история создания и интерпретации




Карпова Г. И.

Стихотворение М. А. Небогатова «Русский поклон»:

история создания и интерпретации

Первый поэтический сборник Михаила Александровича Небогатова «Солнечные дни» вышел в Кемерово в 1952 году. В 1962 году поэт стал членом Союза писателей СССР. Через четверть века вышел московский сборник М. А. Небогатова «Перепёлка» (1988). Ранее появились публикации в центральных журналах: «Наш современник» (1986. - № 6, 11), «Огонёк» (1974. - № 9), «Крокодил» (1966. - № 14).

Подводя в 1959 году итоги пятилетней работы Кемеровского книжного издательства, А. Мазюков первым в списке кузбасских поэтов называет М. А. Небогатова, который, по его мнению, является «одним из популярных поэтов Кузбасса». В 1950-е годы М. А. Небогатов издал четыре стихотворных сборника: «Солнечные дни» (1952), «На берегах Томи» (1953), «Моим землякам» (1958), «Юным друзьям» (1958).

Стихотворение Михаила Александровича Небогатова «Русский поклон» впервые было опубликовано в сборнике «Моим землякам» (1958). В пятом сборнике «Лирика» (1961) представлена вторая текстовая редакция стихотворения «Русский поклон». Поэт изменил некоторые строки в третьей и четвёртой строфе:

И до чего ж я удивился (1957) И удивился я, не скрою (1961)

 

Наверно, просто обознался, «Наверно, принял за начальство

Небось, в подпитии слегка [8, с. 38]. Или в подпитии слегка»… [9, с. 17]

 

Две финальные строфы были подвергнуты М. А. Небогатовым кардинальной переработке. Назидательный финал первой редакции стихотворения «Русский поклон» (поклон как форма вежливости) сменился философским обобщением о сути характера русского народа, воспитанного тысячелетней православной культурой (поклон как отсутствие гордыни):

Но нечем было мне гордиться. Запомнив их простые лица,

Я шёл и сам себя стыдил: Я шёл и сам себя стыдил:

«Не ты ли первым поклониться «Не ты ли первым поклониться

Обоим им обязан был?...» Обоим им обязан был?»

 

Подчас не бросит даже взгляда Тут не приличие, не мода,

Тот, кто с тобой знакомство вёл. А чуткость вместе с добротой -

Да. Всем, пожалуй, знать бы надо Душа российского народа,

Обычай старых русских сёл [8, с. 39]. Его характер золотой [9, с. 18].

 

Больше над финалом поэт не работал. В девниковой записи от 11 октября 1973 года отметив, что концовки стихотворений «смолоду» ему удавались, М. А. Небогатов обозначил своё поэтическое кредо: «Мой принцип: заключительные строки должны быть ударными, самыми крепкими во всех отношениях – и технически, и поэтически, по образности, по чувству и настроению. Пока с этим всё в порядке» [17, с. 129].

В мае 2011 года в Москве, в год 90-летия со дня рождения М. А. Небогатова, профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов в публичной лекции «Нравственность и власть», которая транслировалась на православном телеканале «Союз», прочитал стихотворение «Русский поклон»:

Случилось то в селе далёком,

Куда я, праздный отпускник,

Попал однажды ненароком –

Искал попутный грузовик.

Был полдень. Время золотое –

Сады в черёмушном дыму.

Шагаю тихо. Кто я, что я –

Здесь неизвестно никому.

И удивился я, не скрою,

Когда степенный встречный дед,

Вдруг снял картуз передо мною,

Как мой знакомец с давних лет.

Иду. Старушка мне навстречу:

И вот опять – поклон земной.

Мол, кто б ты ни был, человече,

Живи и здравствуй, мой родной.

И вроде больше стало света,

И зацвели сады пышней

От задушевного привета

Проживших долгий век людей.

Запомнив их простые лица,

Я шёл и сам себя стыдил:

«Не ты ли первым поклониться

Обоим им обязан был?»

Тут не приличие, не мода,

А чуткость вместе с добротой –

Душа российского народа,

Его характер золотой [15, с. 99-100].

А. И. Осипов дал следующую интерпретацию стихотворения М. А. Небогатова «Русский поклон»: «Вот она красота души человеческой, вот она, если хотите, та духовность, вот та основа, на которой жил наш народ и созидал. Какая красота души человеческой показана здесь! Недаром один из великих православных святых говорил: «Я не видел ни на небе, ни на земле ничего, более прекрасного, чем душа человеческая» [19].

В дневниковой записи от 10 декабря 1959 года М. А. Небогатов отметил: «Духовная жизнь – вот в чём суть всякой творческой личности» [17, c. 109]. Интересны ответы поэта на вопросы анкеты, сохранившиеся в дневниках поэта: «Ваша любимая добродетель? Искренность, сердечность», «Отличительная черта вашего характера? Противная самому себе кротость» [18].

О корневой своей связи со стариками, сохранившими дух есенинской Святой Руси - «Родины кроткой» - поэт не раз будет говорить в стихах. Своеобразную перекличку с «Русским поклоном» и анкетными ответами можно увидеть в стихотворении «Благодарю тебя» (1976), где явно обращение к Богу-Творцу:

Тебя за то благодарю,

Что полон мир большим значеньем,

Что я навстречу январю

Иду с весенним ощущеньем.

 

За то, что доброе творю,

Что не знаком я с чёрной злобой,

Что не кичусь своей особой,

Благодарю, благодарю [13, с. 137].

Одной из первых рецензий на книгу «Моим землякам» (1958) была статья В. М. Блюменфельда в альманахе «Огни Кузбасса» за 1959 год «Заметки о языке и стиле». Называя М. А. Небогатова «поэтом несомненного дарования», кузбасский учёный так определил своеобразие его художественной картины: «Родство с миром «родного края» - а через него просвечивает и большой мир советской страны в целом – источник поэзии Небогатова» [2, с. 95]. В. М. Блюменфельд указывает на «некоторую основу песенного стиля» в стихах М. А. Небогатова: «характерной особенностью народной поэтической формы является образное сближение человеческого мира в его бытовом и трудовом обиходе с миром природы, - сближение, поэтически поясняющееся одно другим. В песенной поэтике фольклора мы называем эту форму народно-поэтическим параллелизмом, - его следы, его веяние мы находим в самой композиционной основе многих стихов сборника «Моим землякам». <…> Благодаря поэтическому параллелизму смысловой центр стихотворения переносится с поверхности вещей и событий на то, ради чего только и существует народная поэтическая форма, - на красоту человека» [2, с. 96].

Исследователь кузбасской литературы А. Ф. Абрамович в конце 1960-х годов сделал ценные наблюдения о функции пейзажа в лирике М. А. Небогатова: «Пейзаж Небогатова всегда одухотворён. Поэт никогда не забывает о своём замысле – показать человека, наделённого ощущением, пониманием прекрасного. <…> Иногда пейзаж выступает как прямая параллель к переживаниям героя, он помогает вернее и глубже, чем прямое изображение, понять их» [1, с. 139].

В стихотворении «Русский поклон» образ «садов в черёмушном дыму» ассоциативно сопоставлен со светлыми душами стариков, цветущими в человечьем саду. «Время золотое» (пора весеннего цветенья) соотносится с «золотым характером» народа.

Поэт из Новосибирска Иван Ветлугин, критикуя М. А. Небогатова за то, что в сборник «Моим землякам» включено много «безличных, пустых и ученических стихов», выделяет девять лучших стихотворений сборника и первым называет «Русский поклон»: «Русский поклон», «Всесильна жизнь», «Легко на воле дышится…», «Тропка», «Опять в саду цветёт сирень…», «Незаметно дни идут за днями…», «Нестареющая, вечная…», «Начало зимы», «Перепёлка» [3, с. 185].

«Русский поклон» поэт включил в последующие сборники: «Свет в окне» (1969), «Спасибо сентябрю» (1972), «Земной поклон» (1976), «Перепёлка» (1988), «Вечерни огни» (1989). Публикация стихотворения в коллективном сборнике «День поэзии» (Кемерово, 1964) идёт без разбивки на строфы и сохраняется во всех последующих публикациях. В сборнике «Свет в окне» (1969) М. Небогатов ставит дату – 1957 год. В этом варианте «Русского поклона» образ старика приобретает степенность и значительность:

И удивился я, не скрою,

Когда степенный встречный дед

Вдруг снял картуз передо мною,

Как мой знакомец с давних лет [12, с. 14].

В московском сборнике «Перепёлка» (1988) изменена строка в пятой строфе: «И вот опять – поклон земной» вместо «И вновь – почтительный поклон». Можно предположить, что изменение является редакторской правкой В. Н. Рахманова, поэта и книгоиздателя. В сборнике «Вечерние огни» (1989) прежний вариант строки «И вновь – почтительный поклон» автором восстановлен.

Среди вариантов строк можно отметить 16-ю: «Живи и здравствуй, в мир влюблён» (1958, 1961, 1969, 1972, 1976, 1989) и «Живи и здравствуй, мой родной» (1988, 1991). Над книгой «Времени река» (1991) поэт работал ещё сам, хотя книгу не увидел. Можно предположить, что вариант строки из московского сборника «Перепёлка» (1988), не учтённый в сборнике «Вечерние огни» (1989), М. А. Небогатов утвердил в сборнике «Времени река». Среди вариативных строк можно назвать 21-ю: «Я шёл и сам себя стыдил» (1958, 1961, 1969, 1972, 1976) и «А после – сам себя стыдил» (1988, 1989, 1991). Вариант строки, появившийся в московском сборнике, был автором оставлен в последнем прижизненном сборнике.

Стихотворение «Русский поклон» стало визитной карточкой поэта. Его включили в сборники кузбасской поэзии «День поэзии» (1964), «Дыхание земли родимой» (1979), «На родине моей повыпали снега…» (1998), хрестоматию кузбасских писателей (2007), антологию «Русская сибирская поэзия. ХХ век» (2008).

«Русский поклон» М. А. Небогатов включил в подборку стихотворений, которая была опубликована в журнале «Наш современник» за 1986 год № 11 и отмечена премией журнала. Известно, что редактор журнала С. В. Викулов, представляя подборку членам редколлегии журнала, прочитал два первых стихотворения «О России» и «Русский поклон», высоко их оценив. Стихотворение «О России» с заглавием «Россия» было впервые опубликовано в сборнике «Свет в окне» (1969). Оно состояло из четырёх строф. В журнальной подборке «Нашего современника» были убраны последние строфы, стихотворение стало называться «О России», с таким заглавием вошло и в московский сборник «Перепёлка» (1988):

Откуда начинается Россия?

Одни поэты пишут: от села,

От дедовской околицы.

Другие:

От заводской заставы, мол, пошла.

 

Не знаю я, найду ль единоверца,

Но верю в убеждение своё:

Россия начинается

От сердца,

С рождения влюблённого в неё [14, с. 30].

 

Интерес представляет контекст, в котором оказывалось стихотворение «Русский поклон» в сборниках М. А. Небогатова 1958-1989 годов. В сборнике «Моим землякам» (1958) стихотворение «Русский поклон» окружают стихотворения: «Перед экзаменом» (поклон учителю) и «Мать» (поклон матерям). В сборнике «Лирика» (1961) контекстообразующим мотивом станет поклон человеку труда: «Кузнец», «Русский поклон», «Пути-дороги» (о шофёре). В сборнике «Свет в окне» (1969) – поклон солдатам-фронтовикам: «Годы, годы. Ах, как они мчатся…», «Русский поклон», «Старый солдат». Постепенно контекст стихотворных портретов представителей народа сменится контекстом стихотворных размышлений о сути национального душевного облика.

В сборнике «Земной поклон» (1976) за стихотворением «Русский поклон» следует стихотворение «Что-то главное своё Есть у каждого народа…». В последнем прижизненном сборнике М. А. Небогатова «Вечерние огни» (1989) контекстуальным философским мотивом станет «а у величья скромное обличье…»: стихотворение «Насильно замуж выдали её…», «Русский поклон», «Нет ничего безликого на свете…». Предваряющее «Русский поклон» стихотворение - о стариках, муже и жене, принятии ими своей судьбы, прощение стариком жены, в молодости любившей другого человека. Образы старика и старухи, их внутреннее величие дорисовываются в «Русском поклоне» и завершаются философскими умозаключениями последующего стихотворения:

А у величья – скромное обличье:

На нём морщины чёрного труда.

И поучать не станет нас величье,

Лишь дать совет решиться иногда [16, с. 87].

 

Исследователь кузбасской литературы 1970-1980-х годов А. П. Казаркин в статье «Величанье Сибири» (1985) верно определил суть поэта М. А. Небогатова: «Поэт, сложившийся в конце пятидесятых, всем литературным формам предпочитает одну – лирический эскиз, зарисовку с натуры. Миниатюра эта схватывает сиюминутное состояние, но за ним – ощущение лет, текучести бытия. Главным и наиболее ценным в этой лирике мне видится неподдельное чувство красоты, священнодействия жизни» [4, с. 79].

Критик Николай Карлагин точно подметил особенность поэтического мира М. А. Небогатова: «В поэзии Небогатова присутствует особая красота – красота ненарядности. Его поэтическое зрение обращено прежде всего на эту неприметную красоту, мимо которой проходишь каждый день, не замечая её. Чувствовать рядом присутствие необычного, собирать по крупицам неприхотливую радость, рассыпанную родной природой – редкое свойство поэта и человека, и невольно хочется повторить про себя вслед за ним: «Как мало надо сердцу человека, Чтоб многое на свете полюбить» [5, с. 67].

Для М. А. Небогатова творчество стало делом жизни. Владимир Матвеев справедливо назвал Небогатова «вдумчивым лириком» [7, с. 101], который «мучительно ищет в поэзии всё то же – «где видимость, где суть»: «И вроде нет большого творческого открытия, угадываешь чисто небогатовские интонации, пересматриваешь много раз виденное и слышанное под новым углом зрения» [7, с. 97].

В лирике М. А. Небогатова, по точному определению Н. Карлагина, есть «образ тихой радости – как сквозное окно в его поэзии, стихийная и вместе с тем обладающая глубоким нравственным дыханием сила» [5, с. 66]. Поэтому творчество М. А. Небогатова является благодатным материалом для патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

В автобиографии «О себе» (1965), опубликованной в сборнике «Майский снег» (1966), М. А. Небогатов записал: «Мой любимый современный поэт – Александр Твардовский. Его считаю своим учителем» [11, с. 84]. Родство душ двух русских поэтов определяла любовь к Родине, русскому народу, родному слову.

В дневниковых записях М. А. Небогатов привёл оценку своего творчества, данную известным журналистом, редактором первого сборника поэта «Солнечные дни» Павлом Иосифовичем Бекшанским (1902-1982): «… после смерти Твардовского остался у нас не подражатель, а самобытный продолжатель его поэзии – Михаил Небогатов» [17, с. 210]. Литературные связи А. Твардовского и М. Небогатова очевидны: общие творческие темы, сходные нравственно-эстетические оценки.

Способность русского человека жить по высокой нравственной норме показана М. А. Небогатовым в стихотворениях о Великой Отечественной войне, участником которой с 1941 по 1943 год был молодой поэт. Стихотворение «Фронтовая дружба» (1969) о взаимовыручке лётчиков в воздушном бою поэт завершает обращением к современникам:

Как не хватает нам порой,

Когда у зла мы под обстрелом,

Великой дружбы фронтовой,

Не словом выверенной –

Делом!

 

В сборник «Родные просёлки» (1963) входит стихотворение, которое М. А. Небогатов больше не перепечатывал:

 

Метёт коварная метелица.

В сугробах белая земля.

К ногам позёмка льстиво стелется,

Юлит, униженно скуля.

 

Ненужной кажется, безрадостной

Позёмки хитрой суета.

Мне люб мороз сорокоградусный –

В нём сила, смелость, прямота! [10, с. 64]

 

 

Лирическое «я» поэта – духовно сильная личность. Истоки её таятся в глубинах русского национального характера – сквозной темы в поэзии М. А. Небогатова:

Я люблю, как всякий русский:

Если лето, так уж зной,

Если снег, так чистый, хрусткий,

Если дождь, так проливной.

 

Вечер, день ли на примете,

Вьюги шорох, листьев медь –

Всё должно на этом свете

Лишь своё лицо иметь [13, с. 104].

 

Литература

 

  1. Абрамович А. Ф. На своей земле. Очерки о творчестве кузбасских писателей. – Кемерово, 1968. – С. 135-143.
  2. Блюменфельд В. Заметки о языке и стиле //Огни Кузбасса: ежегодный альманах. Кемерово, 1959. - № 12. – С. 95-97.
  3. Ветлугин Иван. «Один куплет на сотни строк…» // Сибирские огни. – Новосибирск, 1960. - № 2. – С. 183-186.
  4. Казаркин А. П. Величанье Сибири. Русский поклон // Огни Кузбасса. – Кемерово, 1985. - № 3. - С. 79-81.
  5. Карлагин Николай. «Чтоб многое на свете полюбить…» // Огни Кузбасса. – Кемерово, 1982. - № 4. – С. 66-67.
  6. Мазюков А. Развитие книгоиздательского дела в Кузбассе // Огни Кузбасса. Кемерово, 1959. - № 12. – С. 108.
  7. Матвеев Владимир. «Где видимость? Где суть?» // Огни Кузбасса. – Кемерово, 1977. - № 1. – С. 95-101.
  8. Небогатов М. А. Русский поклон // Небогатов М. А. Моим землякам: Стихи и поэмы. – Кемерово, 1958. – С. 38-39.
  9. Небогатов М. А. Русский поклон // Небогатов М. А. Лирика. – Кемерово, 1961. – С. 17-18.
  10. Небогатов М. А. Метёт коварная метелица… // Небогатов М. А. Родные просёлки. – Кемерово, 1963. – С. 64.
  11. Небогатов М. А. О себе // Небогатов М. А. Майский снег. – Кемерово, 1966. – С. 82-84.
  12. Небогатов М. А. Русский поклон // Небогатов М. А. Свет в окне. – Кемерово, 1969. С. 14-15.
  13. Небогатов М. А. Земной поклон. Книга лирики. – Кемерово, 1976.
  14. Небогатов М. А. О России // Наш современник. – М., 1986. - № 11. – С. 30.
  15. Небогатов М. А. Русский поклон // Небогатов М. А. Перепёлка. – М.: Современник, 1988. – С. 99-100.
  16. Небогатов М. А. Нет ничего безликого на свете… // Небогатов М. А. Вечерние огни. Стихи разных лет. – Кемерово, 1989. – С. 87.
  17. Небогатов М. А. Поэт. Дневниковые записи. – Кемерово, 2006.
  18. Небогатов М. А. Анкета // Сайт «Памяти поэта Михаила Небогатова». Администратор – Мария Заболоцкая: m-nebogatov.sitecity/index. phtml
  19. Осипов А. И. Нравственность и власть. 29 мая 2011. – 56 мин. // video.yandex.ru/ users / sus-11 / view / 263

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: