б) новое территориальное деление Аттики, его значение.




Суть реформ, по Геродоту, очень коротко сводится к тому, что Клисфен заменил четыре старых филы десятью новыми, дал им новые названия и распределил демы по десяти на каждую филу. Аристотель же уделяет этому вопросу особое внимание и сообщает некоторые важные подробности.

Он особо отмечает, что Клисфен специально разделил страну на десять частей, а не на двенадцать, чтобы избежать совпадения с прежними двенадцатью триттиями и чтобы можно было смешать народ. Аристотель раскрывает и политический смысл нового административного деления страны.

Выглядит это следующим образом: на основе новых десяти фил Клисфен вместо солоновского совета четырехсот создал новый совет пятисот, в который избирались пятьдесят человек от каждой филы. Затем он устроил особое разделение внутри каждой филы по одной общей схеме. Всего было десять фил и сто демов. Клисфен позаботился о том, чтобы перемешать все население среди новых десяти фил. Для этого он сначала распределил все демы равномерно по трем традиционным областям Аттики: город, прибрежная зона и срединная земля. Затем на основании этого деления были созданы новые административные единицы —- триттии. В каждую триттию входили три-четыре дема из одной области.

Так жители Аттики оказались идеально перемешаны. Основной административнойединицей стал теперь дем. Отныне дем был локальной гражданской общиной, своего рода самоуправляемой ячейкой. Клисфен ввел и официальную должность старейшины дема — демарха, которому поручалось заведовать делами своей общины. Чтобы укрепить связь граждан с демом, Клисфен постановил официально называть граждан не по отчеству, как это было раньше, а по имени дема, к которому они приписаны.

Наконец, последним мероприятием Клисфена было введение остракизма. Показательно, что Клисфен позаботился и о религиозной легитимации для своей реформы: названия новым филам он дал такие, какие избрала пифия из числа предложенных им вариантов.

Теперь можно задать вопрос: с какой целью Клисфен проводил свои реформы? Первый ответ дает уже Аристотель. Он говорит, что, создавая новые филы, Клисфен хотел смешать население, ≪чтобы большее число людей получило возможность участия в делах государства≫.

В действительности Клисфен не строил политических теорий и не создавал в одночасье демократический строй, о котором еще никто не имел ни малейшего представления. Он не имел целью создать в Афинах новую политическую систему, а решал вполне конкретные задачи по преобразованию существующего государственного порядка.

Главной целью Клисфена было разрушить старые территориально-родовые объединения аристократии, на которые опирались соперничавшие в борьбе за власть партии и гетерии и которые помогли Исагору в борьбе против самого Клисфена.

в) реформа государственного управления.

Теперь все знатные роды и прежние группировки оказались разбиты по различным триттиям и филам и не могли уже объединяться в партии и вербовать себе приверженцев на своих территориях. От этого выигрывал прежде всего сам Клисфен и его род, который как раз не имел больших земельных владений и твердой территориальной опоры в Аттике. Теперь Клисфен уравнял шансы Алкмеонидов и традиционных землевладельческих родов. Конечно же, от этого выиграла и верхушка ≪новых людей≫, которая теперь была окончательно уравнена в правах и возможностях со ≪старой≫ знатью и слилась с ней в один имущественный класс.

Проводя свои реформы, он (Клисфен) начисто отказался от всех религиозных идей и руководствовался только прагматическими соображениями.

На первом месте у него стоял трезвый расчет, в котором не было места вере. Религию он использовал только для формального ≪прикрытия≫ своей реформы. Это была уже сугубо секулярная политика, в которой господствовал один голый рационализм.

Клисфен оторвал сферу политики от религии и сделал политику секулярным пространством человеческой деятельности.

Клисфен создал новый тип политики, новую концепцию закона и новую модель власти. Сделав политику секулярным пространством, он совершил духовную революцию, которая, быть может, была гораздо важнее, чем его политическая революция. Отторжение религии от политики произвело переворот в сознании, благодаря которому только и стала возможна демократия как форма секулярной власти. В этом пункте традиция пресеклась и началась история нового общества. Так закончилась старая эпоха харизмы, аристократических доблестей и традиционных ценностей и началась новая эпоха демократии.

Конечно, это еще не значит, что старая эпоха сразу вдруг исчезла, нет, она еще долго жила в сознании людей и в виде различных обычаев, установлений и т. д., но все это стало теперь пережитком, наследием прошлого в новом мире идей и ценностей.

Реформы Клисфена только обозначили начало переходного периода, но сам по себе этот период стал достоянием уже новой эпохи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: