Памятка при выборе темы для эссе




Памятка, помогающая написать эссе

Как написать домашнее эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1) изучите заданный на дом теоретический материал;

2) уясните особенности заявленной темы эссе;

3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4) выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

1) напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

2) проанализируйте содержание написанного;

3) проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;

4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Структура эссе

Элемент структуры     % к общему объему работы    
Начало (актуализация заявленной темы)   20%  
Тезис Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход Переформулировка тезиса   60%  
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)   20%  

Требования, предъявляемые к эссе

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию. Которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

 

Что такое эссе

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому -«взвешивание». Французское езза! можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии. В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме»

«Большой энциклопедический словарь» дает более развернутое определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

Теперь можно представить относительно полный перечень признаков текста, относящегося к жанру эссе.

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

3. Небольшой объем.

4. Свободная композиция.

5. Непринужденность повествования.

6. Парадоксальность.

7. Внутреннее смысловое единство

8. Открытость

Выбор темы

Эссе - это единственное задание, которое является альтернативным', студент сам выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной. Выбор темы эссе - ответственная задача. Выбирая проблему, автор должен быть уверен в том, что он:

1)имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относиться;

2)ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);

3)может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

4)владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждении темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

5)сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

 

Памятка при выборе темы для эссе

1) Познакомься с предложенными темами

2) Определи, к какой базовой науке относится каждая тема;

3) Определи смысл предложенных высказываний («Что, по моему мнению, хотел сказать автор?»)

4) Осмысли проблему в контексте базовых наук («С какими основными проблемами

обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»)

5) Сформулируй свое отношение к высказыванию («Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»)

6) Определи обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются тебе для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне («Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»)

7) Отбери факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые

убедительно обосновывают твою позицию («Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»)

Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» и др.

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

 

 

Во-первых, как это ни банально звучит, не стоит откладывать написание на последний день, надеясь, что уж пять страниц-то набить - полчаса работы. Никто от вас не требует, чтобы вы срочно садились за книги, но хотя бы несколько минут в день, в метро или под душем можно уделить мыслям - о чем, собственно, эссе должно быть. И тогда, когда случится время "Ч" и вы сядете перед чистым листом Ворда (или пустым окошком поисковика в яндексе), будет хотя бы понятно, о чем материал подбирать будем.

Во-вторых, хотя эссе исключает плагиат, без материалов по теме не обойтись. Поэтому набираем материал. Побольше, поразнообразней… Источники - аккуратненько в список литературы… Читаем или просто просматриваем - смотря сколько времени есть в наличие. Если сроки еще не поджимают, хорошо бы этим заниматься несколько дней подряд, по чуть - чуть, хотя бы в рекламную телевизионную паузу, а уж если пять утренних чашек кофе будет посвящено изучению набранной горы материала, то, пожалуй, в голове все должно хорошо разложиться по полочкам.

В-третьих, хорошо бы эту тему с кем-нибудь пообсуждать. С преподавателем было бы совсем замечательно. Мало того, что он вам что-то дельное предложит и прольет свет на собственное видение вопроса, вы еще и продемонстрируете собственную интенсивную работу мысли. Но если преподаватель недоступен, вполне подойдет ваша собственная бабушка. Конечно, не стоит ожидать от нее конструктивных замечаний (хотя кто знает, бабушки бывают разные), но два зайца убиваются - и свои мысли по полкам разложите, и внучачий долг общения выполните.

В-четвертых, неплохо было бы изучить повадки своей музы. Вдохновение - штука довольно капризная. Например, я к своему отношусь трепетно, кормлю его шоколадками если затребует и вскакиваю среди ночи, если ему приспичило изложить мне свои мысли именно сейчас. Шутки-шутками, но доля правды там все же есть.

Итак, мыслей полна голова, муза дышит в затылок, пора приступать к собственно написанию.

По поводу структуры эссе мне недавно попались указания одного преподавателя, поскольку они были предложены широкому кругу студентов, приведу их и здесь:

"Эссе представляет собой постановку небольшой, конкретной проблемы, которая обычно является заголовком, и последующее её раскрытие самим студентом. Эссе отвечает на вопрос "Почему?", но не на описательные вопросы "Как?", "Какой?", "О чём?" или требующие ответа "Да" или "Нет". Иначе, эссе является открытым письмом условному другу, задавшему вопрос "Почему?". В ответе должно содержаться не менее трех / я считаю, во-первых,… во-вторых,… в третьих…/ В конце работы делается вывод, можно прогноз, в котором чётко обозначенных собственные позиции автора.

Эссе - это размышление студента над какой-то проблемой, которая ему интересна и которая является ещё и актуальной, т.е. интересной другим. Поэтому в эссе допустима полемика с другими авторами (их точкой зрения), поскольку в задачу студента входит обязательная демонстрация начитанности по данному предмету. Цитировать других авторов можно, но умеренно и к случаю. Внизу страницы делается сноска (автор, книга или статья, год издания, стр., место издания). В конце работы указывается прочитанная литература. Эссе - это абсолютно самостоятельная работа, написанная собственным стилем и языком, поэтому, чем меньше цитат, тем лучше, ПЛАГИАТ ИСКЛЮЧАЕТСЯ!!! Тем более, что списанный текст всегда виден.

Работа должна быть логически выверена, последовательна. Составьте, на всякий случай, план, хотя в работу его включать не нужно.

Структура работы: первый абзац - всегда краткое изложение того, о чём работа. Это называется постановка проблемы, её суть. Далее эту проблему нужно объяснить аргументацию, т.е. подкрепляя начальное утверждение. В конце нужно сделать вывод, вытекающий из аргументированных объяснений и подтверждающий первоначальное утверждение."

Итак, схема складывается такая - формулировка проблемы на полстранички. Ее раскрытие в трех тезисах, каждый - на страничку. Вывод - еще на половинку. Теперь подумаем, что бы такого актуального туда ввернуть.

Если тематика околополитическая, социальная - хорошо бы полистать свежую прессу. Долго мучиться не придется - уже заточенный под вашу тему взгляд быстро выцепит нужный вам ракурс последних событий.

Если пишем о личности - стоит взглянуть на даты рождения, смерти, начала творческой деятельности - не намечается ли юбилей. Мысленно перебрать современных персон той же сферы деятельности - вдруг найдется личность, сравнение с которой придаст вашей работе выигрышный блеск.

Пожалуй, эссе единственный вид студенческих работ, где можно использовать эпиграф.

Хотя эссе и не самая простая работа, но зато оно, написанное осмысленно и с душой, может помочь завоевать уважение преподавателя и укрепить веру с собственную креативность.

 

ОБРАЗЕЦ ЭССЕ

"Политика есть мощное, медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером"

Макс Вебер

Существует множество представлений о том, что же такое политика, но существует два основных подхода:

Традиционный - политику определяют через государство и участие людей в осуществлении политики и оппозиции.

Социологический - политику трактуют в широком смысле слова, как любой вид деятельности связанный с руководством людьми, урегулированием конфликтов.

В традиционном подходе политика представляется как особая государственно-властная сфера общественной жизни, в которой она и реализуется. В связи с этим возникают категории политики, её определяют:

как сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти;

как науку и искусство государственного управления;

как способ производства законных социальных приказов

О диапазоне разброса мнений можно судить по крайним точкам зрения. Эти крайние точки зрения добольно ярко описал Макс Вебер в работе "Политика как призвание и профессия". С одной стороны, он определяет политику как самостоятельное руководство и включает сюда всякое целенаправленное поведение от "валютной политики банков" до "политики умной жены, которая стремится управлять своим мужем". С другой - сводит политику к господству или даже к легитимному, т. е. признаваемому правильным и правомерным насилию как средству такого господства.

Политическая деятельность отличается от других видов социальной деятельности также тем, что для субъекта любого уровня она так или иначе связана с противоречиями между общим и частными интересами общественных групп и подчинена в конечном итоге разрешению этих противоречий. Объективные противоречия интересов, возникающие на этой базе конфликты - глубинный источник и стимул политической активности в любых ее формах и видах, основная детерминанта, говоря словами М. Вебера, субъективного смысла политического действия.

Место политики в общественной жизни трудно переоценить. Характер проводимой политики ложится в основу благосостояния государства. Политика может действовать в том же направлении, что и экономика. Это лучший вариант, так как он ускоряется социальный прогресс, активнее развивается общество. Но бывает, что политика действует в противоположном направлении от экономических закономерностей. История показывает, что такая политика со временем терпит крах, она возможна только в переломные моменты истории, например, для удержания власти.

В реальной жизни вышеперечисленные модели обнаружить в чистом виде нельзя. Активный характер влияния политики на экономику проявляется в первенстве политики по отношению к экономике. Здесь имеется в виду, что без правильного политического подхода не решить стоящих перед обществом экономических задач. Политический подход не означает искусственной политизации экономики, смысл состоит в обеспечении анализа и оценки экономики с точки зрения государственных интересов, а не отдельных групп. Политический подход предусматривает высокую степень гражданской ответственности за решение экономических проблем. Недооценка роли политики в экономики приводит к стихийности и пассивности (ожиданию).

В любом случае, очевидно, что строится политика государства должна на базе четко разработанных научных теорий, подкрепленных тщательными практическими исследованиями, изучением исторических закономерностей. Вот здесь то и необходим этот "холодный глазомер", о котором говорит нам Вебер. Необходима четкая аналитика, подробная статистика, точное прогнозирование.

Но не меньше нужна и упоминаемая Вебером "страсть". Сам М. Вебер говорит нам о двух способах "сделать из политики свою профессию: либо жить "для политики", либо жить "за счет" политики и "политикой". Тот, кто живет "для" политики, в каком-то внутреннем смысле творит "свою жизнь из этого" - либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит "делу", и тем самым придает смысл своей жизни". Хотя и тот, и другой способ "жить для политики" и "жить за счет политики" и политикой - не изменяет социальную среду, в обоих случаях речь идет об активности, прежде всего направленной субъектом на самого себя. Но мне кажется, что лишь политик, поставивший своей целью отдать своей деятельности весь свой интеллект, упорство и ту самую "страсть", способен миллиметр за миллиметром "пробурить толстые пласты" инерции государственной машины и повернуть руль управления в нужную сторону.

Среди особенностей современной российской политической деятельности следует назвать то, что партии сегодня занимают в общественном мнении, а следовательно, и в общественной жизни, явно периферийное положение. Это объясняется отсутствием структурированности общества, слабым осознанием его подгруппами своих интересов. По сути страна живет не в многопартийной, а в протопартийной системе, где идеологический фактор не играет интегрирующей роли. Особенно, как мне кажется, это показали прошедшие неделю назад, 7 декабря, выборы, на которых все без исключения блоки и объединения, многие из которых назвали себя партиями, избегали обращения к идеологическим аргументам. Если вспомнить предвыборную компанию, мне, как рядовому обывателю, вспоминаются лишь обещания прибавления пенсий и решения социальных проблем, красивые гордые профили, папочки компромата в предвыборных баталиях, но никак не политические программы кандидатов.

Темпы социального прогресса зависят от характера взаимодействия идеологии и политики. "Твердые пласты" массы должна осознать необходимость каких-либо изменений в экономике. Отказ от идеологии приводит к дезориентации в политике, ведь идеология представляет собой теоретическую основу политической деятельности. Политика выступает средством идеологического воспитания масс, так как группа, класс находящиеся у власти занимают преимущественное положение в формировании идеи. Общество разнопланово, в нём существует большое количество социальных, профессиональных, демографических, национальных групп, которые имеют зачастую противоречащие интересы, для того чтобы борьба проходила спокойно (а не было бы "войны всех против всех") требуется особая организация силы, чтобы обеспечить порядок. Именно эту функцию выполняет политика. Государство в качестве верховного субъекта политики выполняет эту функцию. С функциональной точки зрения политика это:

выяснение смысла существования данной общности и системы приоритетов;

согласование и сбалансированность интересов всех его членов, определения общих и коллективных устремлений, целей;

выработка приемлемых правил поведения и жизнедеятельности;

распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности (или выработке правил, по которым происходит распределение).

И очевидно, что методология выполнения этих функций - успех политической программы. И несомненно, что только "страсть и холодный глазомер" приведут к ее постепенной, последовательной реализации.

Власть следует отличать от принуждения какому-либо конкретному действию. У того, кто подвергается принуждению, возможность выбора сводится к нулю

Проблемы воли и принуждения, противодействия принуждению и неразрывно связанные с ними свободы и несвободы человека, общества, власти относятся к вечным философским, духовно-нравственным, управленческим проблемам.

Власть представляет собой явление многомерное. Феномен власти и неравенство ее распределения между людьми, социальными группами и государственными институтами с давних времен порождали столько объяснений, обоснований и сомнений, сколько едва ли вызывало какое-либо другое явление.

Бертран Рассел рассматривал власть как фундаментальное, объединяющее все социальные науки объяснительное понятие, аналогичное понятию энергии в физике.

В науках об обществе, в частности в социологии и политологии, исследователи заинтересованы, прежде всего, в анализе сложившихся отношений власти и их объяснении постфактум, в науках же о поведении, и в психологии в том числе, акцент ставится, скорее, на исследовании процесса использования власти и его предсказаний, Различие взглядов на власть с позиции разных дисциплин станет понятнее из приведенных ниже определений.

Социолог Макс Вебер: "Власть означает любую закрепленную социальными отношениями возможность настаивать на своем, даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается".

Философ Бертран Рассел: "Власть может быть определена как достижение намеченных эффектов".

Политолог Р. Э. Дал: "Мое интуитивное представление о власти выглядит примерно так: А обладает властью над В в той мере, в какой он может заставить В делать то, что предоставленный самому себе В не стал бы делать"

Психолог Курт Левин; "Власть b над а можно определить,...как отношение максимальной силы воздействия b на а,.. к максимальному сопротивлению со стороны а".

Сегодня понятию власти свойствен легкий негативный налет, ибо она обычно связывается с представлениями о принуждении, угнетении, насилии или несправедливом господстве. Однако в не меньшей степени к этому понятию относятся позитивно или, по крайней мере, нейтрально оцениваемые явления, такие, как законное руководство, авторитет, признанное лидерство, влияние, воспитание, примирение интересов, групповая солидарность.

Френч и Равен выделили пять видов источников власти,

1.Власть вознаграждения

2.Власть принуждения

3.Власть эксперта

4.Власть авторитета

5.Власть закона

Какой из этих источников наиболее эффективен - этим вопросом задаются и психологи, и социологи, и политологи, и управленцы.

"Чистые" стили управления существуют лишь теоретически. Авторитарный (принуждение) и демократический стили могут считаться крайними проявлениями всего диапазона. Но хотя в реальной жизни стиль всегда смешанный, мы рассмотрим его крайности, во-первых, потому, что именно в них побочные эффекты ярко выражены, и, во-вторых, потому, что как раз крайности в первую очередь подлежат изменениям.

Излюбленным примером авторитарного управления у многих авторов является империя Генри Форда. В начале века, благодаря исключительно жесткому самоличному оперативному руководству ("сотрудники - исполнители"), Форд захватил больше 50% рынка автомобилей. Этот факт мог бы служить веским аргументом в пользу автократичного стиля, если бы не дополнялся другим - последующее десятилетие, благодаря тому же управлению, Форд терял этот рынок и деньги.

Заслуживает внимания и стратегия древнего Рима: будучи демократической республикой, во времена кризиса Рим выбирал диктатора, осуществлявшего авторитарное управление. С исчезновением опасности демократическая форма правления восстанавливалась.

Можно считать, что авторитарный и демократический стили выдержали проверку эволюцией, и что оба они имеют свои существенные достоинства.

Авторитарный стиль эффективен в нестабильных ситуациях, предназначен для захвата власти или рынков (или для отпора агрессору), и главное его преимущество - скорость принятия и исполнения решений. Демократический стиль эффективен при удержании и постепенном увеличении завоеваний, создании внутренней стабильности в фирме или государстве, его главное преимущество - всесторонняя проработанность решений. Сочетание (или противопоставление) этих стилей аналогично диссонансу между "хорошо" и "быстро".

Демократическое управление обеспечивает большую удовлетворенность персонала работой, а народа - правительством, чем автократическое. Однако не факт, что это способствует решению задач страны или предприятия.

 

Если автократия блокирует инициативу за счет отмены решений снизу, то демократия "успешно" решает ту же задачу за счет затягивания обсуждений.

Возможно, у нашей страны как ни у какой другой выработан горький опыт познания принуждения как источника власти и осознан печальный результат этого - лишение индивидуума права и возможности выбора.

Несмотря на годами декларируемую демократию, в стране царила "репрессивная терпимость". Этим термином обозначают совокупность средств и приемов сохранения статус-кво в обществе, где нет подлинной демократии, а создается лишь ее видимость, иллюзия.

Сегодня российское общество в целом, его регионы, как никогда, нуждаются в действительно сильной власти, но отнюдь не власти принуждения. Для нее, на мой взгляд, характерны: единства цели проявляющееся не только в "служении" самой себе, сколько в служении социуму, его рядовым гражданам; единство воли; компетентность, высокая информационная обеспеченность; способность активно противодействовать различным деструктивным манипуляциям.

К сожалению, государственная и муниципальная власть нередко использует антитехнологии. Даже не прибегая к углубленным исследованиям, можно назвать такие приемы, как подмена объективных интересов тех или иных групп населения собственными намерениями; манипулирование информацией, в частности, ее секретностью, утаивание информации; "эффект оракула". Прием, получивший в научной литературе название "эффект оракула", характеризуется стремлением выдать собственное мнение и собственные оценки за единственно правильные, отождествить их с мнением всего социума и т. д.

Обнадеживает то, что лучшие представители российской власти самых разных уровней хорошо осознали опасность этих антитехнологий, отказываются от них, преодолевают такие застарелые недуги российской государственности, как лицемерие, краснобайство, "репрессивная терпимость" и другие.

 

 

Экономика

1. «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития» (Й. Шумпетер).

2. «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» (Ш.Монтескье).

3. «Экономическая конкуренции – это не война, а соперничество в интересах друг друга» (Э.Каннан).

4. «Нажить много денег – не храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б. Ауэрбах).

5. «Конкурентноспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны» (М.Портер).

6. «Социализм – то равное распределение убожества, а капитализм – это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).

7. «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М.Амстердам).

8. «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении или пользоваться» (Наполеон I).

9. «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее» (С.Батлер).

10. «Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости» (Публий Сир).

11. «Бедняки платят дороже всего» (У.Зыбура).

12. «Устойчивость обществу придают или цепи или собственность» (Ф.Искандер).

13. «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе» (О.У. Холмс).

14. «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д.Сарнофф).

15. «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок» (Э.Гроув).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: