ПРИМЕР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БКГ-МАТРИЦЫ
Постановка задачи
Предприятие специализируется на выпуске радиоаппаратуры. Продукция предприятия имеет потребителей в Украине, ближнем и дальнем зарубежье, развивающихся странах, а также в странах Западной Европы. Основными потребителями продукции являются суда морского и речного флота, оборонная промышленность. Продукция предприятия представлена следующими изделиями:
- УКВ радиостанции для Украины и ближнего зарубежья.
- КВ радиостанции для Украины и ближнего зарубежья.
- УКВ радиостанции для министерства обороны.
- КВ радиостанции для министерства обороны.
- УКВ радиостанции для судов речного флота Украины и России.
- Спутниковый радиобуй для морских судов.
- Испытательное оборудование для радиобуев.
- Усилитель КВ – диапазона для дальнего зарубежья.
- Антенные устройства для дальнего зарубежья.
Объем реализации продукции в денежных единицах (ДЕ) за последние четыре года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице 1.
Таблица 1 -
Характеристика портфеля предложений предприятия
Виды продукции | Объем реализации по годам, тыс. ДЕ | Доля рынка, 2003г., % | ||||
предприятия | конкурента | |||||
Продукт 1 | ||||||
Продукт 2 | ||||||
Продукт 3 | ||||||
Продукт 4 | ||||||
Продукт 5 | ||||||
Продукт 6 | ||||||
Продукт 7 | ||||||
Продукт 8 | ||||||
Продукт 9 |
|
Задание
На основании исходных данных, используя матрицу БКГ (Бостонской консультативной группы, США), сформировать продуктовую стратегию предприятия.
Рекомендации к решению
1. В качестве критериев при построении двухмерной матрицы БКГ рассматриваются: темпы роста рынка (объемов продаж) предприятия и относительная доля рынка.
2. Рассчитать темпы роста рынка (РР). Они характеризуют движение продукции на рынке, т.е. изменение объемов реализации (объемов продаж), и могут быть определены по каждому продукту через индекс темпа их роста за последний рассматриваемый период (2002 — 2003 гг.) или через среднегодовые темпы их изменения.
Индекс темпа роста по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализации продукции за 2003г (текущий) к объему ее реализации за 2002 г. (предыдущий) и выражается в процентах или в коэффициентах роста.
Например, РР для продукта №1 найдем следующим образом:
РР1 = 2500: 2900 = 0,86
Среднегодовой темп изменения объемов реализации по каждому виду продукции определяется как отношение одного уровня временного ряда к другому, взятому за базу сравнения, и выражается в процентах или в коэффициентах роста. Среднегодовой темп роста за n лет вычисляется по формуле:
где Y— значение объема реализации соответственно за n-й (текущий 2003г.) или 1-й (базовый 2000 г.) год.
3. Рассчитать относительную долю, занимаемую предприятием на рынке, по каждому виду продукции. Относительная доля рынка (ОДР) определяется отношением доли предприятия на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы. Доли рынка предприятия или сильнейшего конкурента находятся как отношение объема реализации к емкости рынка данной продукции соответственно предприятием или сильнейшим конкурентом.
|
Например, ОДР для продукта №1 найдем следующим образом:
ОДР1 = 34: 17 = 2
Это означает, что объем реализации предприятием продукта №1 превышает реализацию аналогичного продукта сильнейшей конкурирующей фирмой в два раза.
4. Рассчитать долю (в %) каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия по 2003 г.
Все рассчитанные данные рекомендуется представить в табличном виде (см. форму в табл. 2).
Таблица 2 -
Исходные данные для построения матрицы БКГ
№ продукции Показатель | |||||||||
Темпы роста рынка | |||||||||
Относительная доля рынка | |||||||||
Доля продукции в общем объеме реализации, % |
5. Построить матрицу БКГ. В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются:
- средний индекс темпов роста рынка, равный единице, т.е. объем продаж постоянен;
- относительная доля рынка — средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке.
Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации предприятия. (Пример с указанием продукта № 1 см. рис. 1.)
6. На основе анализа матрицы БКГ сформировать продуктовую стратегию предприятия. Она формируется по отдельным видам продукции и может содержать следующие стратегические решения:
|
- убрать из продуктового портфеля предприятия;
- увеличить объем реализации, изменяя структуру продуктового портфеля;
- изменить относительную долю на рынке;
- увеличить инвестирование;
- ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными видами продукции и т.п.
Рисунок 3 – Пример матрицы БКГ
Рис. 1 – Продукт №1 в матрице БКГ
При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля:
• «Звезды» оберегать и укреплять;
• по возможности избавляться от «Собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;
• для «Дойных коров» необходимы жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня;
• «Вопросительные знаки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»;
• комбинация продуктов «Вопросительные знаки», «Звезды» и «Коровы» приводит к наилучшим результатам функционирования — умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;
• комбинация «Вопросительные знаки» и «Звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;
• комбинация «Коровы» и «Собаки» ведет к падению продаж и рентабельности.
Решение задачи
1. Расчет темпов роста рынка:
РР1 = 2500: 2900 = 0,86
РР2 = 649: 590 = 1,1
РР3 = 130: 90 = 1,44
РР4 = 2405: 1850 = 1,3
РР5 = 448: 280 = 1,6
РР6 = 100: 60 = 1,66
РР7 = 348: 580 = 0,6
РР8 = 686: 980 = 0,7
РР9 = 400: 900 = 0,44
Полученные данные следует внести в таблицу № 2.
2. Относительная доля рынка (ОДР):
ОДР1 = 34: 17 = 2
ОДР2 = 33: 21 = 1,57
ОДР3 = 5: 7 = 0,71
ОДР4= 11: 9 = 1,22
ОДР5 = 15: 10 = 1,5
ОДР6= 1: 7 = 0,14
ОДР7 = 40: 18 = 2,22
ОДР8 = 16: 16 = 1
ОДР9 = 2: 4 = 0,5
Полученные данные следует внести в таблицу № 2.
1. Доля (в %) каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия по 2003 г составляет:
ПР1 = 2500: 7666 · 100% = 32,6%
ПР2 = 649: 7666 · 100% = 8,5%
ПР3 = 130: 7666 · 100% = 1,7%
ПР4 = 2405: 7666 · 100% = 31,3%
ПР5 = 448: 7666 · 100% = 5,8%
ПР6 = 100: 7666 · 100% = 1,3%
ПР7 = 348: 7666 · 100% = 4,5%
ПР8 = 686: 7666 · 100% = 8,9%
Полученные данные следует внести в таблицу № 2.
2. Исходные данные для построения матрицы БКГ представлены в таблице 3.
Таблица 3 -