Владимир Иванович Немирович-Данченко «о трех функциях режиссера».





Владимир Иванович Немирович – Данченко оставил нам стройное учение о творческой роли режиссера в спектакле.

«Режиссер – существо трехликое:

1. Режиссер – толкователь, он же показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссером – актером, режиссером – педагогом;

2. Режиссер – зеркало, отражающее индивидуальные качества актера, и

3. Режиссер – организатор всего спектакля».[4]

Публика знает только третьего, потому что его видно. Он проявляет себя непосредственно во всех художественной ткани спектакля. Что же касается первого и второго, то их не видно, потому что они «потонули» в актере, «умерли в нем». Владимир Иванович не принимал режиссерского деспотизма ни в каких его видах и формах, презирал заботу других режиссеров о том, чтобы их эстетическое кредо, их творческие пристрастия сквозили в каждом шаге исполнителя.

Говоря о функциях режиссера, с замечательной точностью определяя каждую из них, Владимир Иванович утверждал своей многолетней практикой единство и нерасчлененность этих функций в процессе репетиций. Режиссер – толкователь и в ту же минуту – едва лишь актер начал пробовать предложенное, воплощать намеченное, - режиссер – зеркало, преломляющее промахи и находки исполнителя, и тут же рядом – режиссер – организатор, умеющий окинуть взором целое, направить все компоненты спектакля к конечной цели – к воплощению его идеи.

В функции режиссера – толкователя Немирович-Данченко был особенно активен. Он активно реализовал свой аналитический дар, «заражая» актера содержанием избранной пьесы. Это был период выращивания замысла, когда закладывался фундамент будущего спектакля, когда Владимир Иванович направлял актера, реально способствовал его сближению с автором. «Направить актера – автором» - такова была цель Владимира Ивановича на всем протяжении работы.

Он действительно был великим толкователем, способным в немногих емких словах исчерпать суть драматургического произведения, проникнуть в самое сердце его. Рассказывая о роли и пьесе, он развертывал перед актерами десятки жизненных параллелей и ассоциаций, адресованных к их личному опыту, к их наблюдательности, и это сразу же делало образ драмы понятным, живым, связанным всеми корнями с действительностью.

«-Эти разговоры, в которых режиссер возбуждает актера, а актер ведет за собой режиссера, и автор подсказывает обоим, - это все и составляет сущность репетиций»[5], - говорит Владимир Иванович.

И когда идея постановки уже принята коллективом, взаимоотношения найдены, фарватер спектакля намечен, то это еще не означало, что функция режиссера – толкователя, как понимал ее Немирович – Данченко, в творческом процессе исчерпана.

Режиссер – толкователь, т.е. истолкователь смысла, идеи драматургического материала, дающий направление целеустремленной творческой воли, истолкователь активный, смело ищущий новые пути в искусстве. Именно так следует понимать эту формулу, по праву стоящую первой в определении профессии режиссера.

Определяя вторую функцию режиссера – режиссер – зеркало, Владимир Иванович говорил о его способности почувствовать индивидуальность актера. Беспрерывно в процессе работы следить, как в актере отражаются замыслы автора и режиссера, что ему «идет и что не идет», куда его клонит фантазия и желания, и до каких пределов можно настаивать на той или другой задаче. Он говорил о необходимости следовать за волей актера и одновременно направлять ее, направлять, не давая чувствовать насилия.

Режиссер обязан быть чутким воспитателем, обязан уметь разглядеть подлинное дарование, поверить в него, помочь раскрыться актеру. Это одна из главных функций режиссера, предмет его постоянных и неустанных работ.

Режиссер должен быть ответственен за идейно – художественную ценность сценического произведения, умело направлять актерские индивидуальности к раскрытию идеи произведения в едином образном решении. И в этом сущность определения «режиссер – зеркало», ибо чутко отражая индивидуальные качества актера, режиссер не должен забывать, что в классическом определении Немировича – Данченко на первом месте стоит все-таки режиссер – толкователь и режиссер-педагог.

Третья функция режиссера – режиссера – организатора – заключается в том, чтобы слить все элементы спектакля, ставя на первое место творчество актера. Режиссер сливает актера со всей окружающей его обстановкой в одно гармоничное целое. В этой организационной работе он уже полный властелин, и его особенно важным качеством является умение «лепить» куски, целые сцены, акты.

Владимир Иванович всегда рассматривал актера как решающую силу театрального представления и считал, что нельзя верно решать вопросы формы без учета того индивидуального начала, которое вносит в спектакль актер.

Особенность режиссерской профессии заключена в том, что режиссер всегда руководитель: он глава коллектива, состоящего из нескольких десятков или сотен людей, а иногда и многих тысяч (если это массовое народное празднество). Руководитель – значит организатор. Быть организатором – значит уметь руководить людьми, уметь объединять их, направлять их усилия на выполнение определенной задачи.

Существует еще одна функция режиссера – режиссер – педагог, воспитатель.

1. Режиссер – педагог в работе с актером. Режиссер обязан не только раскрыть особенности каждого актера, он должен научить его актерскому мастерству, искусству перевоплощения.

2. Режиссер – воспитатель. Режиссер - должен, прежде всего, сформировать интересный творческий коллектив в спектакле, воспитывать актеров на высокохудожественных произведениях, развивать художественный вкус. Режиссер своими спектаклями воспитывает зрителя.

К.С. Станиславский

К.С.Станиславский выделял три направления в актерской игре.

Это искусство:

1. Переживания

2. Представления

3. Сценическое ремесло

Сам Станиславский был приверженцем искусства переживания. Оно связано прежде всего с внутренней стороной роли. Актер этого направления создает на сцене «жизнь человеческого духа». Процесс переживания для этих актеров является главным моментом творчества. Искусство переживания — это способность актера при каждом исполнении роли переживать чувства и мысли изображаемого персонажа, как свои собственные. Станиславский утверждал, что если актер на основе текста драматурга в предлагаемых пьесой обстоятельствах будет «логично, последовательно, по-человечески» мыслить и действовать на сцене, он неизбежно начнет жить чувствами своего героя. Актер этого направления стремиться создать внутреннюю жизнь изображаемого лица и на репетиции, и на каждом спектакле.

К. С. Станиславский не оставил специализированной книги, посвященной режиссерскому искусству. Между тем он был не только гениальным режиссером, – он создал целое направление в искусстве режиссуры. Реформа режиссерского искусства, осуществленная Станиславским, опирается на новое понимание сущности этой профессии, понимание, вытекающее из «системы» и потому органически с ней связанное.

В своей режиссерской практике К. С. Станиславский широко пользовался всеми средствами выразительности, находящимися в распоряжении режиссера, неизменно подчиняя их единой цели – воплощению идеи пьесы. Но из всех этих многочисленных средств главным, решающим он считал актерское искусство «школы переживания». Умение верно понять пьесу, то есть умение обнаружить ее идейное содержание в единстве с развивающимся в ней конфликтом, с сюжетом; умение воссоздать на сцене борьбу, вытекающую из драматического конфликта пьесы и вынуждающую актеров «подлинно, продуктивно и целесообразно действовать согласно сквозному действию каждой роли, уменье объединить коллектив вокруг творческих задач и уменье надлежащим образом воспитывать его» – все это лежит в основе мастерства режиссуры в понимании К. С. Станиславского.

Практика К. С. Станиславского и документальные записи процесса его режиссерской работы дают богатый материал для изучения режиссерского мастерства К. С. Станиславского – его умения находить поразительные по глубине и точности режиссерские решения пьес, сцен, образов и умения воплощать эти решения в искусстве актеров.

Режиссерское мастерство К. С. Станиславского с наибольшей полнотой зафиксировано в книгах: «Режиссерский план «Отелло»[6]; Режиссерские уроки;[7] Станиславский на репетиции.

При вдумчивом чтении эти книги могут дать отчетливое представление не только о разнообразии его приемов, но и об особенностях единого творческого метода Станиславского-режиссера.

«Надо, чтобы от одного прогона к другому спектакль вырастал по всем своим линиям. Прежде всего, по линии становления заложенной автором в него идеи и все большего и большего развития в нем сквозного действия – борьбы сил, то есть действующих лиц, за идею и против нее. Поэтому режиссер, ведя эти прогоны репетиции «под карандаш», должен отмечать основные дефекты формирования спектакля по указанным линиям, а не отдельные мелочи».[8]

 

Глава 2.3 Режиссура в художественном творчестве:

2.3.1 Исторический аспект

Режиссура в современном понимании - как личностное творчество, стала интенсивно формироваться в европейском театре лишь в 15-16 веках. Важную роль в этом отношении сыграло возникновение сценической коробки - перенесение театральных представлений с уличных, площадных, ярмарочных подмостков в закрытое помещение дворца, а затем - в специально построенные здания. Стал тщательно разрабатываться зримый фон представлений, что вызвало к жизни знаменательную для европейского театра 17-19 веков фигуру художника-декоратора, в той или иной мере выполнявшего функцию режиссера-постановщика.

Словарь Эфрона и Брокгауза еще в 90-х годах 19 века определял профессию режиссера следующим образом: « ... В наше время автор хотя и присутствует на репетициях, но уже не имеет больше надобности, заботится о деталях постановки; это - забота режиссера, от которого требуется не только основательное знание сцены, литературы и археологии, но еще много такта и умения ладить с артистами»[9]. Главное в этой статье - это выделение режиссуры в отдельную профессию и интерес к этой профессии.

Все это подготовило театр к гигантскому скачку, который он совершил во второй половине 19 века, отмеченного деятельностью Р. Вагнера и Л. Кронега в Мейнингенском театре и завершившегося своеобразной революцией в сценическом искусстве на рубеже 19 и 20 веков, когда режиссеры повсеместно стали творческими руководителями театральных коллективов. Это явление знаменовалось появлением целой плеяды «великих», определивших облик режиссерской профессии на много лет вперед:

в России: К. Станиславского, Вс. Мейерхольда, А. Таирова, Е. Вахтангова;

во Франции - А. Антуана, Ж. Капо; в Германии - М. Рейнгардта;

В Англии - Г. Крэга.

Возникла режиссура, как самостоятельный вид творческой деятельности. Существует немало формулировок определяющих смысл профессии Режиссер. От «режиссура - это образ жизни», до «режиссер - это человек, который мыслит пространством». Но при этом возникает много разных режиссерских профессий: режиссер драмы, оперный режиссер, балетмейстер, режиссер музыкально-драматического театра, режиссер пантомимы, режиссер цирка, режиссер кино (художественного, документального, научно-популярного, мультипликационного), режиссер телевидения, режиссер-постановщик и т. д. и т. п. Режиссура как профессия прошла множество этапов своего становления. И только чуть более 100 лет назад она приобрела то назначение и те функции, которые характеризуют сегодня эту профессию. Организацией спектаклей занимались и актеры (Щепкин, Мочалов, Каратыгин), и драматурги (Островский, А.Толстой, Н. Гоголь).

Что касается народных представлений, балаганов, то основная роль ложилась на самих актеров, скоморохов. Представления для знати часто ставили театральные актеры и режиссеры (вспомним коронацию Екатерины 11 -«Торжествующая Минерва» в постановке Федора Волкова).

Но мы вправе говорить о режиссере этого периода не столько как о творческом работнике, сколько об организаторе. Лишь на рубеже XIX и XX столетий в историю мирового театра стали входить имена выдающихся режиссеров: Кронека и Рейнгардта в Германии, Антуана во Франции, Крэга в Англии, Ленского в России.

В 1898 году открылся Московский Художественный театр (руководители К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко). Режиссер стал творческим работником, отвечающим за художественную целостность сценического произведения.[10]

С открытием Художественного театра начинается новый этап в развитии режиссуры. Именно К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, впервые определившие спектакль как самостоятельное гармоническое художественное произведение, видели в режиссере подлинного творца, идейного руководителя и организатора спектакля. Дальнейшая работа Станиславского и Немировича-Данченко завершила становление режиссерского искусства, фундаментом которого явилась система работы режиссера с актером. Талантливыми продолжателями дела великих реформаторов сцены в области режиссуры были В. Э. Мейерхольд и Е. Б. Вахтангов. Режиссер должен обладать многими качествами: большой культурой и широким идейным кругозором, прекрасным знанием театрального дела и умением работать с творческим коллективом (актерами, художниками, музыкантами).

 





Читайте также:
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.022 с.