Сравнение взглядов Дюркгейма и Тённиса.




РЕФЕРАТ

или

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (РАБОТА)

или

РАСЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ

или

ЭССЕ

по Истории социологии.

 

Сравнение взглядов двух социологов на какую-либо научную проблему.

тема

 

Преподаватель Львов Д.В. __________ _______________

подпись, дата инициалы, фамилия

 

Студент ПП12-06Б 091205639 Каханская А.А.

номер группы номер зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия

 

Красноярск 2012

 

 

Сравнение взглядов Дюркгейма и Тённиса.

Изначально нужно сказать о самих социологах.

Давид Эмиль Дюркгейм-, французский философ и социолог, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

Родился в Эпинале в еврейской семье. Отец был небогатым раввмном. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 году поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882 году. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 году совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1887 он женился на Жюли Дрейфус, дочери управляющего литейным заводом. В 1893 году защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 году возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая в мире кафедра социологии. Работая в университете Бордо, Дюркгейм опубликовал две свои самые знаменитые работы— «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).

В 1898—1913 руководил изданием «Социологического ежегодника»— первого в мире научного журнала по социологии. В 1902 году, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа— «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Первая Мировая Война нанесла удар по «Французской социологической школе» и подкосила самого философа. В этой войне Дюркгейм, отрицавший революционный социализм, видел раскол мира.

15 ноября 1917 года учёный скончался. Похоронен во Франции, на Кладбище Монпарнас.

 

Скажем о его философских и социологических взглядах. Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии— считается классиком теории социологического метода (подход— «социальный реализм»). Принципы социологии:

общество— часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;

общество первично по отношению к составляющим его людям;

изучаемые социологией социальные факты объективны и независимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и таким образом должна иметь свои специфические методы.

 

Фердинанд Тённис-немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, основатель «понимающей социологии», сторонник «формальной социологии».

Родился 26 июля в 1855 году в деревне Рип около небольшого городка Ольденсворт, область Шлезвиг-Голштиния. Из семьи фермера. Жил он в маленьком городке Хусум. Тённис получил всестороннее образование. Он изучал философию, историю, классические языки, археологию, экономику и статистику в университетах Йены,, Бонна, Лейпцига, Берилина и Тюбингена. В Тюбингенском университете в 1877 году получил степень доктора философии в области классической филологии.

Большую часть жизни проработал в университете в Киле. В 1881 ему присвоено звание приват-доцента. Звание полного профессора ему присвоили только в 1918 году, в возрасте 63 лет, через два года после того, как он вышел на пенсию.

После первой мировой войны он еще преподавал, пока в 1933 году нацисты не отстранили его от преподавания. Тённис был либералом, симпатизировал социалистам и очень интересовался рабочим движением. Приказать или запретить ему что-либо было нельзя, так как он был к тому времени уже ученым с мировым именем, поэтому его и уволили. Он удалился в свой «серый городок» Хусум на берегу моря. Умер 9 апреля 1936 года в городе Киль.

И немного скажу о методологии Тённиса. Он бы одним из создателей формальной школы. Попытался одним из первых создать единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую.Тённис различал чистую, прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая— динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных. Эмпирическую социологию называл социографией.По главной концепции Тённиса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является таким образом продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру. Тённис различает «волю» двух типов: а) естественную— основа «гемейншафта» (общины) и б) рациональную— основа «гезельшафта» (общества). Первая характеризует прежде всего традиционное общество, а вторая— индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.Типология гемейншафт— гезельшафт применялась весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.

 

 

Теория Gemeinschaft и Gesellschaft Тённиса — самая популярная модель объяснения модернизации. Ее сила в том, что в ней учтена совокупность различных аспектов изменения: рост населения, расширение городов и обезличенность социальных взаимодействий.

Однако современная жизнь, хотя и оказывается обезличенной, не лишена полностью духа Gemeinschaft. Даже в мире чужих друг другу людей встречается крепкая продолжительная дружба. Традиции особенно сильны в этнических сообществах, жители которых поддерживают тесные связи.

Тённиса упрекают еще и в том, что он почти не учитывал, какие факторы (индустриализация, урбанизация, ослабление семей) выступают причиной, а какие — следствием перемен. По мнению некоторых ученых, он с явной симпатией относился к традиционным обществам (возможно, даже романтизировал их), игнорируя семейные, соседские и дружеские связи в современных.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм, работы которого рассматривались в разделе «Общество», разделял интерес Тённиса к фундаментальным социальным изменениям, вызванным индустриальной революцией. Он считал, что модернизация обусловлена усиливающимся разделением труда, или специализацией экономической деятельности. Если люди в традиционных обществах обычно выполняют одинаковые виды деятельности, то в современных играют дифференцированные роли.

Дюркгейм писал, что первые объединены механической солидарностью, или общими моральными взглядами. Иными словами, они воспринимают всех окружающих одинаково, поскольку все выполняют такую же работу и принадлежат к одной группе. Предложенное Дюркгеймом понятие механической солидарности близко к Gemeinschaft Тённиса.

 

 

С модернизацией разделение труда становится все более выраженным. Дюркгейм видел в этом утрату механической солидарности и развитие другого вида взаимосвязей — органической солидарности, или взаимозависимости людей, выполняющих специализированную работу. Проще говоря, современные общества объединяют не сходства, а различия: стремясь к удовлетворению собственных потребностей, мы, как правило, зависим от других людей. Органическая солидарность соответствует понятию Gesellschaft Тённиса.

 

Несмотря на очевидные сходства взглядов Дюркгейма и Тённиса, их представления о современности несколько различались. Немецкий социолог отождествлял переход от Gemeinschaft к Gesellschaft с утратой социальной солидарности, так как в результате него современные люди теряют «естественные» и «органичные» узы, свойственные деревенскому образу жизни, сохраняя только «искусственные» и «механические» связи, какие характеризуют существование больших городов.

Дюркгейм по-другому оценивал современность и, чтобы подчеркнуть это, даже использовал терминологию Тённиса, но с совершенно противоположным смыслом. Он называл современное общество «органичным», утверждая, что оно столь же естественно, как любое другое, и описывал традиционные как «механические (регламентированные).

Таким образом, Дюркгейм рассматривал модернизацию не как утрату общности, а как переход от одной общности, в основе которой лежит близость (родство и соседство), к такой, что базируется на экономической независимости (разделение труда). Теория современности Дюркгейма сложнее, чем Тённиса, но она и позитивнее.

Представления этих социологов оказали существенное влияние на анализ современности. Дюркгейм придерживался более оптимистичной точки зрения, чем Тённис. Однако он опасался, что современные общества могут стать разнородными и придут в состояние аномии, когда нормы и ценности слабы и несогласованны и общество морально почти не направляет человека. Без такой прочной связи люди становятся эгоцентричными и теряют смысл жизни.

Показатели самоубийств, которые Дюркгейм считал верным признаком аномии, за XX в. в США выросли. Более того, недавнее исследование показало, что подавляющим большинством взрослых американцев моральные решения не разделяются на правильные или ошибочные, а представляют собой некую однородную смесь — «оттенки серого».

Однако даже в этом случае общие нормы и ценности, принятые в современных обществах, все еще достаточно сильны, чтобы люди почувствовали значимость и обрели целеустремленность. Более того, каким бы ни был риск аномии, большинство, по-видимому, одобряет свободу личности, предоставляемую современным обществом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: