Логика образовательной деятельности




ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Тема НОД: «Удивительные свойства воздуха».

Воспитатель: Попова Ольга Николаевна

Доминирующая область: «Познавательное развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»:

-способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;

-расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

-развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

«Речевое развитие»:

-способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми;

- активизировать речевую деятельность;

-закреплять и расширять словарный запас детей;

-воспитывать культуру общения.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

«Художественно – эстетическое развитие»:

-формировать умение рисовать с помощью воздуха (кляксография), развивать воображение, фантазию.

Методы и приемы:

- практические: физминутка, исследование предметов, кляксография;

- наглядные: рассматривание иллюстраций;

- словесные: вопросы, загадки, разгадывание кроссворда.

Активный словарь: невидимый, легкий, прозрачный, газ, воздушная оболочка, расширяется – сжимается, кляксография, газированная вода.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картинки - символы, бутылка, воздушный шарик, горячая вода, баночки с разными запахами (апельсина, чеснока, духов), палитры с разведенной гуашью, кисточки, коктейльные трубочки, альбомные листы по количеству детей, стаканчики, емкость с газированной водой, пластилин.

 

 


Виды детской деятельности:

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутка «Ветер веет над полями».
Поисково – исследовательская Опыты «Поймай воздух», «У воздуха нет запаха», «Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается», «Ветер легче воды», «Воздух не имеет формы».
Коммуникативная Вопросы во время экспериментирования, ситуативный разговор о составе воздуха, разгадывание кроссворда.
Продуктивная Кляксография.
Познавательная Беседа о значении воздушной оболочки.  

 

 

Логика образовательной деятельности

Этап занятия Задачи Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный заинтересовать и включить в образовательную деятельность   развивать умение свободного общаться со взрослыми и детьми («Речевое развитие»)   расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека («Познавательное развитие»);   Разгадывание кроссворда. Заинтересованы, включены в деятельность
Воспитатель предлагает выступить в роле ученых и заняться исследованиями. - Отгадав кроссворд, вы узнаете, чем будем заниматься.   Воспитатель сообщает, что вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Он состоит из газов. В основном из азота и кислорода, в нем также содержатся примеси углекислого газа и водяных паров. Если бы нас не защищала эта воздушная оболочка вокруг Земли - мы бы сгорели от солнца или были бы заброшены камнями из космоса – метеоритами. Воспитатель спрашивает, кому нужен воздух? Какое имеет значение в жизни человека? - Интересно, а кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! - А вы, ребята, вы видите воздух вокруг нас?   Внимательно слушают.   Отгадывают загадки, разгадывают кроссворд.       Дети думают и отвечают.    
Деятельностный обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы («Познавательное развитие»).     - активизировать речевую деятельность; -закреплять и расширять словарный запас детей («Речевое развитие»). 1опыт «Поймай воздух» Углубляют и закрепляют знания о свойствах воздуха. Устанавливают причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делают выводы.
Воспитатель продолжает: - Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (руками обводит группу) Предлагает поймать его с помощью пакетов. -Что внутри у пакетов? Что в них находится? - А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? - Почему сдулись пакеты? -Вы заметили, какого цвета воздух? - Почему мы не видим воздух? Благодарит юных ученых и сообщает, что они открыли первый свойство воздуха – воздух невидимый, прозрачныйи предлагает в таблице отметить карточкой. Делают предположения.     Подходят к столу, где лежат пакеты, берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками. Дети предлагают взять острую палочку и осторожно проколоть мешочек, поднести его к лицу и нажать на него руками.  
  2 опыт «У воздуха нет запаха».    
Воспитатель спрашивает, что в баночках? (Правильно, воздух. А теперь, я открою баночки и дам вам понюхать, чем пахнет? Действительно, пахнет апельсином (луком, духами). - Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному? Сообщает, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.   Дети нюхают каждую баночку и убеждаются, что в каждой баночке пахнет по – разному, в зависимости от того, что там лежало. Делают предположения, что запах воздуху придают окружающие его вещества. Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет.     Отмечают в таблице соответствующей карточкой
формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу; -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми («Социально-коммуникативное развитие»)   3 опыт «Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Обогащают и закрепляют знания о свойствах воздуха. Устанавливают причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делают выводы.  
Педагог предлагает доказать, чтовоздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается (воздушный шарик надевает на горлышко пластиковой бутылки и опускает бутылку в горячую воду). -Что вы видите? - Шарик надулся, а почему? - А если поставить в холодную воду? - Шарик сдулся, почему?     Дети видят, что шарик надулся, предполагают, почему (в бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. А если сделать наоборот - поставить бутылку в холодную воду, то шарик сдуется, потому что при охлаждении воздух сжимается). Дети открывают еще одно свойство воздуха и обозначают карточкой.    
снятие эмоционального и мышечного напряжения Физминутка  
Предлагает выполнять движения по тексту стихотворения. Ветер веет над полями и качается трава, Облако плывет над нами, словно белая гора. Ветер пыль над лесом гонит и деревья к низу клонит. Вправо, влево, взад, вперед, а потом наоборот! Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем!   Выполняют движения по тексту стихотворения и показу педагога. Заинтересованы в продолжении образовательной деятельности
развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы («Познавательное развитие»).   4 опыт «Воздух легче воды» Устанавливают причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делают вывод.    
Предлагает налить в стакан газированную воду. - Почему она так называется? (В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная ). Бросает в воду кусочек пластилина размером с рисинку. -Почему она утонула? (Тяжелее воды и опускается на дно, но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что пластилин всплывет, потомупузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды). На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит). Сообщает, что по такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.   Думают, наблюдают, отвечают.   Делают вывод, что если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Потому что воздух легче воды. Эффект закончится, когда газ выдохнется, — пластилин утонет. Вставляют в таблицу соответствующую карточку.
формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу («Социально-коммуникативное развитие»)   5 опыт опыт «Воздух не имеет формы, заполняет собой другие предметы»  
-Посмотрите, у меня полиэтиленовый пакет. -Что в нём? После того, как дети поймали воздух и скрутили пакет, воспитатель спрашивает, что произошло с пакетом, на что он похож (воздух занял все место в мешке), изменил ли он форму?(Из этого мешка можно сделать любую фигуру). Таким образом можно надуть воздушный шар, плавательный круг, резиновый надувной мяч. Дети убеждаются, что он пуст, его можно сложить в несколько раз. Они набирают в пакет воздух и закручиваем пакет. Дети видят, что действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. Делают вывод, что воздух не имеет формы, заполняет собой любые другие предметы. Еще одно свойство определяют карточкой в таблице.   Углубляют и закрепляют знания о свойствах воздуха
Заключительный формировать умение рисовать с помощью воздуха (кляксография), развивать воображение, фантазию («Художественно – эстетическое развитие»)   активизировать речевую деятельность, закреплять и расширять словарный запас детей («Речевое развитие»).   Кляксография. Рисуют с помощью воздуха выдувая его из трубочки.   Обобщают и закрепляют знания о свойствах воздуха.     Получают эмоционально-личностную оценку работы на занятии
Воспитатель предлагает с помощью воздуха порисовать. Рассказывает, что этот способ называется кляксография.   Обобщение знаний по карточкам. Педагог заключает, что сегодня мы много узнали о воздухе и просит рассказать об этом с помощью таблицы. Спрашивает, какой опыт понравился больше всего? Что интересного узнали о воздухе? - А вот о том, сколько воздуха содержится в наших легких, мы узнаем в следующий раз. Дети, чтобы нарисовать кляксы, капают каплю гуаши на бумагу и раздувают ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Рассматривают, какие интересные и на что похожие кляксы получились.   Дети с помощью карточек-подсказок рассказывают про свойства воздух.

 

Приложение.


    Кроссворд. 1.Я берёзку качну, Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня не видать, Кто я? Можешь угадать? (Ветер) 2. Кто это такой садовник, Полил вишню и крыжовник, Полил сливу и цветы, Вымыл травы и кусты? (Дождь)   3. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима) 4. С горы сбегая без труда Она гремит, как гром. В морозный день она тверда, Руби хоть топором. Нагрей её и к облакам, Она взлетит тогда. Теперь ты мне ответишь сам - Зовут её (Вода)   5.Подходила, грохотала, Стрелы на землю метала, Нам казалось шла с бедой, Оказалось шла с водой. Подошла и пролилась, Вдоволь пашня напилась. (Туча)   6.Ветер дует “ух-ух-ух”… С тополей сбивает (Пух)

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: