Исходные данные для построения матрицы БКГ




ПРИМЕР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БКГ-МАТРИЦЫ

Постановка задачи

Предприятие специализируется на выпуске радиоаппаратуры. Продукция предприятия имеет потреби­телей в Украине, ближнем и дальнем зарубежье, развивающихся странах, а также в странах Западной Европы. Основными потребителями продукции являются суда морского и речного флота, оборонная про­мышленность. Продукция предприятия представлена следующими изделиями:

    1. УКВ радиостанции для Украины и ближнего зарубежья.
    2. КВ радиостанции для Украины и ближнего зарубежья.
    3. УКВ радиостанции для министерства обороны.
    4. КВ радиостанции для министерства обороны.
    5. УКВ радиостанции для судов речного флота Украины и России.
    6. Спутниковый радиобуй для морских судов.
    7. Испытательное оборудование для радиобуев.
    8. Усилитель КВ – диапазона для дальнего зарубежья.
    9. Антенные устройства для дальнего зарубежья.

Объем реализации продукции в денежных единицах (ДЕ) за последние четыре года и доля рынка предприятия и сильней­шего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице 1.

Таблица 1 -

Характеристика портфеля предложений предприятия

 

  Виды продукции Объем реализации по годам, тыс. ДЕ Доля рынка, 2003г., %
        предприятия конкурента
Продукт 1            
Продукт 2            
Продукт 3            
Продукт 4            
Продукт 5            
Продукт 6            
Продукт 7            
Продукт 8            
Продукт 9            

 

Задание

На основании исходных данных, используя матрицу БКГ (Бостонской консультативной группы, США), сформировать продуктовую стратегию предприятия.

Рекомендации к решению

1. В качестве критериев при построении двухмерной матрицы БКГ рассматриваются: темпы роста рынка (объемов продаж) предприятия и относительная доля рынка.

2. Рассчитать темпы роста рынка (РР). Они характеризуют движе­ние продукции на рынке, т.е. изменение объемов реализации (объе­мов продаж), и могут быть определены по каждому продукту через индекс темпа их роста за последний рассматриваемый период (2002 — 2003 гг.) или через среднегодовые темпы их изменения.

Индекс темпа роста по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализации продукции за 2003г (текущий) к объе­му ее реализации за 2002 г. (предыдущий) и выражается в процентах или в коэффициентах роста.

Например, РР для продукта №1 найдем следующим образом:

РР1 = 2500: 2900 = 0,86

Среднегодовой темп изменения объемов реализации по каждому виду продукции определяется как отношение одного уровня времен­ного ряда к другому, взятому за базу сравнения, и выражается в процентах или в коэффициентах роста. Среднегодовой темп роста за n лет вычисляется по формуле:

 

где Y— значение объема реализации соответственно за n-й (текущий 2003г.) или 1-й (базовый 2000 г.) год.

3. Рассчитать относительную долю, занимаемую предприятием на рынке, по каждому виду продукции. Относительная доля рын­ка (ОДР) определяется отношением доли предприятия на рынке к доле ве­дущей конкурирующей фирмы. Доли рынка предприятия или силь­нейшего конкурента находятся как отношение объема реализации к емкости рынка данной продукции соответственно предприятием или сильнейшим конкурентом.

 

Например, ОДР для продукта №1 найдем следующим образом:

ОДР1 = 34: 17 = 2

Это означает, что объем реализации предприятием продукта №1 превышает реализа­цию аналогичного продукта сильнейшей конкурирующей фирмой в два раза.

4. Рассчитать долю (в %) каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия по 2003 г.

Все рассчитанные данные рекомендуется представить в табличном виде (см. форму в табл. 2).

 

Таблица 2 -

Исходные данные для построения матрицы БКГ

 

№ продукции Показатель                  
Темпы роста рынка                  
Относительная доля рынка                  
Доля продукции в общем объеме реализации, %                  

 

 

5. Построить матрицу БКГ. В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются:

- средний индекс темпов роста рынка, равный единице, т.е. объем продаж постоянен;

- относительная доля рынка — средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке.

Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации предприятия. (Пример с указанием продукта № 1 см. рис. 1.)

 

6. На основе анализа матрицы БКГ сформировать продуктовую стратегию предприятия. Она формируется по отдельным видам продукции и может содержать следующие стратегические решения:

- убрать из продуктового портфеля предприятия;

- увеличить объем реализации, изменяя структуру продуктового портфеля;

- изменить относительную долю на рынке;

- увеличить инвестирование;

- ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными видами продукции и т.п.

 

 
 

 

 


Рисунок 3 – Пример матрицы БКГ

 

Рис. 1 – Продукт №1 в матрице БКГ

 

При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля:

• «Звезды» оберегать и укреплять;

• по возможности избавляться от «Собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;

• для «Дойных коров» необходимы жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня;

• «Вопросительные знаки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»;

• комбинация продуктов «Вопросительные знаки», «Звезды» и «Коровы» приводит к наилучшим результатам функционирования — умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;

• комбинация «Вопросительные знаки» и «Звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;

• комбинация «Коровы» и «Собаки» ведет к падению продаж и рентабельности.

Решение задачи

 

1. Расчет темпов роста рынка:

РР1 = 2500: 2900 = 0,86

РР2 = 649: 590 = 1,1

РР3 = 130: 90 = 1,44

РР4 = 2405: 1850 = 1,3

РР5 = 448: 280 = 1,6

РР6 = 100: 60 = 1,66

РР7 = 348: 580 = 0,6

РР8 = 686: 980 = 0,7

РР9 = 400: 900 = 0,44

Полученные данные следует внести в таблицу № 2.

 

2. Относительная доля рын­ка (ОДР):

ОДР1 = 34: 17 = 2

ОДР2 = 33: 21 = 1,57

ОДР3 = 5: 7 = 0,71

ОДР4= 11: 9 = 1,22

ОДР5 = 15: 10 = 1,5

ОДР6= 1: 7 = 0,14

ОДР7 = 40: 18 = 2,22

ОДР8 = 16: 16 = 1

ОДР9 = 2: 4 = 0,5

Полученные данные следует внести в таблицу № 2.

 

1. Доля (в %) каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия по 2003 г составляет:

ПР1 = 2500: 7666 · 100% = 32,6%

ПР2 = 649: 7666 · 100% = 8,5%

ПР3 = 130: 7666 · 100% = 1,7%

ПР4 = 2405: 7666 · 100% = 31,3%

ПР5 = 448: 7666 · 100% = 5,8%

ПР6 = 100: 7666 · 100% = 1,3%

ПР7 = 348: 7666 · 100% = 4,5%

ПР8 = 686: 7666 · 100% = 8,9%

 

Полученные данные следует внести в таблицу № 2.

 

2. Исходные данные для построения матрицы БКГ представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 -



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: