Вокально-симфонические произведения




Для фортепиано

Вариации на тему «Abegg»

Танцы давидсбюндлеров, соч. 6

Три сонаты:

Соната № 1 фа диез минор, ор. 11

Соната № 3 фа минор, ор. 14

Соната № 2 соль минор, ор. 22

Фантастические пьесы, ор. 12

Симфонические этюды, ор. 13

Детские сцены, соч. 15

Фантазия до мажор, ор. 17

Юмореска, ор. 20

Венский карнавал, ор. 26

Альбом для юношества, ор. 68

Лесные сцены, op. 82

Пёстрые листки, op. 99

Концерты

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54

Konzertstück для четырёх валторн и оркестра, op. 86

Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92

Концерт для виолончели с оркестром, op. 129

Концерт для скрипки с оркестром, 1853

Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134

Пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано, op. 73

Вокальные произведения

«Круг песен» (Liederkreis), ор. 35 (сл. Гейне, 9 песен)

«Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)

«Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа, 12 песен)

«Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. Шамиссо, 8 песен)

«Любовь поэта» (Dichterliebe), ор. 48 (сл. Гейне, 16 песен)

«Семь песен. На память о поэтессе Елизавете Кульман», ор. 104 (1851)

«Стихотворения королевы Марии Стюарт», ор. 135, 5 песен (1852)

«Геновева». Опера (1848)

Симфоническая музыка

Симфония № 1 си бемоль мажор (известная как «Весенняя»), ор. 38

Симфония № 2 до мажор, ор. 61

Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97

Симфония № 4 ре минор, ор. 120

Увертюра к трагедии «Манфред» (1848)

Увертюра «Мессинская невеста»


 

ФРИДЕРИК ШОПЕН

(1810 - 1849)

1. Где и когда родился композитор?

Родился близ Варшавы в имении Желязова Воля. 22 февраля 1810 года.

2. Кто был первым учителем музыки Шопена?

Первым и единственным учителем фортепианной игры был Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению.

3. Когда и где произошло первое публичное выступление Шопена?

В феврале 1818 года состоялось публичное выступление маленького Шопена.

4. В каком возрасте Шопен опубликовал впервые свое сочинение?

Полонез g-moll был опубликован в 1817 году, когда его автору едва исполнилось 7 лет.

5. Какое высшее учебное заведение закончил Шопен?

Шопен закончил Варшавскую консерваторию.

6. Что представляла собой музыкальная жизнь Варшавы в 20-х годах 19 века?

Музыкальная жизнь Варшавы в 20-е годы была достаточно оживленной. В оперном театре шли многочисленные произведения польских музыкантов; исполнялись новые и известные оперы иностранных композиторов. Не было недостатка и в отечественных музыкантах - виртуозах.

Растет интерес к музыке в интеллигентных семьях Варшавы, возникают разные кружки и общества любителей музыки, организуются домашние концерты.

7. Какие произведения создает Шопен в 20-е годы 19 века?

К концу 20-х годов Шопен создает ряд крупных концертных произведений (фантазии на польские темы, краковяк - 1828 г., в 1829-30 гг. появляются два концерта для фортепиано с оркестром - f-moll и e-moll. Мазурки (a-moll). Вариации на тему Моцарта, полонезы.

8. В каких городах Европы концертировал Шопен в 1829 г?

В начале 1829 года Шопен выехал из Варшавы, направляясь в Вену. На обратном пути из Вены он побывал в Праге и Дрездене. В начале сентября вернулся в Варшаву.

9. Когда и при каких обстоятельствах Шопен окончательно покидает Родину и переезжает в Париж?

Крушение революции в Польше, последовавшие гонения и реакция навсегда отрезали Шопену путь на Родину. Осенью 1831года он приехал в Париж, где оставался до конца своих дней.

10. Чем отличалась манера исполнения Шопена на фортепиано от игры других пианистов?

Виртуозно-техническая сторона игры Шопена была безупречна, не было ничего, расчитанного на внешний эффект. Сильнейшее качество Шопена-пианиста таилось в редкой красоте звука, в тончайшей звуковой палитре, с ее помощью он раскрывал безграничную гамму поэтических нюансов. Париж склонился перед очарованием славянских мелодий и несравненной поэзией, которую источали звуки его музыки.

С особым строем его вдохновенных образов сочеталось своеобразие исполнительской манеры, несравненное шопеновское rubato - едва уловимые внутритактовые замедления и ускорения.

11. Каков был круг общения Шопена в Париже?

Шопен завязал знакоства и связи с Россини, Керубини, молодым Листом, Ф. В. Калькбреннером (1785-1849), Жорж Санд.

12. Перечислить основные жанры в творчестве Шопена?

Баллады, сонаты, скерцо, фантазии, прелюдии, мазурки, ноктюрны, этюды.

13. Назвать сочинения Шопена, выходящие за рамки фортепианной музыки?

Для других инструментов Шопеном написано всего несколько сочинений: трио для фортепиано, скрипки и виолончели; полонез op. 3 и дуэт для фортепиано и виолончели; соната для виолончели, ряд песен для голоса.

14. Кому принадлежит высказывание, что Шопен - это "бард, рапсод, дух, душа" фортепиано?

Один из величайших пианистов мира Антон Григорьевич Рубинштейн.

Основные произведения:

мазурки - ок.60, полонезы - ок.20, ноктюрны - ок.20, этюды - 27, экспромты - 4, вальсы - ок.15, прелюдии - 25, скерцо - 4, баллады - 4, 3 сонаты, 2 фортепианных концерта.

 

 

ГЕКТОР БЕРЛИОЗ

(1803 - 1869)

1. Где и когда родился композитор, в какой среде воспитывался?

Родился 11 декабря 1803 года в французском городе Кот-Сент-Андре. Отец, воспитанный в духе французского материализма 18 в. (врач), дал первоначальные сведения в области литературы, истории, географии, естествознания, музыки.

2. Какими инструментами Берлиоз овладел в юношеские годы?

В юношеские годы Гектор учился играть на флейте и гитаре. Играл на флейте в духовом оркестре Национальной гвардии.

3. Какое образование должен был получить Берлиоз?

Должен был получить медицинское образование.

4. Кто из композиторов стал кумиром для молодого музыканта?

Берлиоз стал поклонником Глюка, позднее Бетховена.

5. Кто был первым педагогом Берлиоза?

Берлиоз сделался частным учеником Жана Франсуа Лесюэра - профессор Парижской консерватории.

6. Какие произведения Берлиоза появились в год обучения в консерватории?

В консерватории были написаны: лирическая сцена "Смерть Орфея", увертюра "Уиверли" и увертюра к опере "Тайные судьи".

7. Какие события осени 1827 г. повлияли на творческую натуру Берлиоза?

Осенью 1827 г. в театре "Одеон" был объявлен шекспировский цикл в исполнении труппы английских драматических актеров - драмы Шекспира произвели переворот в душе Берлиоза.

Берлиоз почувствовал глубокую страсть к Гарриет Смитсон (роль Офелии, Джульетты), но его любовь не получила ответа.

8 сцен из "Фауста" Гете, 9 ирландских мелодий на тексты Т. Мура.

8. Появление какого произведения свидетельствовало о наступлении творческой зрелости композитора?

"Фантастическая симфония" - первое крупное произведение Берлиоза, в котором он достиг полной творческой зрелости.

9. За что Берлиоз удостоен Римской премии?

Исполнив кантату "Сарданапал" в конце 1830 г., Берлиоз удостоился большой Римской премии.

10. Какова история создания симфонии Гарольд в Италии?

Италия дала Берлиозу много новых живых впечатлений: природа, художественные музеи, разнообразные картины быта - все это подсказало сюжеты и темы произведения "Гарольд в Италии" (и "Бенвенуто Челлини", увертюра "Римский карнавал").

Берлиоз исходя из общего настроения и содержания симфонии, заимствовал для нее программу из поэмы Байрона "Чайльд Гарольд".

Никколо Паганини заказал Берлиозу концерт для альта. Произведение скорее является симфонией с солирующим альтом. Альт - лейттембр.

11. Что представляла собой музыкально-критическая деятельность Берлиоза?

Берлиоз пользовался всякой возможностью пропагандировать большое, высокоидейное искусство. Откликаясь на события музыкальной жизни Парижа, он оставил статьи об операх Глюка, Моцарта, Вебера, Мейербера, Гуно, о симфониях Бетховена.

30 лет писал статьи, есть сборник "Музыканты и музыка", "Музыкальные путешествия", "Вечера в оркестре".

12. С кем из русских композиторов Берлиоз встречался в 1831-1844 гг. и, как это отразилось в его музыкально-критической деятельности?

Берлиоз встретился с Глинкой в Париже в 1844г. Он включил в программы своих концертов произведения Глинки. Дал высокую оценку операм Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила".

13. Для какого состава исполнителей Берлиоз написал свой "Реквием"?

Огромный симфонический оркестр и увеличенный хор, в части "Tuba mirum" присоединяются четыре оркестра: медных духовых инструментов. Рассчитан на исполнение в акустических условиях улиц и площадей либо в помещениях, превосходящих размеры обычного концертного зала.

1837 г. к огромному симфоническому оркестру присоединил 4 медно-духовых оркестров в разных концах зала.

14. Какие произведения написаны Берлиозом в конце 30-х начале 40-х гг. 19 века?

опера "Бенвенуто Челлини" (1834-1837)

драматическая симфония с хорами "Ромео и Джульетта"

"Траурно-триумфальная симфония"

"Реквием" (1837г.)

драматическая легенда "Осуждение Фауста"

15. Какую страну Берлиоз посетил в 1847 и в 1867 годах?

В марте 1847 года и в ноябре 1867 г. посетил Россию.

Стасов, Одоевский оценили его навыки, дирижерские навыки.

16. Назвать последние сочинения Берлиоза?

1854 г. - оратория "Детство Христа", 1856-1858 гг. оперная дилогия "Троянцы", комическая опера "Беатриче и Бенедикт".

Основные произведения:

4 симфонии, 6 увертюр, 5 опер, вокально-хоровые поизведения, сольные вокальные произведения ок. 30, литературно-критические труды: "Трактат об инструментовке", "Вечера в оркестре", "Мемуары" в двух томах, "Музыка и музыканты", автобиография (была опубликована в 1919г.).

 

ФЕРЕНЦ ЛИСТ

(1811 - 1886)

1. Дата и место рождения композитора?

Родился 22 октября 1811 г. в Венгрии, в местечке Даборьян (область Шопрон) - поместье князей Эстергази.

2. Когда началась концертная деятельность композитора, и кто из композиторов были его первыми учителями?

В 1820 г. Лист дал концерты в различных городах Венгрии, после чего с отцом отправился в Вену, где обучался фортепианной игре под руководством Карла Черни (ученик Бетховена). Теорией музыки занимался у итальянского композитора А. Сальери.

3. Встреча с каким гением музыки произошла в 1823 году?

В 1823 г. встретился с Бетховеном.

4. Назвать первое сочинение Листа, исполненное в 1825 г. в Париже?

Опера "Дон Санчо" или "Замок любви", одна из самых первых композиторских опытов, поставленная в 1825 г. в театре Grand Opera.

5. Общение с какими музыкантами в Париже сыграло огромную роль в формировании Листа-музыканта?

Огромную роль для Листа сыграли его встречи и общение в Париже с выдающимися музыкантами - Никколо Паганини, Гектором Берлиозом, Фридериком Шопеном.

6. Каковы были творческие итоги путешествия Листа по Швейцарии и Италии в 1835-1839 годах?

Впечатления от Швейцарии Лист воплотил в серии фортепианных произведений "Альбом путешественника".

Под впечатлением памятников итальянского искусства эпохи Возрождения Листом были созданы произведения, впоследствии вошедшие в переработанном виде во "Второй год странствий" (Италия), "Обручение" (по картине Рафаэля) ", "Мыслитель" (по скульптуре Микеланджело), три "Сонета Петрарки", соната-фантазия "После прочтения Данте".

7. В чем заключалась уникальность Листа как концертирующего пианиста?

Лист давал самостоятельные концерты. Гейне назвал игру Листа "молниеносной, огнедышащей!.

"Перед ним исчезали все пианисты, кроме одного Шопена, этого Рафаэля фортепиано".

8. Каков был резонанс концертов Листа в России в 1842-1843 годах?

В апреле 1842 г. Лист играл в Петербурге, а в апреле и мае 1843г. в Петербурге и Москве.

Серов и Стасов дали высокую оценку творчества.

9. Почему Лист прекратил концертную деятельность?

Ложное положение артиста в буржуазном обществе, где искусство служит забавой для пресыщенной публики или предметом коммерческих спекуляций до глубины души возмущало Листа. Это и явилось главной причиной его отказа от концертно-виртуозной деятельности в расцвете творческих сил.

Хотел больше сочинять музыку, как дирижер пропагандировать оперную музыку.

10. Как изменилась музыкальная жизнь Веймара после приезда Листа, и какие его сочинения появились в этот период?

Веймар вступил в блестящую пору расцвета своей музыкальной жизни и сделался передовым центром немецкой музыкальной культуры. Оперы Глюка, Бетховена, Берлиоза, Шуберта.

Лист был назначен дирижером веймарского оперного театра, работал педагогом.

Ф-но произведения: были переработаны и отредактированы венгерские рапсодии, этюды. 1849 г. - фортепианные концерты Es-dur, A-dur, "Пляска смерти" для фортепиано с оркестром (на тему "Dies irae"), соната h-moll. Лирические фортепианные пьесы "Утешения", 3 ноктюрна, "Траурное шествие".

Симфонические произведения: симфонические поэмы "Что слышно на горе", "Тассо", "Прелюды", "Орфей", "Прометей", "Мазепа", "Гамлет", "Идеалы". Программные симфонии "Фауст", симфония по Божественной комедии Данте (2 части: "Ад", "Чистилище").

Шуман "Геновева", Шуберт "Альфонс и Эстрелла", Бетховен "Феделио", преобразовывает "Альбом путешественника" в "Годы странствий".

11. Что нового привнес Лист в трактовку симфонического жанра?

Лист ввел жанр одночастной программной симфонической поэмы (обобщенная программа).

12. В чем заключается принцип монотематизма?

Монотематизм - это прием проведения через все произведение одной темы или группы тем, которые изменяются, варьируются и коренным образом меняют свой характер. Контрастные по характеру темы, оказываются внутренне связаны друг с другом (вытекают одна из другой).

13. Каким событием 1865 года в духовной жизни Листа обусловлена религиозная тематика в творчестве композитора?

В 1865 г. в Риме принял сан аббата.

14. С кем из композиторов поддерживал отношения Лист в последний период творчества в Веймаре?

Бородин, Григ, Альбенис; руководил муз. празднествами, посвященными столетию Бетховена (1870), дирижировал произведение 9 симфония Бетховена.

15. Каким было отношение Листа к русской музыке и как это отразилось в его произведениях?

К русской музыке Лист испытывал чувство глубокой любви и уважения.

Транскрипции произведений русской музыки: марш Черномора из оперы Глинки "Руслан и Людмила", "Тарантелла" Даргомыжского, полонез из оперы Чайковского "Евгений Онегин", "Соловей" Алябьева, "Азра" А. Рубинштейна, обработки русских и украинских народных песен, написана мелодекламация на текст А. Толстого "Слепой певец".

16. Назвать последние сочинения Листа?

"Третий год странствий", "Серые облака", "Траурная гондола", 3 "Забытых вальса", второй и третий "Мефисто-вальсы", "Мефисто-полька", последние венгерские рапсодии (16-19).

Основные произведения:

фортепианная музыка - этюды высшего исполнительства, трансендентные (сложные технически), большие этюды по Паганини, поэтические и религиозные гармонии, утешения, венгерские исторические портреты, 2 легенды, 2 баллады, вальсы, галопы, чардыши, марши и т. д.

"Альбом путешественника", "Годы странствий" - 3 альбома.

концерты для фортепиано с оркестром Es-dur, A-dur.

Транскрипция и обработки: у Шуберта 72 обработки, Бетховена 31 произведения, Вебер 15, Шуман 14, Вагнер 12, Берлиоз 9, Мендельсон 9, Верди 8, Баха 7, Шопена 6, Белине 5, Гуно 4...

Симфоническая музыка: 13 симфонических поэм, 2 симфонии ("Фауст", "Данте"), оратории "Легенда", "Святой Елизавете", "Венгерская коронационная месса", 90 песен и романсов.

 

ИОГАНН БРАМС

(1833 - 1897)

1. Где и когда родился композитор, с какими жизненными обстоятельствами связано его обучение музыки?

Родился 7 мая 1833 года в Гамбурге в бюргерской семье. Отец его был музыкантом, играл на нескольких инструментах.

До пятнадцатилетнего возраста И. Б. безвыездно жил в Гамбурге, где получил домашнее музыкальное образование. Он учился игре на фортепиано у местных педагогов, среди которых Эдуард Марксен.

2. Встреча с каким венгерским музыкантом имела большое значение для творчества Брамса?

В 1849 году состоялась встреча Брамса в Гамбурге с венгерским скрипачом Эде Ременьи.

После разгрома венгерской революции 1848-1849 гг. в Гамбурге оказалось много венгерских беженцев, принявших участие в революции и отправлявшихся в эмиграцию в Америку. Обстоятельства заставили Ременьи задержаться в Гамбурге на два года, где он встретился с Брамсом, аккомпанировавшим его на концертах. В обширном репертуаре Ременьи были венгерские танцы и песни. Это способствовало близкому знакомству Брамса с венгерским музыкальном фольклором и определило творческий интерес композитора к этой музыке.

3. Какие разногласия во взглядах на музыку обнаружили Брамс и Лист в 1853 году?

Все направления деятельности Листа, его борьба за программность, за музыку, содержание и форма которой определяются литературно-поэтическими образами, - было чуждо Брамсу; ведь он никогда не искал в литературе сюжетов для своего музыкального творчества. Брамс не сумел понять и оценить написанную Листом сонату h-moll, оказавшуюся ему так же чуждой, как и вся деятельность Листа.

4. Как складывалось общение Брамса с Шуманом?

Шуман с большим восторгом и энтузиазмом встретил произведения Брамса. Шуман написал статью о Брамсе - "Новые пути". Если 20 лет назад Шуман опубликовал статью о Шопене, то теперь он также первый заявил о расцветающем таланте Брамса.

Эта статья сыграла важную роль в жизни Брамса: она сделала его имя известным не только в Германии, но и за ее пределами; кроме того, она наложила на Брамса сознание большой творческой ответственности - он должен был оправдать те надежды и ожидания, которые были высказаны в статье такого авторитетного музыканта, как Шуман.

5. Какую деятельность осуществлял Брамс в 1858-1859 годах?

В 1858-1859 гг. Брамс руководил придворной хоровой капеллой в немецком городе Детмольде, находясь на службе у местного князя.

Войдя в тесное и непосредственное соприкосновение с хором, дирижируя хоровыми произведениями разных эпох и стилей, изучив на практике принципы хорового письма, Брамс создал большое количество хоровых произведений.

6. Какие произведения Брамс создает в венский период творчества?

Вальсы, венгерские танцы, песни, камерные ансамбли, симфонии.

Основные произведения:

песни и романсы ок. 200, вокальные ансамбли и хоры, 20 дуэтов, 60 квартетов, 5 мужских хоров, 28 женских хоров,

симфонические: немецкий реквием, триумфальная песнь на текст апокалипсиса,

ф-но произведения: 3 сонаты, скерцо, 4 баллады, этюды по пьесам Баха, Шопена и т. д.

сочинял пьесы в 4 руки для фортепиано, сочинял для органа хоральные прелюдии - 11,

з скрипичные сонаты, фортепианное трио, 4 симфонии, 2 ф-но концерта.

 

 

ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

(1813 - 1901)

1. Дата и место рождения композитора, первые музыкальные впечатления?

родился 10 октября 1813 г. в маленькой деревне северной Италии Ле-Ронколе, недалеко от города Буссето.

Любовь к музыке испытал в раннем детстве, вслушиваясь в игру и пение бродячих музыкантов.

Учился играть на спинете (род клавесина) у Байстрокки.

2. Назвать первые сочинения Верди?

Относятся первые сочинения к концу 20-х годов: увертюра, марши для духового оркестра, произведения для хора и несколько фортепианных пьес.

3. Как произошло "знакомство" Верди с Миланом, и какой случай помог ему получить заказ на оперу?

В 1831 г. Верди приехал в Милан и держал испытание в консерваторию. Но директор консерватории Ф. Базили отказал ему в приеме из-за его крестьянского вида и бедности.

После блестящего выступления в качестве дирижера (оратория Гайдна "Сотворение мира") в филодраматическом театре Верди были заказаны кантаты и опера "Оберто, граф Бонифачьо".

4. Куда приезжает Верди в 1838 году?

В 1838 г. Верди с женой и двумя детьми окончательно переехал в Милан.

5. Премьера какой оперы Верди состоялась в 1842 году в театре la Scala?

Весной 1842 г. в театре La Scola прошла премьера оперы "Набукко", которая имела ошеломляющий успех.

6. Какие оперы Верди созданы на сюжеты произведений Шекспира и Гюго?

Гюго: драма "Эрнани", опера "Риголетто"

Шекспир: опера "Макбет", проектировал написать оперу на сюжет "Короля Лира", в последние годы творчества написал "Отелло" и "Фальстаф".

7. Какие оперы Верди создает в 50-е годы 19 века?

Опера "Риголетто" - либретто Ф. Пиаве по драме Гюго "Король забавляется" - Милан 1851 г.

"Трубадур" - либретто С. Каммарано и Л. Бардаре по драме Гутьереса - Рим 1853 г.

"Травиата" - либретто Пиаве по драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями" - Венеция 1853 г.

"Сицилийская вечерня" - либретто Э. Скриба на исторический сюжет - Париж 1855 г.

"Симон Бокканегра" - либретто Пиаве по драме Гутьереса - Венеция 1857 г.

"Бал - маскарад" - либретто А. Сомма, является переводом франц. текста Скриба - Рим 1859 г.

8. Какая опера Верди была поставлена на сцене Императорского театра в Петербурге в 1862 году?

Опера "Сила судьбы" была написана Верди по заказу дирекции петербургских Императорских театров для театра итальянской оперы в Петербурге и поставлена там же в 1862 г.

9. Каким было отношение русской музыкальной критики к итальянской опере?

Итальянская опера ("итальяномания") была характерна для придворно-аристократических кругов русских столиц, преклонившихся перед всем иностранным и третировавших русское национальное искусство.

В русском оперном искусстве уже были такие оперы, как "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" Глинки, "Русалка" Даргомыжского.

Итальянская опера мешала великим произведениям русской оперной классики занять достойное, подобающее им место в оперно-театральной жизни. Это вызывало возмущение и протест со стороны передовых деятелей русского музыкального искусства.

Выступления Одоевского, Стасова, Серова, Чайковского были против "итальянщины".

10. Перечислить последние оперы Верди?

Последние оперы: "Аида", "Реквием", "Отелло", комическая опера "Фальстаф", "Четыре духовные пьесы".

11. Какое произведение Верди создает в 1874 году?

В 1874 г. был впервые исполнен Реквием Верди в миланской церкви Св. Марка.

12. Какие достижения Вагнера - оперного реформатора присутствуют в операх Верди?

Повышение роли оркестра, обогащение гармонического языка, введение лейтмотивов, превращение законченных номеров (арий, дуэтов и др.) в драматические сцены.

Основные произведения:

оперы

Всего — с новой редакцией ранее написанных произведений — 32 оперы
(даты премьер)

«Оберто, граф ди Сан Бонифачо», либретто Пиаве и Солера (1839)
«Король на день» (позже известна под другим названием — «Мнимый Станислав»), либретто Романи (1840)
«Навуходоносор» («Набукко»), либретто Солера (1842)
«Ломбардцы», либретто Солера (1843)
«Эрнани», либретто Пиаве (1844)
«Двое Фоскари», либретто Пиаве (1844)
«Жанна д'Арк», либретто Солера (1845)
«Альзира», либретто Каммарано (1845)
«Аттила», либретто Солера (1846)
«Макбет», либретто Пиаве (1847)
«Разбойники», либретто Маффеи (1847)
«Иерусалим» (переделка «Ломбардцев»), либретто Руайе и Ваэза (1847)
«Корсар», либретто Пиаве (1848)
«Битва при Леньяно», либретто Каммарано (1849)
«Луиза Миллер», либретто Каммарано (1849)
«Стиффелио», либретто Пиаве (1850)
«Риголетто», либретто Пиаве (1851)
«Трубадур», либретто Каммарано и Бардаре (1853)
«Травиата», либретто Пиаве (1853)
«Сицилийская вечерня», либретто Скриба и Дювейрье (1855)
«Симон Бокканегра», либретто Пиаве (1857)
«Гарольд» (по-итальянски «Арольдо», переделка «Стиффелио»), либретто Пиаве (1857)
«Бал-маскарад», либретто Сомма (1859)
«Сила судьбы», либретто Пиаве (1862)
«Макбет» (новая редакция), либретто Пиаве (1865)
«Дон Карлос», либретто Мери и дю Локля (1867)
«Сила судьбы» (новая редакция), либретто переработал Гисланцони (1869)
«Аида», либретто Гисланцони (1871)
«Симон Бокканегра» (новая редакция), либретто перевел с французского и переработал Гисланцони (1884)
«Отелло», либретто Бойто (1887)
«Фальстаф», либретто Бойто (1893)

Духовные произведения

Реквием для 4-х солистов, хора и оркестра (1868—1874)
«Ave Maria, Laudi» для хора a cappella (1898)
«Stabat mater» для хора и оркестра (1898)
«Те Deum» для хора и оркестра (1898)

Вокально-симфонические произведения

«Звучит труба», гимн (1848)
«Гимн наций», кантата (1862)

Романсы и песни

(всего сохранилось 26, большинство создано в 30—40-е годы)

Инструментальная музыка

(не считая ранних сочинений 30-х годов)

Струнный квартет (1873)

АНТОНИН ДВОРЖАК

(1841 - 1904)

1. В каких условиях проходило детство Дворжика и как происходило приобщение мальчика к музыке?

Родился 8 июня 1841 г. в деревне Нелагозевес, близ Праги. Происходил из крестьянской семьи.

Сильное воздействие на Дворжака оказал народный музыкальный быт - многочисленные песни и танцы, услышанные им в детстве. Мальчик был зрителем и участником народных увеселений. Научившись при помощи сельского учителя немного играть на скрипке, он в 9 лет принимал участие в любительском оркестре. В 12 лет, окончив сельскую школу, для продолжения образования переехал в небольшой город Злонице, где в лице Антонина Лиманна он нашел музыкального наставника. Он обучал Дворжака игре на альте, рояле, органе, прошел с ним теорию музыки.

2. В какое учебное заведение поступает Дворжак в 1857 году?

Осенью 1857 г. Дворжак отправился в Прагу для продолжения музыкального образования. Поступил в органную школу, которая дала ему крепкие профессиональные навыки.

Игра в одном из парижских оркестров помогла Дворжаку познакомиться с современной музыкой и с творчеством Шумана, Листа, Вагнера.

3. Назвать первые сочинения композитора?

Освоение классической музыки, особенно Моцарта и Бетховена, нашло отражение в его многочисленных ранних произведениях, где предпочтение отдано камерным инструментальным ансамблям и симфониям.

Сочинения: струнные квинтет, квартет, полька и галоп для небольшого состава оркестра, две симфонии, сочиненные в 1865 г. Одна из них - "Колокола Злонице" - воспоминание о годах юности.

4. Какие произведения Дворжак создает в 70-е годы 19 века?

В ряде сочинений 70-х годов, проявляются черты романтизма, в частности влияние Вагнера. Увлечение музыкой романтиков проявилось в вокальном цикле "Кипарисы" на стихи чешского поэта Пфлегер Моравского, навеянном любовью Дворжака к Анне Чермаковой.

Творческие поиски Дворжака устремились к жанру оперы.

Дворжак, будучи учеником органной школы, служил альтистом в оркестре Парижского национального театра, где ставились некоторые оперы Сметаны.

Опера "Король и угольщик" не имела успеха.

Опера "Альфред" (1870) на рыцарский мотив близка по замыслу "Брандербуржцам" и "Далиборо" Сметаны.

Героическая линия продолжена далее в опере "Ванда" (1875). Это большая пятиактная опера наряду с влиянием традиций "большой оперы" (виртуозный вокальный стиль, пышность и перегруженность действия внешними эффектами) заключает в себе значительные художественные достоинства, которые сказались в хоровых сценах эпического склада.

Сочинены одноактная опера "Упрямцы" (1874) и "Хитрый крестьянин" (1877), в которых Дворжак осваивает жанр комической оперы и образцом для которых послужила "Проданная невеста" Сметаны.

В 1879 г. написал кантату "Гимн" (на стихотворение национального поэта Витезслава Галека "Наследники белой горы"), которая положила начало известности Дворжака.

В 1876 г. сочинено крупное хоровое произведение "Stabat mater".

"Моравские дуэты" для женских голосов с сопровождение фортепиано на тексты народных чешских и словацких песен.

В конце 70-х годов создает новые произведения, возникающие на основе народных жанров - "Славянские рапсодии", "Чешская сюита", струнный квартет Es-dur, вторая часть которой "Думка".

5. В каких жанрах композитор работает в период творческой зрелости?

Композитора влечет более всего к инструментальной музыке. В 80-е годы написаны 4-е симфонии. В области фортепианной музыки появляется много различных сочинений - вальсы, мазурки, программные произведения - цикл "Из чешского леса" для фортепиано в четыре руки. "Гуситская увертюра" (1883), оперы: "Димитрий" на исторический сюжет, народно-героическая, лирико-романтическая опера "Якобинец".

6. Какие страны посещает Дворжак и с какими композиторами встречается?

Гастрольные поездки по Чехии и за рубежом. Посещает Англию в 1884 г.

Завязывает знакомство с близким ему по духу Брамсом (в середине 70-х годов).

Встреча с Чайковским в Праге в 1888 г. По инициативе Чайковского Дворжак был приглашен в Россию - март 1890 г. - концерты в Петербурге и Москве.

Прожил 3 года в США.

В 1894 г. вернулся на Родину.

Поездки принесли Дворжаку не только славу, но и знакомство с - Брамсом, Григом, Брукнером.

7. Перечислить сочинения Дворжака, написанные в последние годы жизни?

В период 1896 - 1898 гг. пишет четыре симфонические поэмы, сюжеты из сборника народных чешских сказаний "Букет", составленного Эрбеном - программная симфоническая музыка. "Богатырская песнь", "Золотая прялка", "Водяной", "Полуденница", "Голубь".

Опера "Черт и кача" (1899) комедийного характера.

Опера "Русалка" - приступил к работе в начале 1900 г., поставлена в марте 1901 г.

Опера "Армида" по поэме Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим" была последней работой композитора. Премьера состоялась 25 марта 1904 г.

Основные произведения:

10 опер "Альфред", "Димитрий", "Русалка", "Якобинец".

9 симфоний, концерт для фортепиано, скрипичный, виолончельный.

Оратория "Святая Людмила", "Stabet mater", более 10 романсов.

 

 

ЖОРЖ БИЗЕ

(1838 - 1875)

1. Дата и место рождения композитора, первые музыкальные впечатления и педагоги?

Жорж Бизе (Александр - Цезарь - Леопольд) родился в Париже 25 октября 1838 г.

Отец его был учителем пения и автором ряда романсов и фортепианных пьес.

Мать Бизе была музыкальна, играла на фортепиано, она же стала его первой учительницей музыки.

В семье Бизе были еще музыканты, с которыми он несомненно общался в детские годы. Это его дядя Франсуа Дельсарт - знаменитый в Париже педагог, создатель известной в то время школы ритмопластики, и тетка Розина Дельсард - талантливая пианистка.

В консерватории учителем по фортепианной игре был Антуан Мармонтель - авторитетный педагог и блестящий пианист; под руководством педагога П. Циммермана изучает контрапункт и фугу.

После смерти Циммермана учителем становится Фроманталь Галеви - видный педагог и известный композитор, работавший преимущественно в жанре "большой" оперы.

Будучи известным композитором Бизе занимался на органе с Сезаром Франком.

2. Назвать первые сочинения Бизе?

Симфония до мажор.

Оркестровая увертюра ля мажор, одноактная комическая опера "Дом доктора", фортепианные и вокальные пьесы. Кантата "Кловис и Клотильда", оперетта "Доктор Миракль".

3. Какое значение для Бизе имела поездка в Италию в 1858-1860 годах?

Определяется пристрастие Бизе к оперному жанру. В его сознании складывается идеал оперного произведения, доступного всем и вместе с тем высокохудожественного.

В эти годы Бизе полон творческих замыслов и проектов, среди которых первое место принадлежит оперным и программно0 симфоническим произведениям. Бизе удалось закончить лишь несколько произведений: комическую оперу в 2-х действиях "Дон Прокопио", оду-симфонию "Васко да Гама", "Te Deum";

Andante и Scherzo симфонии были завершены уже по возвращении в Париж.

4. Какая опера Бизе была с успехом поставлена в 1863 году в Париже?

В 1863 г. была поставлена опера "Искатели жемчуга" (в 1862 г. ему представилась возможность выступить в первый раз с большой трехактной оперой: он получает заказ от "Лирического театра") и принесла автору некоторый успех. Сочувственно встретила оперу публика. Пресса же отнеслась к ней довольно холодно. Лишь Берлиоз откликнулся на премьеру благожелательной статьей.

5. Как отразились художественные идеалы композитора в его музыкально-критической деятельности?

Напряженные поиски 1866-1871 гг., когда созревают художественные взгляды Бизе, нашли выражение в его единственной музыкально-критической статье "Беседы о музыке", посвященной вопросам искусства и опубликованной в "Национальном и Иностранном обозрении". В статье Бизе поднимает основные проблемы искусства: он утверждает великую эмоциональную силу искусства и вместе с тем показывает жалкую роль и положение "большого искусства" в современной ему Франции Второй империи.

Бизе ополчился против скудоумия, косности, академизма в искусстве, высмеивает педантичные дискуссии, оперирующие высокопарной псевдоученой фразеологией. Он требует от искусства прежде всего смелого и талантливого отражения жизни.

Художественные идеалы Бизе раскрываются в ярком и страстном высказывании о Верди.

В оперном жанре Бизе должен был прийти к музыкальной драме. Первой своей задачей Бизе считает преодоление существующих во французской опере жанровых ограничений, тормозящих ее развитие.

6. Какие сочинения Бизе появляются в 60-х годах 19 века?

Опера "Пертская красавица" по одноименному роману Вальтера Скотта.

Во второй половине 60-х годов Бизе работает и над другими оперными произведениями, оставшимися незавершенными.

Начинает оперу "Кубок Фульского короля".

Несколько эскизов было сделано к опере "Никола Фламель" на сюжет драмы Дюбрейля.

Симфония (симфоническая сюита) "Рим, или Воспоминания о Риме" (в 4-х частях) - 1868 г.

Сочинение 1-го сборника романсов.

7. С какими событиями 1871 года во Франции связаны реалистические устремления композитора?

Весной 1871 г. вспыхнуло восстание парижского пролетариата и была провозглашена Парижская коммуна. Это событие не было понято Бизе: идеалы Коммуны, сущность ее преобразований казались Бизе утопическими, неосуществимыми. Бизе понимает, что как художник и музыкант он по прежнему вынужден влачить жалкое существование, он не может примириться с лживостью и лицемерием, характерными для нравов буржуазного общества.

Творческая активность в эти годы велика. В произведениях рельефнее выступает тема народа. Если раньше он с любовью рисовал сцены народной жизни как красочный фон, то теперь он отводит им одно из значительных мест в своих произведениях. Народ как воплощение неиссякаемой энергии, кипения творческих сил, с его неизбывным оптимизмом запечетлен композитором в "Арлезианке" и в "Кармен". В эти годы Бизе вырастает и как художник-психолог, проникающий в глубины человеческого сердца.

8. Какие произведения Бизе сочиняет в период с 1870 по 1875 годы?

Оперы "Арлезианка", "Кармен". "Джамиле", увертюра "Родина", опера "Дон Родриго", не законченная композитором, сюита для фортепиано в 4-ре руки "



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: