Берем лист бумаги, вырванный из бесплатного рекламного журнала. Как видно по фотографии лист умеренно – глянцевый. Это самый лучший вид бумаги для ЛУТ (ИМХО). Я выбрал лист, который был наиболее заполнен типографской краской, конечно для примера.
Печатаем на лазерном принтере рисунок нашей платы. Как видно из рисунка, тонер не блестит как лист бумаги, а наоборот матовый.
Для демонстрации технологии ЛУТ я использовал очень старый советский текстолит. Мне было жалко использовать новый т.к. он довольно дорогой. На картинке видно, что его поверхность сильно окислена и требует подготовки.
На этой фотографии виден результат зашкуривания поверхности фольги при помощи наждачной бумаги степенью зернистости 1800. Возможен также способ очистки поверхности фольги с помощью раствора для травления (хлорного железа). Необходимо просто опустить текстолит в раствор на 1-2 минуты. На самом деле нет ничего хуже, чем старый советский текстолит!!! Самый дешевый китайский текстолит марки FR4 будет в 100 раз лучше! Рекомендую запомнить это раз и навсегда! Я держу у себя советский текстолит только для самых безответственных целей, типа этой статьи. Разумеется, новый современный текстолит не требует никакой обработки, кроме обезжиривания с помощью спирта.
Это мой старый добрый утюг, который служит мне верой и правдой уже много лет.
Вырезаем кусочек текстолита по размеру нашей платы. Лично я для нарезки использую массивные кухонные ножницы, которые режут даже кости. Я не стал точно вырезать по размеру нашей платы, т.к. решил продемонстрировать одну вещь, о которой скажу позже.
Размещаем кусочек текстолита между слоями газеты. Между утюгом и текстолитом должно быть 3 листа газеты. Прогреваем платку в течении 20 секунд.
Накладываем нашу бумажку с рисунком на прогретый текстолит. Разумеется, тонером к фольге.
Теперь поместите текстолит с бумажкой между листами газеты и начинайте проглаживать с небольшим нажимом в разных направлениях. Гладим примерно 90 секунд. При этом тонер плавится и начинает прилипать к медной фольге. В этом деле конечно нужен опыт, но ведь не боги горшки обжигают…
После этого берем другую газету, т.к. всё горячее, кладем ее сверху и начинаем проглаживать руками равномерно по всей плате. Это нужно для того чтоб весь тонер прилип к поверхности фольги.
Дальше вытаскиваем платку из газеты и даем ей остыть до комнатной температуры. При этом бумажка должна полностью прилипнуть к поверхности фольги.
Кидаем в ванночку с горячей водой и моющим средством. Моющего средства добавлять надо немножко. В качестве ванночки я использую обрезанную пластиковую канистру. Отмачиваем 1-2 минуты, после чего начинаем аккуратно тереть подушечкой пальца по бумаге под струёй теплой воды.
Видео:
Извиняюсь за невысокое качество видео т.к. нет нормальной камеры.
На фотографии видно, что я подрисовал синим перманентным маркером те места, где тонер не приклеился. В данном случае это связано с низким качеством текстолита. Еще раз напомню, что нужно использовать только новый современный текстолит. В целом качество изделия хорошее, т.к. хорошо пропечатались дорожки толщиной 0,3 мм.
Дальше наливаем в ванночку раствор хлорного железа и опускаем платку дорожками вверх, для контроля за процессом.
Раствор предварительно разогрет градусов до 50 по цельсию для повышения активности. На фотографии видно, что канистра плавает в ванне с горячей водой, для поддержания температуры раствора. Процесс травления длится примерно минут 5. Рекомендую постоянно покачивать ванночку с раствором для ускорения процесса травления.
На этой фотографии видно, что узкие промежутки между дорожками и края платы стравливаются в первую очередь, а широкий массив меди травится долго. Именно поэтому я и оставил края вокруг платы для демонстрации.
Вот наша платка и вытравилась полностью. На фото видно, что маркер немного смыло раствором, но слой меди под ним всё же остался. Это связано с тем, что советский текстолит травится дольше современного, т.к. у него слой меди толще, а медь не очень чистая.
Теперь промываем плату водой и высушиваем ее феном. Для удаления слоя тонера и маркера нам потребуется ацетон или растворитель 646. Я обычно беру салфетку, намачиваю ее ацетоном, и протираю поверхность платы.
Как видно на фото, весь тонер и маркер остались на салфетке. Салфетку можно смело спускать в унитаз (чтобы не воняло), т.к. ацетон полностью растворяется в воде.
Качество изделия можно оценить на просвет. В данном случае получилось хорошо, хотя на новом текстолите получается гораздо лучше. Мультиметр показал, что все дорожки в порядке, коротких замыканий нет. Осталось просверлить отверстия, но это уже другая история…
Сливаем наш раствор обратно в бутылку. Раствор многоразовый, и мне его хватает примерно на полгода. Храните раствор в темноте, в недоступном для детей месте.
Еще парочка видео по технологии изготовления печатных плат:
Всем Доброго времени суток. Вот посмотрел видео и заметил одну грубую на мой взгляд ошибку при изготовлении платы.
Я платы травлю в хлорном растворе, но я его никогда не перемешиваю и не взбалтываю,
а плавно с небольшим горизонтальным углом, чтобы не остался воздух, ложу на поверхность раствора.
При этом плата не тонет, а плавает на поверхности. Спросите почему я так делаю? Все просто до банальности.
При таком способе продукты травления опускаются строго вниз
и реакция идет только в том месте где этим продуктам нет препятствия движению.
По аналогии - почему нет пыли на потолке. При этом медь не стравливается под защитным слоем и нет подъедания дорожек.
Продукты травления, которые не могут опуститься на дно под собственной тяжестью блокируют боковые поверхности дорожек
и нет подъедания оных, чего не происходит если плату всяко болтать, вымывая эти продукты из-под защитного слоя,
и давая доступ туда свежему раствору. Делаю дорожки шириной 0,25 и после травления они уже не становятся,
потому как медь стравливается в плоскости строго перпендикулярно горизонту.
И таким способом получается качественное травление даже тогда, когда защитный слой плохо приклеился к меди.