Тема: «Природа в музыке. Весна».




Цель: показать, что природу можно передать музыкой и даже изобразить.

Задачи:

  • Воспитывать эстетические чувства (любовь к природе, наслаждение, любование природой, её созерцание; любовь, уважение к музыке).
  • Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор.
  • Углубить понимание художественного образа – поэтического, живописного, музыкального.
  • Узнавать пьесы П. И. Чайковского из сборника «Времена года»: «Подснежник», «Жаворонок», «Белые ночи».

Оборудование:

Компьютер, проектор, наглядные и раздаточные материалы, презентация.

Наглядность:

  • Портрет композитора и ФИО (Чайковский)
  • Репродукция картины Саврасова “Грачи прилетели”
  • Репродукция картины К. Блюллова «Весна»
  • Карточки с названиями произведений: «Апрель», «Подснежник», «Белые ночи».

 

 


 

Этапы урока Ход урока Примечания
Орг. момент Здравствуйте, ребята. Ручки вверх, в кулачок и на щечки, на бочок, потянулись выше елей, а потом тихонько сели. Меня зовут Татьяна Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Проверьте свои парты, на них должны лежать пеналы, дневники, файлики и листы белой бумаги, все остальное убираем в портфель.  
Введение в тему урока   Просмотр и анализ картин «Грачи прилетели» и «Весна»   Выразительное чтение стихотворения учителем Ребята, посмотрите за окно. Что вы видите, какая у нас сегодня погода? (светит солнце, голубое чистое небо, ветки на деревьях качаются). Верно, а какое у нас сейчас время года? (весна). Правильно. А что происходит весной в природе? (Природа пробуждается, раскрываются почки на деревьях, бегут ручьи, солнце сильнее пригревает). Замечательно. Действительно, снег постепенно сходит с земли, тает, и солнышко пригревает. Появляется первая травка, набухают почки, а в лесу появляются первые цветы. Кто знает, какие? (Подснежники). Верно. Посмотрите на экран, вы с вами посмотрим, как пробуждается весна. А вы скажите, что вы еще заметили, что необычного увидели в видео? Ребята, весна настолько красива, что она вдохновляла многих художников изображать ее в своих картинах. Посмотрите, как изобразил весну художник Алексей Саврасов в своей картине «Грачи прилетели». Какая она? Расскажите. Снег уже сошел? Это начало весны или ее разгар? (видно дыхание весны, окраина села, кривые березы, тает снег, появились лужи, грачи вьют гнезда, поля, с которых сходит снег, день пасмурный и серый). Какой месяц весны здесь изображен? (март). Ребята, а если бы вы были композиторами, то какую музыку написали к картине «Грачи прилетели»? Лирическую или веселую? А вот еще одна картина Карла Брюллова «Весна». Как художник здесь изобразил весну? Чем она отличается от весны Алексея Саврасова? Молодцы. Но не только художники изображали весну, поэты описывали весну в своих стихотворениях. Ребята, кто из вас знает стихотворение о весне? (Выходи, расскажи нам). Я тоже приготовила стихотворение о весне, послушайте. Здравствуй, весенняя первая травка! Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, y вас там веселье и давка, Дружно работают в каждом yглy. Высyнyть листик иль синий цветочек Каждый спешит молодой корешок Раньше, чем ива из ласковых почек Первый покажет зеленый листок. Ребята, а как вы думаете, музыкальными звуками можно передать весну? (Можно) Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил весну и птиц и написал пьесу, которую назвал «Жаворонок». Ребята, а кто-нибудь видел жаворонка? Какой он? Как выглядит? Пьесу «Жаворонок» композитор поместил его в свой своеобразный музыкальный сборник «Времена года», а к каждой пьесе есть небольшой эпиграф, послушайте эпиграф к месяцу марту: "Поле зыблется цветами, В небе льются света волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны" А.Н.Майков     Видео «весна»        
Слушание музыки Теперь послушаем пьесу «Жаворонок», а вы подумайте, каков характер музыки? Какое настроение хотел передать автор? Музыка быстрая или медленная? И что она изображает? Ребята, какая же была музыка: быстрая или медленная? Какая по характеру? Какой инструмент исполняет эту пьесу? Что изображают музыкальные звуки в пьесе? (пение жаворонка). Почему музыка медленная, лирическая? (снег только сходит, жаворонок прилетел, он еще один, солнышко еще не греет и ему немного грустно, но он не отчаивается). Молодцы. А теперь, ребята, посмотрите на экран. Кто знает, что это за цветок? (Подснежник) Верно, а кто может рассказать о цветке? (Подснежники - первые нежные цветы среди тающего снега и выступающей влажной земли. В каждом уголке страны он свой, например, в Сибири - это фиолетово-синий. Но настоящий подснежник белоснежный, молочно-белый. Крупный бутон, готовый вот-вот раскрыться, похож на висящую каплю молока. Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесен в Красную книгу редких и охраняемых растений, а еще, если не будет подснежников, то не будет такой красоты, и нам нечем будет любоваться. Петр Чайковский тоже изобразил подснежник в своей музыке, а прежде чем послушаем, я прочту вам эпиграф к этой пьесе: "Голубенький чистый Подснежник: цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастьи ином..." Аполлон Майков Послушайте пьесу «Подснежник» и скажите, какую музыку сочинил композитор: напевную, плавную или четкую, торжественную? Музыка маршевая или танцевальная? Какое настроение передает музыка? Как меняется музыка? Музыка подвижная, радостная? При втором прослушивании: Где музыка меняется, что этим хотел передать композитор? Может это ветерок пробежал? Когда вам покажется, что пробежал ветерок, плавно помашите руками. Где музыка будет меняться, поднимем руки. Что автор хотел показать этим? (цветок хочет вырваться).     Включаю «Песня жаворонка»       Включаю «Подснежник»
Физминутка А сейчас, ребята, мы с вами встанем и немного подвигаемся, повторяйте движения за мной: Лес большой был полон звуков Кто – то выл, а кто мяукал. (По-весеннему, покажите) Кто – то топал, кто – то хлопал, Кто – то лапки поднимал, А потом их опускал. Ну, а кто весенний аромат цветов вдыхал! Тихонько садимся.  
  Ребята, а какой следующий месяц? (май) Верно. Для этого месяца композитор приготовил нам пьесу «Белые ночи». Ребята, а что такое белые ночи? (Уникальное явление природы. Белые ночи — это растянувшиеся на всю ночь сумерки. В астрономии сумерками называют период времени, когда Солнце находится на небольшой глубине под горизонтом. Санкт- Петербург) К этой пьсе тоже есть свой эпиграф: "Белые ночи". Май: "Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!" А.А.Фет. Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение – это образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах, о счастье. Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге. Чайковский был привязан к Петербургу. Здесь прошла его юность, здесь он стал композитором, здесь он пережил радость признания и артистического успеха, здесь и завершил свой жизненный путь и был похоронен в Петербурге. Разбирается аналогично.  
Итог Ребята, как музыка рассказала нам о весне7 (настроением, своим характером, муз. Звуками). Какой композитор рассказал нам своими пьесами? (П. И. Чайковский) Какие пьесы? Музыка какой пьесы больше понравилась? Почему?  
Муз. викторина Ребята, а теперь ваша задача узнать, какая пьеса звучит. Слушание пьес
Творческая работа «Моя весна» А сейчас, ребята, возьмите листы и нарисуйте на них вашу весну, которую вы представляете. Прикрепляю на доску, обсуждение
Рефлексия Ребята, посмотрите какие у нас получились красивые картины, пусть в вашем сердце всегда живет такая весна и будет с вами самое солнечное весеннее настроение. Рефлексия «Солнышки»  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: