Проведите небольшое социологическое исследование по теме
«Социальная мобильность». Побеседуйте с пятью работающими
родственниками (друзьями, соседями и т. п.). Задайте им следующие
вопросы: 1) Каково их занятие (профессия)? 2) Если они уже меняли свое
занятие (профессию), то что послужило причиной этих изменений? 3) Каково
нынешнее занятие их отца/матери? 4) Каким было первое после окончания
школы занятие их отца/матери? 5) Если занятие отца/матери изменилось, то
что послужило причиной этих изменений?
Полученную информацию занесите в таблицу и сделайте (на примере
этих семей) выводы о: а) направлениях межпоколенной и внутрипоколенной
мобильности; действующих «социальных лифтах»; б) зависимости выбора
профессий детьми от социального статуса и деятельности родителей.
Нынешнее занятие(профессия) сына/дочери | Самое первое занятие(профессия) сына/дочери | Социальный лифт | Нынешнее занятие(профессия) отца/ матери | Самое первое занятие(профессия)) отца/ матери | Социальный лифт |
Литература
Ж.Т. Тощенко. Социология. М., 2013С.214-237
Вариант 3
Задание 1 по теме «Социальные интересы и формы социального взаимодействия»
.
Прочтите данный текст, ответьте в письменной форме на вопросы и задания в конце теста.
Современный социолог А. В. Дмитриев о поддержании и развитии
сотрудничества.
Прежде чем вступить в противоборство, и соперники вероятнее всего
находились в нейтральных отношениях, а возможно, и сотрудничали
(сослуживцы, соседи, члены семьи, общественные организации,
|
государства). Надежный путь предупреждения конфликта — налаживание и
укрепление сотрудничества. Конфликтологами разработан ряд принципов и
методов поддержания и развития сотрудничества.
Согласие предполагает вовлечение возможного противника в совместную
деятельность...
Практическая эмпатия предполагает «вхождение» в положение
партнера, понимание его трудностей, сочувствие и готовность помочь.
Сохранение репутации партнера предполагает уважительное отношение
к нему, даже если интересы одного партнера расходятся с интересами
другого.
Взаимное дополнение тех качеств партнера, которыми не обладает
другой. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное уважение
и сотрудничество и избежать конфликта.
Исключение социальной дискриминации предполагает запрещение
подчеркивать свое превосходство над партнером (хотя оно, возможно, и
имеется). «Далее если вы делаете работу лучше других, не ведите себя как
победитель».
Разделение заслуг. Этим достигается взаимное уважение и снимаются
такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды и т. п.
Психологический настрой предполагает в конкретных проявлениях,
например, своевременное информирование партнера о возможных или
предстоящих переменах, осуждение с ним их последствий и т. п. В нашей
действительности государственные руководители зачастую пренебрегают
этим методом предупреждения конфликтов...
Психологическое «поглаживание» (синтон) предполагает поддерживание
хорошего настроения, положительных эмоций по самым различным
|
поводам, что снимает напряженность, вызывает чувство симпатии к
партнеру и тем самым препятствует возникновению конфликтной ситуации.
Названные методы и принципы поддержания и укрепления
сотрудничества, конечно, не являются исчерпывающими. Но все, что может
способствовать сохранению нормальных деловых отношений между
людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, противодействует
развитию конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки
возникнет, помогает его разрешить.
Вопросы к тексту
1) Какие виды сотрудничества упомянуты в тексте?
Дополните список собственными примерами.
2) Какой путь предупреждения
конфликта автор считает самым надежным? Свой ответ объясните.
3) В тексте приведены разработанные конфликтологами принципы и методы
поддержания и развития сотрудничества. Чем методы отличаются от
принципов? Что из перечисленного относится к принципам, а что — к
методам?
4) Чем определяется предпочтение тех или иных
методов в конкретной ситуации.
5.Верно ли характеризует основные функции социальных конфликтов
каждое из приведены ниже суждений о них? Дайте их аргументированную
оценку:
• Социальные конфликты способствуют социализации и адаптации
как индивидов, так и социальных групп.
•• Социальные конфликты создают условия для создания и
поддержания баланса сил.
• Социальные конфликты позволяют получить информацию об
окружающей социальной среде.
Литература
Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное
. — М., 2002. — С. 323—324.