Для рационального изучения этого фехтовального материала обучение следует вести в парном построении с обязательным выполнением атаки. Обороняющийся должен взять защиту и выбрать технику ответных действий после принятой защиты. В этих упражнениях у неопытных педагогов могут возникнуть трудности командной речи. Предлагается следующий способ ведения этого раздела обучения технике: «Моя — голову, противник — пятым закройсь!», «Моя — руби!», «Противник — показать укол вниз!», «Моя — защищаться скачком назад!», «Противник — коли!»
Упражнения этого типа не должны быть многочисленными. Лучше, если при знакомстве с этим материалом преподаватель достаточно быстро перейдет к защитам оружием от ответных атак, после чего потребует исполнения фехтовальных фраз в три темпа. В них будет атака и защита от нее, ответная атака с соответствующей защитой и контратака, также принятая на соответствующую защиту. Окончание такой фразы выполняется командой «Закройсь!». Оба партнера принимают положение боевой стойки.
Во время исполнения этих упражнений важно следить, чтобы бойцы фехтовали на длинной и, в крайнем случае, на средней дистанции. Сближение пока недопустимо. Ответственность за дистанцию — на том, кто в данный момент выполняет защитное действие. Команда «Закройсь!» может быть заменена командой «К бою!». Упражнения этого типа могут постепенно увеличиваться в размере. Типичной тренировочной фразой является слитное исполнение восьми фехтовальных темпов с тем, чтобы переход в боевую стойку был девятым действием. Приступать к такой тренировке следует, когда изучена вся техника ответных атак и защит от них.
Глава X
АТАКА НА ОРУЖИЕ
|
Атаки на оружие применяются для того, чтобы оттолкнуть оружие противника в сторону и тем самым открыть его тело для атаки.
В сценическом фехтовании применяются следующие атаки на оружие: батман (толчок), контрбатман (круговой батман), фруассе (скользящий толчок). В сценическом фехтовании, где нет настоящей схватки, атаки на оружие имеют больше декоративное значение. В связи с этим рекомендуется исполнение только наиболее заметных приемов.
Такое действие, как батман, довольно часто применяется в массовых сценах, они хорошо озвучивают сцену, хотя не создают динамики боя.
Батман выполняется только в четвертом и втором соединениях, контрбатман также только из четвертого или второго, а фруассе — только из четвертого в третье или шестое.
Упражнение № 85. Батман (толчок)
Построение: парное. Исходное положение: оба в четвертом соединении.
Техника исполнения. По команде «Моя — бате!» ученики, сохраняя плечо и локоть неподвижными, слегка отводят кисть с оружием вправо от клинка противника и быстро передвигают свое оружие в четвертое соединение. Это создает резкий, сухой толчок по оружию противника, отбрасывающий его оружие влево. Толчок выполняется точно под прямым углом к оружию партнера.
Методические указания. Необходимо добиться такой техники, чтобы, после того как оружие противника было отброшено в сторону, свой клинок оставался бы в линии атаки (не выходил за пределы тела противника). Для того чтобы достичь этой техники, надо сильно ударить по оружию противника, зафиксировав свою кисть. В упражнениях после того, как техника батмана разучена обоими партнерами, сделать упражнение «На батман ответь батманом».
|
Упражнение выполняется под счет или в собственном для каждой пары темпе.
Упражнение № 86. Контрбатман (круговой толчок)
Построение: парное. Исходное положение: оба в шестом соединении.
Техника исполнения. По команде «Моя — контрбате!» выполняют круг перед тем, как отбить оружие. Действием кистевого сустава, слегка расслабив пальцы (сохраняя плечо и локоть неподвижными), опускают острие шпаги так, чтобы оно оказалось ниже гарды противника, затем отклоняют острие несколько вправо, клинок подходит под оружие противника. Затем поднимают его до положения, чтобы оружие противника оказалось левее своего, и выполняют технику отбива так же, как при простом батмане.
Методические указания. Так как этот прием выполняется из основного для сценического фехтования соединения — из шестого, он применяется чаще, чем предыдущий батман. Его технику следует хорошо освоить. Круг не должен быть меньше 40-50 см, иначе его не увидит зритель. Если проследить за острием, то окажется, что прежде чем отбить, оно прошло полный круг.
Упражнение № 87. Фруассе (скользящий толчок)
Построение: парное. Исходное положение: оба в четвертом соединении.
Техника исполнения. По команде «Скользящим — бей!» ученики «моей» шеренги поднимают острие шпаги так, чтобы оно оказалось выше острия шпаги партнера. При этом свое оружие надо слегка передвинуть влево по клинку партнера. Оружие поднимается за счет сгибания кистевого сустава. Для нанесения толчка нужно резким движением кистевого сустава вниз вперед скользнуть по клинку партнера от острия почти к гарде. Это отбросит клинок его оружия вправо назад. Иногда это движение выполняется до положения упора в гарду противника.
Методические указания. Этим приемом много пользовались в фехтовании XVIII и XIX столетий. На сцене он хорошо озвучивает бой и достаточно эффектен и динамичен. При хорошей технике угол, под которым соприкасаются клинки, должен быть острым. Партнер, получивший сильный скользящий удар, должен на него отреагировать.
Он, согнув локоть, подносит оружие противника к своей груди и, захватывая его левой рукой за клинок, как бы говорит: «Выбить шпагу не дам!». При этом оружие из правой руки не выпускается. По команде «К бою!» оба возвращаются в положение боевой стойки.