Положительные стороны
Уровень результативности и эффективности — на данный момент удалось привлечь определенный объем финансовых средств (бюджетные вливания, частные инвестиции со стороны российского бизнес-сообщества), а также кадровый состав (некоторые видные российские ученые)
Негативные стороны
Уровень результативности и эффективности — к сожалению, существует дисбаланс между привлеченными финансовыми средствами, а именно: между бюджетным финансированием и частным капиталом, а также между частным капиталом российских бизнесменов и иностранным частным капиталом. В настоящее время бюджетное финансирование превышает частное (хотя изначально планировалось соотношение 50%-50% - по мнению Вексельберга), а российский частный капитал значительно превышает иностранный (предположения о том, что на первых этапах иностранные компании будут инвестировать в российский проект всего лишь несколько миллионов долларов, стали реальностью: соотношение отнюдь не в пользу иностранного капитала).
Уровень удовлетворенности — российский инновационный проект «Сколково», реализуемый в рамках государственной инновационной политики России, получает неоднозначные оценки со стороны российского научного сообщества, многие из которых крайне негативно к нему относятся. С другой стороны, люди, живущие в непосредственной близости от территории, которая является базой размещения иннограда, рассматривают «Сколково» как возможность получения новых рабочих мест, что повысит их благосостояние.
Политическое прогнозирование и прескриптивное проектирование
Прогнозирование на ближайшие 10-15 лет (период упреждения) — будет рассмотрен в рамках 3 вариантов развития событий (оптимистической, прагматической и пессимистической версий)
Варианты развития событий и их оценка
Сценарная версия | S-1 (оптимистическая) | S-2 (пессимистическая) | S-3 (прагматическая) |
Период упреждения | |||
P-1 кратко- срочный | 2-5 лет «Сколково» через несколько лет не оправдает ожиданий и чаяний российского правительства, станут очевидными промахи и изъяны, которые мешали этому проекту стать «сердцем» российской инновационной политики. Не в последнюю очередь это будет связано с убыточностью этого дела и с нежеланием или недоверием российских ученых участвовать в реализации «Сколково». Граждане будут разочарованы и сочтут этот проект как очередную уловку «в красивой упаковке» российских властей накануне выборов. | 6 месяцев – 1 год –пока будет оставаться доминирование государственных инвестиций по отношению к частным, и российских по отношению к зарубежным. 2 года –соотношение между государственным/частным и российским/зарубежным капиталом изменится в пользу последних, но не выровняется до конца. Число участвующих компаний незначительно повысится. | |
P-2 средне- срочный | 5-10 лет «Сколково» в итоге станет краткосрочной программой развития России, но все-таки будет иметь положительный эффект на процесс инновационного развития России. Причиной «краткосрочности» проекта станет недостаток средств из зарубежных государств, в то время как российский бюджет не сможет в одиночку покрывать все расходы на реализацию проекта. К тому же инвестиций со стороны российского бизнеса не будет достаточно, чтобы обеспечить жизнеспособность этого проекта в долгосрочной перспективе. | ||
P-3 долго-срочный | 10-15 лет «Сколково» станет успешным проектом и будет иметь позитивный эффект на инновационное развитие страны. Таким образом, этот проект будет привлекать все больший объем инвестиций не только со стороны российских предпринимателей, но и из зарубежья. Таким образом, дисбалансы в финансировании будут преодолены. Все это будет свидетельствовать об успешности проводимой правительством государственной инновационной политике, которая принесла очевидные плоды и изначально была направлена не на повышение благосостояния узкого круга людей, непосредственно связанных с реализацией «Сколково», а на повышение уровня науки и технологий во всей России, а, следовательно, и на улучшение имиджа государства за рубежом и качества жизни населения. |
Заключение: итоговые выводы и конечный пакет практических рекомендаций
Диагностические выводы:
1. Проект «Сколково» находится уже не на стадии планирования, а на стадии реализации, что является плюсом
2. С экономической точки зрения, финансовая ситуация на данный момент не представляется критической, наоборот, здесь наблюдаются весьма положительные моменты: проектный бюджет есть, имеются как бюджетные, так и частные капиталовложения, есть рабочая сила (в т.ч. числе представители научного сообщества)
3. Тем не менее, очевидны дисбалансы в финансовой сфере – пока перевес на стороне бюджетного финансирования в сравнении с частным, а также частного российского капитала по сравнению с зарубежным.
Прогностические выводы
1. Проект «Сколково» имеет все шансы стать перспективным, а также представлять собой продуктивное ядро государственной инновационной политики России. Это является оптимистическим вариантом развития событий (см. выше)
2. Представляется вероятным, что «Сколково» расширить свою инвестиционную базу, выравняв соотношение государственное/ частное финансирование к единице и тем самым снизив бремя, которое сейчас на себе несет государственный бюджет
3. Благодаря «Сколково» создадутся новые рабочие места и увеличится число ученых, работающих в рамках проекта, как из России, так и из зарубежных стран
Пакет практических рекомендаций заказчику:
Администрации Президента следует внести предложение Президенту России о:
- Дальнейшем улучшении инвестиционного климата в России (в инновационном центре «Сколково» в первую очередь), где уже предприняты подобные шаги (налоговые послабления)
- Дальнейшем упрощении визового режима и миграционного учета для иностранцев, которые являются ценными специалистами для работы в инновационном центре «Сколково» (особенно тех из них, которые уже принимали участие в развитии подобных инноградов зарубежом, например, из Силиконовой долины США)
- Ограничении чрезмерного государственного финансирования проекта, чтобы предотвратить непомерную нагрузку на государственный бюджет, в то же время продолжая увеличивать зарплаты российских ученых и создавая им лучшие условия для работы (создание оснащенных по последним требованиям технологий рабочих мест)
- Развитии и внедрении в первую очередь тех инновационных технологий, которые способны принести большую прибыль (таким образом возрастет окупаемость проекта) и улучшить жизнь населения (чтобы продемонстрировать, что данный проект направлен не на PR государственных лидеров накануне выборов, а на долгосрочное повышение уровня развития науки и техники в России, что имеет непосредственное отношение к российской экономике в целом (внедрение инноваций = повышение качества продукции) и жизни российских граждан).
Литература / источники.
Источники:
1. Официальный сайт иннограда «Сколково»// https://www.i-gorod.com/
2. Официальный сайт Всемирного банка // https://www.worldbank.org/
3. Официальный сайт Кремниевой долины // https://www.siliconvalley.com/
4. Официальный сайт города Цукуба // www.tsukubainfo.jp
5. Вики-проект города Цукуба // www.tsukuba.wikia.com
6. Официальный сайт города Киберджайя // https://www.cyberjaya-msc.com/
7. Официальный сайт технопарка Стамбула// www.teknoparkistanbul.com
8. Сколково: Силиконовая долина по-российски// https://rg.ru/sujet/4064.html
9. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре
«Сколково» // Режим доступа: https://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1298709
Литература:
1. Dunn W. Public Policy Analysis: An Introduction / W. Dunn. – Upper Saddle River, 2004.
2. Дегтярев А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений (I, II, III) / А.А. Дегтярев // Полис. – 2003. – № 1, 2, 3.
3. Мангейм Д., Рич Р. Анализ общественной политики и оценка программ // Полис. 1991. № 3. – С. 172–180.