллап, Э.Ноэль-Нойман и др.). Отечественная школа изучения общественного мнения.
1.2. Сущность и структура общественного мнения Двойственная природа общественного мнения. Гносеологический анализ общественного мнения. Индуктивный гносеологический подход к сущности общественного мнения. Понятие и природа мнения. Объект и субъект общественного мнения. Плюралистическая и монистическая концепция общественного мнения. Дедуктивная гносеологическая концепция общественного мнения. Общественное мнение и общественное сознание. Социологический подход к категории «общественное мнение». Анализ онтологических аспектов общественного мнения как социального явления. Подходы к структуризации общественного мнения. Базисная (эмоциональный, рациональный и волевой компоненты), содержательная, динамическая, субъектная, территориальная и др. структуры. Основные свойства общественного мнения: распространенность, интенсивность, стабильность, динамичность, зрелость.
Темы практических/семинарских занятий
1.1. Генезис и развитие теории общественного мнения в социологии Вопросы
  1. Роль и место теории общественного мнения в системе социологического знания.
  2. Трансформация понятия «общественное мнение». Становление и развитие общественного мнения как социального явления в обществе.
  3. Становление теории общественного мнения в зарубежной и российской социологии
1.2 Сущность и структура общественного мнения Вопросы 1. Гносиологический анализ общественного мнения: 2. Субъект и объект общественного мнения. Границы их определения в теоретическом анализе и прикладном исследовании. 3. Социологический анализ общественного мнения. 4. Основные способы структуризации общественного мнения.
  Закономерности формирования и функционирования общественного мнения  
2.1 Формирование общественного мнения Общественное мнение и СМИ Общественное мнение как состояние и процесс. Жизненный цикл монообъектного общественного мнения. Основные этапы и их характеристика. Источники формирования общественного мнения Факторы и механизмы формирования общественного мнения. Методы целенаправленного воздействия на формирование общественного мнения. СМИ как важнейший инструмент целенаправленного формирования общественного мнения. Манипулирование общественным мнением. СМИ как выразитель общественного мнения.Основные правила представления социологических данных в СМИ.
2.2 Общественное мнение как социальный институт. Функции общественного мнения Определение общественного мнения как социального института. Признаки формирования общественного мнения как социального института. Основные характеристики института общественного мнения. Функционирование общественного мнения как социального института и границы его управляемости. Факторы, сдерживающие потенциал институциализации общественного мнения. Каналы выражения общественного мнения. Взаимодействие с другими социальными институтами общества. Основные виды функций общественного мнения в современном обществе и их характеристика.
2.3 Общественное мнение в социальном и государственном управлении. Закономерности функционирования общественного мнения. Общественное мнение как фактор демократизации социального управления. Общественное мнение в системе факторов социальных изменений. Роль общественного мнения в трансформации различных подсистем социума Общественное мнение и власть: общая характеристика взаимодействия, типы и режимы взаимодействия. Роль власти в формировании общественного мнения и общественного мнения в формировании власти. Закономерности функционирования общественного мнения. Закономерности развития общественного мнения, обусловленные его собственной природой. Закономерности развития общественного мнения, связанные с конкретно-историческими условиями его функционирования.
Темы практических/семинарских занятий
2.1 Формирование общественного мнения Общественное мнение и СМИ Вопросы 1. Факторы формирования общественного мнения. 2. Средства формирования общественного мнения. 3. Роль СМИ в формировании общественного мнения. 4. Манипулирования общественным мнением
2.2 Общественное мнение как социальный институт. Функции общественного мнения Вопросы
  1. Признаки общественного мнения как социального института.
  2. Факторы, сдерживающие институциализацию общественного мнения.
  3. Функции общественного мнения.
4. Институциализация общественного мнения в России.
2.3 Общественное мнение в социальном и государственном управлении. Вопросы 1. Общественное мнение в системе социального управления. 2. Место и роль общественного мнения в политической системе. Общественное мнение и власть 3. Учет общественного мнения в трансформации различных подсистем социума: политической, социальной, экономической, культурной.
3. Методическое обеспечение социологического изучения общественного мнения  
3.1 Методика и техника изучения общественного мнения Взаимосвязь методологии и методики исследования. Классификация и характеристика приемов изучения общественного мнения (догэллаповский, гэллаповский, негэллаповский). Методические проблемы изучения общественного мнения. Виды исследовательских технологий и исследовательской тактики в изучении общественного мнения. Основные методы изучения общественного мнения (опрос, контент-анализ и др.), возможности качественных методов (фркус-групп, анализ документов и др.). Современные методы и техники изучения общественного мнения. Проблема измерения. Специфика разработки методического инструментария в социологическом исследовании общественного мнения. Обработка и анализ данных.
3.2 Методический опыт зарубежных и российских исследовательских фирм по изучению общественного мнения Опыт организации изучения общественного мнения за рубежом. Организация исследований общественного мнения и включения его в практику управления в СССР и Российской Федерации. Дизайн выборки, методики. Создание и поддержание в рабочем состоянии опросных сетей. Исследовательские организации Кемеровской области по изучению общественного мнения. Проблемы совершенствования системы изучения общественного мнения в современных условиях.  
Темы практических/семинарских занятий
3.1 Методическое обеспечение социологического изучения общественного мнения Вопросы 1. Виды социологических исследований общественного мнения (оперативные исследования (зондажи, рейтинги и др.), мониторинг и др.) 2. Сравнительный анализ познавательных возможностей методов изучения общественного мнения.  
3.2 Исследовательские проекты по изучению общественного мнения Защита студенческих исследовательских проектов изучения общественного мнения по актуальным проблемам общества и региона.
       


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: