1. Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах
2. Образование – это единый процесс физического и духовного становления личности; процесс, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны;
Образование – многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие, самореализацию человека в динамичной социокультурной среде, обучение способностям понимать, развивать себя;
Образование как общественное явление – это целенаправленно организованный процесс управления социализацией;
3. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями;
4. Социализация личности включает в себя адаптацию, интеграцию, саморазвитие и самореализацию
5. Социализация – процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности;
6. Основоположник научной педагогики в России – К.Д. Ушинский
7. Основные категории педагогики – образование, воспитание, обучение, развитие
8. Воспитание – сумма всех воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни
9. Самовоспитание – деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков
10. Воспитательная ситуация – состояние процесса воспитания в какой-то момент педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося, в определенный период, в конкретных объективных и субъективных условиях
|
11. Обучение – усвоение систематизированных знаний об окружающем мире, развитие познавательных и практических умений, формирование научного мировоззрения, способности к самообразованию и самосовершенствованию
12. Развитие – изменение, представляющее собой переход от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений
13. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с целью решения образовательных, воспитательных и развивающих задач
14. Основная единица педагогического процесса – педагогическая задача; педагогическая задача – это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью и условиями ее осуществления
15. Методология педагогики – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности
16. По конечным целям эксперимент делится на констатирующий и преобразующий
17. Педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности называется воспитательной работой
18. Педагогическую культуру НЕ рассматривают на синергетическом уровне
19. Педагогическая технология – это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса
|
20. Группа- конгломерат – группа ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся на одном пространстве и в одно время (нижний уровень формирования коллектива)
21. Группа- ассоциация – дети приняли статус первичного коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием
22. Группа- кооперация – организационная структура, высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества, межличностные отношения носят деловой характер
23. Группа- автономия – высокое внутреннее единство по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности
24. Группа- корпорация – это гиперавтономизация, обособление приводит к замкнутости (лжеколлектив)
25. Группа- коллектив – межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, наблюдается коллективистическая направленность
26. Педагогическая техника – комплекс умений педагога владеть собой, своим эмоциональным состоянием и внешним поведение
27. Методика воспитательной работы – отрасль теории воспитания, прикладная научная дисциплина, изучающая методы и формы организации воспитательной работы
28. Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач
29. Методический прием – элемент (часть, деталь) метода воспитания
30. Средства воспитания – конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, наглядные пособия, которые используют в реализации того или иного метода
|
31. Обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении – это профессиональная ориентация
32. Сплачивающее ядро коллектива – актив
33. Простая семья – представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке
34. Расширенная или сложная семья – включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством
35. Неполная семья – представляет собой семью, в которой один из супругов отсутствует
36. Движущие силы процесса обучения – это противоречие
37. Принципы обучения, соответствующие компоненту содержания обучения по Ю. К. Бабанскому – принцип научности обучения; связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности обучения; доступности обучения
38. Метод обучения – способ профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательных задач
39. Внутришкольное управление – целенаправленноесознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата
40. Диверсификация – это одновременное развитие различных типов учебных заведений – гимназий, лицеев, колледжей, школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов – как государственных, так и негосударственных
41. Педагогический анализ – это Изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов, на основе которого вырабатываются управленческие решения
42. Фронтальный контроль – это контроль, который направлен на всестороннее изучение деятельности школы, всех аспектов работы образовательного учреждения
43. Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее образовательные программы и обеспечивающее содержание обучения и воспитания детей
44. Современная система образования РФ представляет собой совокупность взаимодействующих государственных образовательных стандартов и программ и сети образовательных учреждений и органов управления образованием
45. Методический совет – элемент методической службы общеобразовательного учреждения, который способен решать задачи диагностики состояния методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и методической работы, разработки новых методических технологий
46. Методическое объединение – структурное подразделение школы, способствующее совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов
47. Структурообразующей единицей (элементом) школы с точки зрения ее учебных подразделений является класс
48. Управление образовательными системами, принципы Д.А. Новикова:
· принцип невмешательства означает, что образовательное учреждение является автономным и активным элементом, самостоятельно выбирающим реализуемые им наборы образовательных программ, соответствующие пропускные способности, распределения имеющихся у него ресурсов;
· принцип регламентации означает, что все функции управления должны быть согласованы между всеми уровнями образовательной системы;
· принцип адекватности означает, что каждый вышестоящий орган управления должен обладать возможностью переработать информацию о состоянии управляемой системы и выработать соответствующие управляющие воздействия;
· принцип оперативности означает, что характерное время выработки и реализации управленческих решений не должно превышать характерное время изменений управляемой системы
49. Педагогическое новаторство – включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество
50. Управление образовательными системами, принципы В.П. Симонова:
· Принцип целенаправленности управления означает, что постановка целей с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности;
· Принцип кооперации и разделения управленческого труда – опора управленца на осуществление организации учебного заведения, на коллективное творчество и коллективный разум при реализации всех намеченных планов;
· Принцип функционального подхода – данный принцип является условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе обновления, уточнения и конкретизации функций (действий) исполнителей;
· Принцип комплексности – сочетание целевой направленности управленческой деятельности и ее полифункциональности, то есть комплекс научно обоснованных воздействий
51. Гимназия – среднее общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением дисциплин, обеспечивающее вариативность образования в зависимости от его конкретного направления, а также освоение общеобразовательных дисциплин
52. Лицей – вид государственного среднего общеобразовательного учебного учреждения, ориентированного на обучение и воспитание интеллектуальной личности и обеспечивающего непрерывность среднего и высшего образования. Дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию