Национальные(иудаизм и т.п.)
Мировые (буддизм, ислам, христианство(католичество, православие, протестантизм)
Единобожие и многобожие
Признаки: большое кол-во последователей, эгалитарность (равенство), космополитичность (надэтнический характер)
Секта - религиозное объединение, оппозиционное господствующей церкви.
В РФ- свобода совести (вероисповедания), отсутствие государственной религии.
Светское - не религиозное.
Образование: дать знания и умения, социализация, нравственное воспитание.
Школы: государственные, частные.
Обязательное - среднее (общее) образование.(11кл.)
Гарантирует - Конституция
Принципы: гуманизация (человечность), гуманитаризация (гуманитарные науки), интернационализация, демократизация.
Ступени образования:
Общее: Дошкольное, Начальное (1-4-е классы), Основное (общее) (5-9-е классы), Среднее (общее) 10-11-е кл.
Гл.задача школьного образования- подготовить к поступлению в ВУЗ, взрослой жизни
Культурный человек: образованный, воспитанный, обладающий культурой
Духовная жизнь общества - деятельность людей по произ-ву, распространению и и потреблению дух. ценностей
Д.Ж.О: дух.потребности; дух.деятельность(про-во)-мораль, религия, искусство, наука; дух.блага (идеи, знания и т.п.)
Духовный мир личности — это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей общества.
Духовный мир личности: ЗнанияВераЧувстваПотребностиСпособностиЦенностиУбежденияПереживания
Бездуховность- о тсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов
|
Важнейшей духовной ценностью является совесть как осознание человеком своего долга и ответственности перед обществом и самим собой. Совесть — это своего рода нравственный самоконтроль.
Наука — одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека. Включает в себя: Научные учреждения (Российская академия наук, научные центры, государственные институты, наукограды и др.).Ученых с их знаниями, способностями и опытом. Методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и др.). Специальное оборудование (телескопы, лабораторные установки, подводные лодки,космические станции и др.) Особый язык (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и др.)
Цель — получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира
Характерные черты науки:
- Обоснованность утверждений
- Достоверность полученных результатов
- Системность исследований
Научные знания добываются с помощью хорошо отработанной системы последовательных действий: Выдвижение гипотезы (научного предположения), Наблюдение, Эксперимент, Внедрение в практику
Наука подразделяется на следующие отрасли знания.
- Естественные науки — науки, изучающие природу
- Общественные науки — науки, изучающие общество
- Технические науки — науки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах
Функции науки:
- Наука, получая с помощью специальных методов новые достоверные знания, расширяет возможности человека и человечества.
- Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение
- Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития
- Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению (например, использование научных исследований для разработки планов и программ социального и экономического развития)
- Выполняет непосредственную функцию производительной силы общества
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде
|
Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле нравственности»: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не делай другому того, чего себе не желаешь»)
Содержание морали: Принципы морали(гуманность, справедливость, милосердие, терпимость и др.)
Нормы морали (заповеди) (уважай старших, не убивай, не лги, не воруй, не завидуй, не клевещи и др.)
Моральный идеал
Моральные (всеобщие, общечеловеческие, абсолютные) ценности (смысл жизни, свобода, счастье)
Особые споры вызывают понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»).
1 т.зр.Различий между понятиями «мораль» и «нравственность» нет, это слова-синонимы — они различны по звучанию, но тождественны по значению
|
2 т.зр. Различия между понятиями «мораль» и «нравственность» существуют
Нравственность - с овокупность людских нравов, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д.
Требования морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений.
Однако нормы морали являются лишь образцом должного поведения.
Основные понятия, с помощью которых наука о морали — этика — объясняет смысл и роль морали:
Добро- Все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества и природы. Высшее проявление добре –Мир и Любовь.
Долг Превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека
Совесть Способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков
Функции морали:
- Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни
- Является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию
- Формирует нравственный облик личности
- Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, поскольку соблюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предсказуемым
Гуманизм (лат. humanus — человечный), или человеколюбие — принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.
Этот принцип сложился на базе идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения. Гуманисты (Ф. Петрарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Ф. Бэкон, У. Шекспир и др.) провозглашали человека венцом природы, центром мироздания. В человеке, с их точки зрения, должны гармонично сочетаться естественное и духовное начала, он имеет право на счастье в земной жизни, и его стремление к счастью должно стать основой нравственности.
Человечность — моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей
Включает более качества: