Вопросы для самостоятельного изучения
Тема 1. Общая характеристика учебной деятельности.
Предметное содержание учебной деятельности. Внешняя структура учебной деятельности. Учебная деятельность – специфический вид деятельности.
Тема 2. Учебная мотивация.
Мотивация как психологическая категория. Типы мотиваций. Роль мотивации в изучении иностранных языков.
Тема 3. Усвоение-центральное звено учебной деятельности. Познавательные процессы в структуре субъекта учебной деятельности.
Общая характеристика усвоения. Навык в процессе усвоения. Характеристика познавательных процессов в структуре субъекта учебной деятельности.
Тема 4. Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности.
Общая характеристика самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа как учебная деятельность. Этапы, особенности. Уровни самостоятельности.
Тема 5. Функции и роли участников образовательного процесса по иностранному языку.
Педагогические функции и умения. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности. Универсальные учебные умения.
Тема 6. Педагогические возможности предмета иностранный язык.
Специфика предмета иностранный язык. Его педагогический потенциал. Развивающая функция предмета иностранный язык. Иноязычные способности.
Тема 7. Условия и средства активизация учебного процесса по иностранному языку.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Общая характеристика взаимодействия. Учебно-педагогическое сотрудничество. Влияние сотрудничества на учебную деятельность.
Тема 8. Условия развития иноязычных способностей в структуре субъекта учебной деятельности.
|
Барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности. Определение и общая характеристика затрудненного общения. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
Тема 9-10. Креативные технологии обучения иностранному языку.
Обзор традиционных технологий сообщающего обучения, предполагающих передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, эвристический метод. Вывод: использование традиционных технологий обеспечивает усвоение студентами знаний в готовом виде, сообщение информации с помощью объяснения учебно-методических материалов, наглядных средств, образцов, усвоение обучающимися способов, логики решения поставленной проблемы, проблемный процесс поиска и анализа информационного потока. Представление креативных образовательных технологий обучения: активная учебная лекция, интеллект-карты, кейс-стади, ситуационный анализ, игровое проектирование, исследовательский проект, поисковый проект, творческий (креативный проект), прогностический проект, мозговые штурмы, использование ИКТ. Метод опережающего обучения, метод групповой дискуссии, метод дельфийской беседы, book-технология, деловая игра, которые ориентируют будущего специалиста на освоение разнообразных способов деятельности и социальных/антропо практик. Использование приема визит-участия является одним из системообразующих элементов предлагаемой учебной дисциплины.
|
Данные технологии обеспечивают: проблемность содержания дисциплины, диалогическое общение, включенность каждого студента в деятельность, ранжирование трудностей, рефлексию учебно-познавательной деятельности, сформированность вышеуказанных компетенций на продвинутом уровне.
Тема 11. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов.
Принципы полиглоссии. Эффективные стратегии изучения иностранных языков. Взгляд на мир через призму иной языковой культуры. Внутренние критерии успеха в изучении иностранных языков. Мотивация в достижении поставленной цели.
Тема 12. Моделирование ресурсного речевого поведения.
Таблица моделирования ресурсных состояний в общении на иностранном языке. Case study – разбор результатов эксперимента по моделированию ресурсного речевого поведения. Ф окусировка внимания. Внутренний аудиальный комментарий.
Тема 13. Моделирование стратегий полиглотов.
- полиглоты прошлого,
- изучение полиглотов-наших современников,
-моделирование структуры личности полиглота (иерархическая организация структуры личности полиглота, пирамида личности)
Тема 14. Активизация аудиальных стратегий в изучении иностранных языков. Развитие визуальных стратегий в изучении иностранных языков.
- моделирование естественного процесса запоминания слов родного языка,
-лексические стратегии полиглотов,
-мнемонические техники и запоминание лексики, методы запоминания;
- грамматические стратегии полиглотов.
|
Литература
1. Гез Н. И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие для студ. лингв. Ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. И. Гез, Г. М. Фролова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999. – 384 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
5. Коржуев А. В., Попков В. А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 300 с.
6. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные педагогические труды. – М., 2003.
7. Мелентьева Т.И. Обучение иностранным языкам в свете функциональной асимметрии полушарий мозга. – М.: КРАСАНД, 2010. – 176 с.
8. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов / Р. П. Мильруд. – М.: Дрофа, 2007. – 253 с.
9. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. – метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.
10. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. – метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.
11. Никуличева Д. Б. Как найти свой путь к иностранным языкам: лингвистические и психологические стратегии полиглотов: учеб.- метод. пособие / Д. Б. Никуличева. – М.:Флинта: Наука, 2009. – 304 с.
12. Никуличева Д. Б. Как найти свой путь к иностранным языкам: лингвистические и психологические стратегии полиглотов: учеб.- метод. пособие / Д. Б. Никуличева. – М.:Флинта: Наука, 2009. – 304 с.
13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
14. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. − М.: Издательский центр «Академия», 2008. − 368 с.
15. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. – Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 2009. – 528 с.
17. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
18. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования: начальная школа, основная школа. М., 2002.
19. Профессионально-ориентированные технологии в языковом образовании: Коллективная монография / А. Н. Утехина, Н. Е. Брим, О. Н. Голубкова, О. К. Козлитина, Н. Ю. Милютинская, Е. В. Тройникова, Л. И. Хасанова / Под ред. Т. И. Зелениной, Н. М. Платоненко. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2008. – 222 с.
20. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. − М.: КНОРУС, 2011. − 432 с.
21. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. − М.: КНОРУС, 2011. − 432 с.
22. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 272 с.
23. Сысоев П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. – Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 182 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
25. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.
26. Чиркова Е. И. Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, 2009. – 272 с.