Дизели типа Д49 получили наибольшее применение на железнодорожном транспорте. На магистральный тепловоз 3ТЭ-10МК устанавливают дизель-генератор 1А-9ДГ, состоящий из дизеля 16ЧН26/26 и генератора постоянного тока ГП-311Б, на общей поддизельной раме. Коленчатый вал дизеля и якорь главного генератора соединяются через полужесткую муфту пластинчатого типа.
Дизель 4-х тактный, с V-образным расположением цилиндров, 16-цилиндровый, оборудован газотурбинным наддувом и охладителем наддувочного воздуха.
Рама дизеля служит для установки на ней дизеля и генератора. Кроме этого образует картер, служащий для хранения запаса масла.
Рамы дизеля типа Д49 сварена из горизонтальных и вертикальных листов, усиленных ребрами жесткости. Снизу к раме приварены поддоны, образующие емкости для масла (1250 кг. марка М-14ДР, разрешено М-14Г2), закрытые стенками. На верхние листы рам устанавливаются на болтах блоки дизелей и генераторы. Поддизельная рама устанавливается на главную раму тепловоза. Имеется заливочная горловина, щуп, ля измерения уровня масла. Наружу выведены сливная и заливная трубы оснащенные вентилями.
Блок цилиндров дизеля типа Д49 представляет собой сварно-литую конструкцию.
Нижняя картерная часть блока сварена из литых стоек 13, верхняя часть из листов 9. Шпильки 7 крепления крышек цилиндров установлены в нижнюю картерную часть, поэтому основные сварные швы верхней части блока разгружены от газовых растягивающих сил, что обеспечивает их высокую надежность. К стойкам блока 13 болтами прикреплены штампованные подвески 17.
У дизеля Д49 стык подвесок и стоек блока зубчатый, смещению подвесок в поперечном направлении относительно оси блока препятствуют треугольные зубцы (рис.3,а).
|
Рис.2. Блок цилиндров:1 – корпус блока; 2 – передний лист блока; 3 – средняя плита; 4 – проставочная втулка; 5 – шпилька крепления лотка; 6 – верхняя плита; 7 – шпилька крепления цилиндровых крышек; 8 – проставок для подвода воздуха к впускным клапанам; 9 – верхний лист блока цилиндров; 10 – водяной коллектор; 11 – предохранительный клапан; 12 – крышка люка картера; 13,14 – стойка блока; 14 – втулки из нержавеющей стали для перепуска воды из коллекторов к рубашкам цилиндров; 16 – вкладыши коренных подшипников;17 – подвески; 18 – болт; 19 – боковые продольные листы блока; а,б,в – маслоподводящие каналы; г – воздушный коллектор; д – отверстие для перепуска масла из крышки в картер дизеля; е – фиксирующие зубцы стыка подвески.
Рис.3. Варианты соединения подвесок со стойками дизеля:
а – с зубчатым стыком; б – с плоским; 1 – стойка дизеля; 2 – подвеска;3,4 – болты крепления.
Для размещения втулок цилиндров блок разделен на восемь отсеков.
В развале блока образованы ресивер наддувочного воздуха г и канал в для прохода масла к подшипникам коленчатого вала.
Для повышения долговечности нижнего пояса блока и предохранения его от коррозии в отверстия блока запрессованы втулки 4 из нержавеющей стали повышенной твердости. Для перетока охлаждающей воды из коллекторов 10 к втулкам цилиндров и предохранения блока от коррозии установлены втулки 14 из нержавеющей стали. Вода к коллекторам блока поступает через привод насосов по проставкам с уплотнительными кольцами. В нижней части боковых продольных листов блока 19 против каждого цилиндра под трубой водяного коллектора имеются отверстия для контроля герметичности полости охлаждения втулки цилиндра.
|
Масло, скопившееся в ресивере, сливается в полость рамы. Доступ в картер дизеля обеспечивается через люки, закрытые крышками 12. С правой стороны блока крышки имеют предохранительные клапаны 11,которые открываются в аварийных случаях при повышении давления в картере дизеля более 0,5 кгс/см².