Технологическая карта
По дисциплине «Современный русский литературный язык»
Специальное (дефектологическое) образование
Уч.год (фДиКПиП)
Курс СДО-16-01
Семестр – 1
Модуль – 1,2
Итоговая форма контроля – экзамен
Преподаватель: О.Г. Матехина
Лекции – 36 час.
Практические занятия – 36 часов
Лабораторные занятия – 18 часов
Блок 1 Русский язык в современном мире. | |||
Обязательные задания | |||
Посещение лекции "Русский язык в современном мире" | |||
Задания накопительного блока | |||
Конспект лекции М. Кронгауза "Русский язык в XXI веке" https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/156420/video_id/156420/ https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/156418/ | |||
Выполнение лингвистического проекта | |||
Создание лингвистической сказки | |||
Блок 2. Фонетика | |||
Обязательные задания | |||
Посещение лекционных занятий: "Предмет фонетики. Артикуляционная характеристика звуков"; "Понятие о фонеме"; "Понятие сегментных и суперсегментных единиц " | |||
Выполнение фонетического анализа (см. материалы для самостоятельной работы) | |||
Посещение семинарских занятий "Фонетические чередования гласных и согласных звуков" "Фонема. Сильные и слабые фонемы" | |||
Посещение лабораторных занятий: "Артикуляционная характеристика звуков" "Фонетическая транскрипция. Фонетический анализ" | |||
Выполнение контрольной работы | |||
Задания накопительного блока | |||
Выступление с докладом на семинарском занятии (мультимедийное сопровождение обязательно) | |||
Выполнение практических заданий на лабораторных занятиях | |||
Конспект Фонология Русский язык / под ред. Л.Л. Касаткина. –– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 353-360. | |||
Блок 3. Графика и орфография | |||
Обязательные задания | |||
Посещение семинарских занятий "Графика и орфография" "Основные принципы графики и орфографии, их реализация на письме" | |||
Диктант | |||
Задания накопительного блока | |||
Выступление с докладом на семинарском занятии (мультимедийное сопровождение обязательно) | |||
Выполнение практических заданий на семинарском занятии | |||
Блок 4. Лексикология. Фразеология | |||
Обязательные задания | |||
Посещение лекционных занятий "Лексическая система русского языка. Слово как многоаспектная единица". "Лексика с точки зрения ее происхождения, активного/ пассивного запаса, сферы употребления, стилевой и экспрессивной окраски" "Фразеологическая система русского языка". | |||
Посещение семинарских занятий " Многозначность слова. Способы переноса лексического значения" "Системные связи слов: омонимия, синонимия, антонимия, паронимия" | |||
Посещение лабораторных занятий "Лексический анализ" "Фразеологический анализ" | |||
Выполнение лексического анализа (см. материалы для самостоятельной работы) | |||
Выполнение контрольной работы | |||
Задания накопительного блока | |||
Выступление с докладом на семинарском занятии (мультимедийное сопровождение обязательно) | |||
Выполнение практических заданий на лабораторных занятиях | |||
Составление актуального словаря | |||
Блок 5. Морфемика и словообразование | |||
Обязательные задания | |||
Посещение лекционных занятий "Морфемный состав слова". "Способы, типы и модели словообразования" | |||
Посещение семинарских занятий "Словообразование частей речи" | |||
Посещение лабораторных занятий "Морфемно-словообразовательный анализ". | |||
Выполнение контрольной работы | |||
Задания накопительного блока | |||
Выступление с докладом на семинарском занятии (мультимедийное сопровождение обязательно) | |||
Выполнение практических заданий на лабораторных занятиях | |||
Конспект статьи "Годовые кольца детского словотворчества" https://cyberleninka.ru/article/n/godovye-koltsa-detskogo-slovotvorchestva | |||
Блок 6. Морфология | |||
Обязательные задания | |||
Посещение лекционный занятий "Грамматический строй русского языка" "Имя существительное" "Глагол" "Наречие. Слова категории состояния. Модальные слова" | |||
Посещение семинарских занятий "Категория имени" "Служебные части речи" | |||
Посещение лабораторных занятий "Морфорлогический анализ категории имени" "Морфологический анализ глагольных форм" "Морфологический анализ служебных частей речи" "Явление перехода частей речи" | |||
Выполнение морфологического анализа (см. материалы для самостоятельной работы) | |||
Выполнение контрольной работы | |||
Задания накопительного блока | |||
Выступление с докладом на семинарском занятии (мультимедийное сопровождение обязательно) | |||
Выполнение практических заданий на лабораторных занятиях | |||
Заполнение таблицы "Части речи" | |||
Конспект Функциональная грамматика Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И. Максимова.- Москва: Юрайт, 2010 - С. 656 - 692 | |||
Блок 7. Синтаксис | |||
Обязательные задания | |||
Посещение лекционных занятий "Понятие синтаксиса. Синтаксические единицы" "Синтаксис словосочетания и предложения" "Синтаксис сложного предложения" | |||
Посещение семинарских занятий "Односоставные предложения" "Простые осложненные предложения" "Сложные предложения" | |||
Участие в коллоквиуме "Коммуникативный синтаксис" | |||
Посещение лабораторных занятий "Синтаксический анализ простого предложения" "Синтаксический анализ сложного предложения" "Синтаксический анализ ССК" | |||
Выполнение синтаксического анализа (см. материалы для самостоятельной работы) | |||
Выполнение контрольной работы | |||
Задания накопительного блока | |||
Выступление с докладом на семинарском занятии (мультимедийное сопровождение обязательно) | |||
Выполнение практических заданий на лабораторных занятиях | |||
Заполнение таблицы "Виды односоставных предложений" | |||
Заполнение таблицы "Виды сложных предложений" | |||
Конспект Синтаксис. Пунктуация Русский язык / под ред. Л.Л. Касаткина. –– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 740-752. | |||
Итого |
В зависимости от результатов работы студента, условия проведения итогового контроля следующие:
№ | Рейтинг текущей работы | Условия проведения итогового контроля по дисциплине |
1. 2. 3. 4. | 80 баллов и менее 81-103 баллов 104-126 баллов 127 баллов и более | Сдача экзамена. Автоматически получение отметки «удовлетворительно», либо сдача экзамена с целью повышения отметки. Автоматически получение отметки «хорошо», либо сдача экзамена с целью повышения отметки. Автоматически получение отметки «отлично». |
Рекомендуемая литература
1. Русский язык [Текст]: учебник для вузов / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др. / под ред. Л.Л. Касаткина. – изд. 4-е, стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2011. – 784 с. - ISBN: 978-5-7695-7997-4.
2. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – изд. 2-е, стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с - ISBN: 5-7695-3022-7
3. Современный русский литературный язык [Текст]: учебное пособие для вузов / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И. Максимова.- 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2010 - ISBN: 978-5-9916-0775-9.
4. Современный русский литературный язык [Текст]: учебник / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. / под ред. П.А. Леканта, - изд. 3-е, испр. и доп. – Москва: АСТ-Пресс, 2013. – 766 с. - ISBN: 978-5-462-01357-7.
5. Современный русский язык: учебник / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. - 11-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2010. - 448 с. - ISBN: 978-5-8112-4098-2 [Электронный ресурс]: Электрон. дан.- Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79031