Рабочая программа учебного курса
«Шахматы»
для 1-ых, 2-ых, 3-их, 4-ых классов
(1-ый год обучения)
на 2017-2018 учебный год
Рабочую программу составил:
_______________ (Андропов Ю.А.)
Пояснительная записка.
Учебник «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А.
Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Рос-
сийской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Фе-
дерального государственного образовательного стандарта начального общего образо-
вания к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре»
и раскрывает методические основы обучения шахматной игре.
Целью Программы является: равномерное развитие логического и физического
интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное
развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи Программы.
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,
укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привле-
чение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного от-
дыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, спо-
собами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оз-
доровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особен-
ностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре во-
обще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодей-
ствия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультур-
ным занятиям.__
«Физическая культура. Динамичные шахматы» является модульным курсом,
который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения
шахматной теории и практики в рамках 3-го урока физической культуры и включѐн в
целостный образовательный процесс.
Содержание учебного предмета. Настоящая программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
- «Спортивно – соревновательная деятельность».
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»
представлены история, основные термины и понятия, требования техники
безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на
изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых
шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.
Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889)
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики
шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –
физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных праздников.
Рабочая программа рассчитана на 135 ч. на четыре года обучения.
При планировании занятий динамичными шахматами как 3-ий час урока
физической культуры необходимо отвести: в 1 классе – 33 часа, а в остальных (2-4
кл.) - по 34 часа. Занятия по Программе включаются в целостный образовательный
процесс.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ