Задание 2 по теме «Социальная мобильность»




Проведите небольшое социологическое исследование по теме

«Социальная мобильность». Побеседуйте с пятью работающими

родственниками (друзьями, соседями и т. п.). Задайте им следующие

вопросы: 1) Каково их занятие (профессия)? 2) Если они уже меняли свое

занятие (профессию), то что послужило причиной этих изменений? 3) Каково

нынешнее занятие их отца/матери? 4) Каким было первое после окончания

школы занятие их отца/матери? 5) Если занятие отца/матери изменилось, то

что послужило причиной этих изменений?

Полученную информацию занесите в таблицу и сделайте (на примере

этих семей) выводы о: а) направлениях межпоколенной и внутрипоколенной

мобильности; действующих «социальных лифтах»; б) зависимости выбора

профессий детьми от социального статуса и деятельности родителей.

 

Нынешнее занятие(профессия) сына/дочери Самое первое занятие(профессия) сына/дочери Социальный лифт Нынешнее занятие(профессия) отца/ матери Самое первое занятие(профессия)) отца/ матери Социальный лифт
           
           
           
           
           

 

Литература

Ж.Т. Тощенко. Социология. М., 2013С.214-237

Вариант 3

Задание 1 по теме «Социальные интересы и формы социального взаимодействия»

.

Прочтите данный текст, ответьте в письменной форме на вопросы и задания в конце теста.

Современный социолог А. В. Дмитриев о поддержании и развитии

сотрудничества.

Прежде чем вступить в противоборство, и соперники вероятнее всего

находились в нейтральных отношениях, а возможно, и сотрудничали

(сослуживцы, соседи, члены семьи, общественные организации,

государства). Надежный путь предупреждения конфликта — налаживание и

укрепление сотрудничества. Конфликтологами разработан ряд принципов и

методов поддержания и развития сотрудничества.

Согласие предполагает вовлечение возможного противника в совместную

деятельность...

Практическая эмпатия предполагает «вхождение» в положение

партнера, понимание его трудностей, сочувствие и готовность помочь.

Сохранение репутации партнера предполагает уважительное отношение

к нему, даже если интересы одного партнера расходятся с интересами

другого.

Взаимное дополнение тех качеств партнера, которыми не обладает

другой. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное уважение

и сотрудничество и избежать конфликта.

Исключение социальной дискриминации предполагает запрещение

подчеркивать свое превосходство над партнером (хотя оно, возможно, и

имеется). «Далее если вы делаете работу лучше других, не ведите себя как

победитель».

Разделение заслуг. Этим достигается взаимное уважение и снимаются

такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды и т. п.

Психологический настрой предполагает в конкретных проявлениях,

например, своевременное информирование партнера о возможных или

предстоящих переменах, осуждение с ним их последствий и т. п. В нашей

действительности государственные руководители зачастую пренебрегают

этим методом предупреждения конфликтов...

Психологическое «поглаживание» (синтон) предполагает поддерживание

хорошего настроения, положительных эмоций по самым различным

поводам, что снимает напряженность, вызывает чувство симпатии к

партнеру и тем самым препятствует возникновению конфликтной ситуации.

Названные методы и принципы поддержания и укрепления

сотрудничества, конечно, не являются исчерпывающими. Но все, что может

способствовать сохранению нормальных деловых отношений между

людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, противодействует

развитию конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки

возникнет, помогает его разрешить.

 

Вопросы к тексту

1) Какие виды сотрудничества упомянуты в тексте?

Дополните список собственными примерами.

2) Какой путь предупреждения

конфликта автор считает самым надежным? Свой ответ объясните.

3) В тексте приведены разработанные конфликтологами принципы и методы

поддержания и развития сотрудничества. Чем методы отличаются от

принципов? Что из перечисленного относится к принципам, а что — к

методам?

4) Чем определяется предпочтение тех или иных

методов в конкретной ситуации.

5.Верно ли характеризует основные функции социальных конфликтов

каждое из приведены ниже суждений о них? Дайте их аргументированную

оценку:

• Социальные конфликты способствуют социализации и адаптации

как индивидов, так и социальных групп.

•• Социальные конфликты создают условия для создания и

поддержания баланса сил.

• Социальные конфликты позволяют получить информацию об

окружающей социальной среде.

 

Литература

Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное

. — М., 2002. — С. 323—324.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: