Формирование инстинктов в онтогенезе




Введение

Есть немало определений понятия "инстинкт”. Наиболее современное – это врожденные формы биологического поведения, представляющие собой цепи безусловных рефлексов, где окончание одного рефлекса запускает начало следующего. При таком определении у человека нет целостных инстинктов, а есть лишь кусочечное их наличие, когда представлены отдельные безусловные рефлексы, расторгнутые информационными пустотами, которые могут быть заполнены при обучении с помощью информации, поступающей в разном виде от других людей.

Среди методов изучения инстинктов — наблюдения (с целью выявления общих компонентов поведения), изоляции (с целью отделения собственного поведения индивида от навязанного родителями и стаей), муляжей (с целью выявления ключевых раздражителей), нейрофизиологического (с целью исследования мозговых структур, обеспечивающих инстинктивное поведение), фармакологического (с целью выяснения нейрохимии этих структур) — наибольшего внимания заслуживают три последних, с помощью которых были обнаружены как основные стимулы, запускающие то или иное инстинктивное поведение, так и глубинные структурно-медиаторные механизмы различных форм инстинктивного поведения.

Так, оказалось, что инстинктивное поведение обеспечивается, главным образом, гипоталамусом (его холинергическими парасимпатикотропными передними и латеральными отделами и адренергическими симпатикотропными задними и медиальными отделами), а более высоколежащие структуры, связанные с инстинктивным поведением (базальные ганглии, архипалеокортекс и неокортекс), в основном играют регулирующую и модулирующую роль в отношении гипоталамуса. Например, амигдалы связаны с пищевыми реакциями, с реакциями агрессии и страха, грушевидная извилина связана с регулированием ярости, лимбическая извилина – страха, крючок гиппокампа — с пищевым поведением.

Особую роль играет гиппокамп, являясь интегратором в архипалеокортексе: он связан с пищевыми, половыми и оборонительными формами поведения, модулирует активность центра насыщения в гиппоталамусе, оказывая на него и облегчающие, и тормозящие влияния. Что касается регуляции сексуального поведения, направленного на сохранение вида, то здесь отмечается участие практически всех архипалеокортикальных структур – и орбитальной, и пириформной, и лимбической коры, и перегородки, и миндалин, и, естественно, гиппокампа, который, в отличие от остальных структур старой и древней коры, сохраняет свое влияние (приводя при нарушениях к гиперсексуальности у животных) даже после кастрации.

Инстинктивное поведение в течение жизни обрастает условнорефлекторными поведенческими компонентами и в таком виде участвует в формировании мотивационного поведения, направленного на удовлетворение биологической потребности. Инстинктивно-мотивационное поведение зачастую (хотя и не всегда) эмоционально окрашено, ибо эмоциогенные и инстинктивные зоны мозга лежат рядом (а то и представляют собой общий отдел). Эта эмоциональная окраска активизирует мотивационный поиск, что приводит к наиболее адекватному удовлетворению потребностей.

Формирование инстинктов в онтогенезе

Инстинкты, имея врожденные программы поведения, формируются, проявляются и исчезают, заменяясь один другим в процессе развития организма. Это касается всех форм инстинктивного поведения.

Так, например, по ходу созревания ферментативных систем изменяется пищевая возбудимость, чем обеспечивается переход от молочного вскармливания к другим формам питания. Созревание гормонального фона способствует развитию инстинктивных форм полового поведения. А формирование и дифференцирование мышечного аппарата обеспечивает возможности активации оборонительного поведения (как пассивно-избегательного, так и активно-агрессивного).

И все это, естественно, происходит на фоне созревания и дифференцировки структур центральной нервной системы, особенно ее диенцефальных, архипалеокортикальных и неокортикальных отделов, обеспечивающих быструю настройку и переключение инстинктивного поведения. «Для возникновения (первого проявления) инстинктов нужно присутствие соответствующих гормонов, но однажды проявленный в действии инстинкт возобновляется и живет далее в порядке чисто нервного рефлекторного фактора» (Ухтомский). Гормональный статус оказывает значительное влияние на сезонные изменения инстинктивной деятельности (Слоним).

Таким образом, программа инстинктивного поведения, будучи врожденной, предусматривает для своей реализации определенный уровень развития нейро- гуморальнной регуляции, на фоне которой она и осуществляется. Формирование инстинктивных форм поведения в процессе онтогенеза протекает параллельно со становлением соответствующих биологических мотиваций. У человека на момент рождения (как у незрелорождающегося организма) биологическое мотивационное поведение представлено лишь фрагментарно и реализуется не как целостное сложное инстинктивное поведение, а как автоматизарованное безусловнорефлекторное, способное удовлетворить лишь жизненную сиюминутную потребность на уровне простейших безусловных рефлексов, обеспечивающих саморегуляцию гомеостаза.

Так, уже в пренатальном онтогенезе формируются предпосылки поведения, проявляющегося после рождения и обеспечивающего выживание организма (Аршарский, Анохин). Сюда относятся прежде всего акты сосания и глотания, предваряющие у млекопитающих (в том числе и у человека) развитие системы пищевого поведения. Во внутриутробном периоде также формируются системы внешнего дыхания (Аршавский, Пейпер, Поликанина, Волохов, Голубева), что обеспечивает выживание новорожденного при недоношенности. В это же время у человеческого плода проявляются координированные двигательные акты в ответ на стимуляцию рефлексогенных зон губ, рта, лица, руки (Хамфри). На 21-24-й неделе эмбриогенеза человека формируется сложный интегрированный акт сосания, включающий поиск, захватывание и создание вакуума в полости рта (Голубева, Шулейкина), т.е. заранее подготавливается система, связанная с реализацией пищевого поведения.

Поэтому вполне естественно, что уже у новорожденного проявляется пищевое поведение, включающее все звенья, обеспечивающие удовлетворение пищевой потребности: это поисковая активность, сосание и глотание. При этом поиск соска и глотание оказываются более активными при наличии пищевой мотивации. Несмотря на наличие сосательного рефлекса уже в пренатальном периоде, его дозревание продолжается после рождения (Пейпер, Волохов, Шулейкина, Розенблат): постепенно сосание становится более активным и ритмичным, а затем к инстинктивному поведению присоединяются условнорефлекторные компоненты, делающие пищевое мотивационное поведение более адекватным и более адаптивным.

Формирование питьевого безусловнорефлекторного поведения у человека (как и у других млекопитающих) отстает от пищевого, ибо молочное вскармливание обеспечивает нужное для организма количество жидкости. Поэтому считают, что отсутствие питьевого поведения у новорожденного связано с мотивационными аспектами, а не с незрелостью этой функции (в пренатальном онтогенезе отмечают у плода питьевую реакцию, когда плод заглатывает амниотическую жидкость): стимуляция ротовой полости новорожденного струйкой воды вызывает ее заглатывание.

Формирование агрессивно-оборонительного поведения начинается еще в пренатальный период и порождает в постнатальном онтогенезе состояние готовности к проявлению инстинктивного защитного поведения (Кассиль). Первые защитные двигательные рефлексы выражены уже у новорожденного, дальнейшее их развитие в течение первого года жизни и "обрастание" их условнорефлекторными компонентами способствует

формированию полноценного агрессивно-оборонительного мотивационного поведения, совершенствование которого (за счет фактора обучения) продолжается в течение всей жизни.

Если пищевое, питьевое и агрессивно-оборонительное поведение проявляется (хотя и в примитивном виде) уже у новорожденного, то формирование полового поведения протекает весьма долго и медленно, захватывая весьма протяженный период постнатальной жизни. Для дефинитивного проявления поведения, связанного с репродуктивной функцией, необходимо наличие адекватного гормонального фона, обеспечивающего нормальное протекание спаривания, беременности и родов, в противном случае нарушается

 

Заключение

Инстинктивное (и мотивационное) поведение, обеспечивающее заботу о потомстве (для человека  материнское поведение), является продолжением репродуктивного и направлено на сохранение и выращивание потомства. Эти формы поведения нарушаются при ранней изоляции и при действии стрессорных факторов (Толмен, Арнольд, Харлоу и др.). Примером может являться опыт, получивший название "Плюшевая мама”, когда из обезьян, "выкормленных” плюшевой обезьяной-куклой, вырастали "холодные” матери, не проявлявшие заботы о детенышах (даже при кормлении державшие себя весьма "отстраненно”, как и куклы, выкармливавшие их). То же имеет место и у человека при ранней (до 3-летнего возраста) изоляции от матери или при депривации материнской заботыи внимания.

Формирование инстинктивного (и мотивационного) поведения в раннем онтогенезе человека проходит несколько этапов, управляемых генетическими и ситуационными факторами. При этом переход от автомотизированных простых реакций (отдельных безусловных рефлексов) к сложному инстинктивно- мотивационному поведению происхордит постепенно и в значительной степени определяется созреванием соответствующих структур в центральной нервной системе, а также гормонально-ферментативным фоном. Дефинитивные черты мотивации приобретают в связи с формированием высших, особенно кортикальных, структур мозга, когда появляется возможность усложнения врожденного поведения за счет его "обрастания" условнорефлекторными компонентами. С возрастом увеличивается роль средового экзогенного фактора, который во взаимодействии с эндогенными факторами формирует сложное целенаправленное поведение индивидуума.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Агаджанян Н. А., Основы физиологии человека/ Н. А. Агаджанян.- М.: Медицина, 2001.- 408с.

2. Основы физиологии человека: учебник для высших учебных заведений: в 2 т. Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб: Международный фонд истории науки, 1994. – т.1 – 567с., т.2 – 412 с.

3. Физиология человека/ под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько.- Т.1.- М.: «Медицина», 1997.- 448с.

4. Физиология человека: Учебник (курс лекций)/ Под редакцией Н.А. Агаджаняна и В.И. Циркина. – СПб.: Сотис, 1998. – 527 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: